Это не миф. Можно ли победить рак груди
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Моя история началась с родинки. Тёмное пятнышко мне, в общем‑то, не мешало, но к врачу за консультацией я всё‑таки решила обратиться. Правда, визит в поликлинику как‑то сразу не складывался. То доктор был на больничном, то я не могла по разным причинам. Уже готова была махнуть на родинку рукой. Муж, однако, настоял: «Иди в платную клинику».
Так я и попала на приём к онкологу. С родинкой оказалось всё в порядке, но специалист дал направление на маммографическое обследование. Признаюсь, подумала в тот момент: ну, началось, как в известном анекдоте, доктор-частник может даже перелом пятки найти. Я ошибалась.
Потом мне сделали пункцию. Врачи поразили и тем, что, не ожидая рабочего понедельника, позвонили мне в выходные и настоятельно порекомендовали без промедления обратиться в онкодиспансер.
Там я вновь прошла полное обследование. Диагноз подтвердился: рак. Молочная железа, II стадия. «Как? Почему?» — эмоции до сих пор не оставляют меня. Хоть уже полгода прошло.
Меня прооперировали. Очень надеюсь, что всё самое страшное осталось позади…
Полина М., Белгород
По нашей просьбе письмо читательницы комментирует хирург-онколог Белгородского онкологического диспансера Елена Сметанина.
УЗИ
К сожалению, рак молочной железы — один из наиболее распространённых видов онкологии как в стране, так и в нашем регионе. И тенденции к снижению заболеваемости пока нет.
Как нет, увы, и точно установленной причины, по которой недуг развивается в организме. Сегодня с определённой долей уверенности можно лишь говорить, что правильное питание, физическая активность, отсутствие вредных привычек — таков набор советов, которым стоит следовать по жизни. Излишне добавлять: чем раньше будет поставлен диагноз, тем успешнее может быть лечение.
Что же касается специфической профилактики, то сегодня это регулярные ультразвуковое и маммографическое исследования. УЗИ молочной железы необходимо делать раз в полгода. Маммография показана женщинам после 40 лет с периодичностью раз в два года. Такого двусоставного алгоритма обследования надо скрупулёзно придерживаться. Это сегодня, что называется, золотой стандарт скрининга.
Онкомаркер
Нельзя не сказать и об онкомаркерах. Здесь важно знать, что не все онкомаркеры имеют информативную ценность, не все в достаточной степени специфичны. То есть такая диагностика может отразить не только наличие опухолевого процесса, но также многие другие состояния и заболевания. Словом, поставить «онкологию» по анализу крови со 100-процентной гарантией нельзя. Точным зарекомендовал себя лишь онкомаркер, используемый в клинических лабораториях по диагностике рака предстательной железы у мужчин. Онкомаркер называется ПСА — простато-специфический антиген. Остальные онкомаркеры, повторюсь, очень условны. Например, всем нашим больным, поступающим с раком молочной железы, положено назначать соответствующий онкомаркер. Так вот, редко у кого из пациенток показатель бывает выше нормы. Несмотря на не вызывающий сомнения диагноз. И, кстати, если показатель низкий — это тоже не факт, что онкологического заболевания нет.
В группе риска находятся представительницы слабого пола, в анамнезе которых — поздние первые роды, перенёсшие доброкачественные болезни молочной железы, с наследственной предрасположенностью. «Утяжеляют» историю болезни вредные привычки, такие как курение. Доказано: сигареты содержат канцерогены! Гормональные контрацептивы нужно применять строго по назначению врача.
Народные рецепты
Скажу откровенно: за годы работы наблюдала не одну волну невообразимых «целительных» практик. То уринотерапия объявлялась панацеей, то по методу некого Шевченко народ взбалтывал растительное масло с водкой. Была у меня пациентка, которая лечилась настойкой из мёртвых пчёл… Что здесь можно сказать? Кто верит — пусть верит. Самовнушение — большое дело. Но при этом на первом месте, бесспорно, должно стоять безукоризненное следование рекомендациям врача!
Современная медицина
Медицина многого добилась в лечении онкологических заболеваний. Думаю, большинство читателей слышали о современных лекарствах — так называемой таргетной терапии. Это одно из значимых, перспективных направлений медикаментозного лечения многих видов рака. Таргетная терапия заключается в воздействии исключительно на опухолевые клетки, что препятствует их дальнейшему росту и распространению злокачественных поражений. Этот способ лечения может применяться как самостоятельно, так и в комплексе с гормоно-, химиотерапией.
Но прежде опухоль исследуется, определяется её статус, биологическая сущность. Устанавливается, на что она может отреагировать, от чего погибнуть. В диспансере есть всё необходимое для этих целей оборудование. А конкретное решение о лечении конкретного пациента принимает врачебная комиссия.
Практически все больные с раком молочной железы оперируются. Хирургическое вмешательство — это завершающий этап лечения. Без скальпеля, к сожалению, ситуация не может считаться завершённой на 100 процентов.
Рекомендуется выздоровление
И полное выздоровление возможно. Это не миф. Скажу больше. Женщинам, которым была проведена мастэктомия, мы сегодня также выполняем реконструкцию груди. Говорить, насколько это для пациенток важно, нет смысла. Очень важно! Удаление опухоли и пластика молочной железы проходят у нас в рамках одной операции.
А чтобы избежать рецидива, нужно выполнять все рекомендации врача. То есть если после операции доктор назначил определённое лечение, то его надо проводить обязательно. В тех объёмах и те сроки, которые порекомендовал онколог. И если нужна длительная терапия, то её нужно проводить именно длительно, а не забрасывать «по настроению». Мы также рекомендуем не менять климат в течение пяти лет, избегать различных электро- и физиопроцедур.