Магия керамики. Хобби белгородки переросло в работу и стало призванием
Анна Смородина почти 20 лет работает в Доме ремёсел Белгородского района, ведёт кружки у взрослых и детей
-
Статья
-
Статья
Увлечение керамикой началось с самого детства и продолжается до сих пор. Вдохновляясь природой и традициями, мастер создаёт уникальные работы, которые не только преображают пространство, но и рассказывают целые истории.
Руки помнят
«Мой отец Анатолий Егорович занимался керамикой. С малых лет меня забирали из садика и отводили в мастерскую, где папа проводил занятия. Конечно, это всё на меня повлияло. До сих пор помню свою первую работу. Папа участвовал в фестивале, и вот он меня позвал и говорит: «Аня, садись, будем лепить свистульку-балалайку». А они у меня ни в какую не получались. Форма была сложная, мне непонятная. Кое‑как сделала, папа посмотрел и сказал: «Ладно, лепи ёжиков». Вот их я с удовольствием мастерила», – рассказывает «Белгородской правде» Анна.
Она отмечает, что отец любил своё дело и мог найти подход к любому:
«Он был, конечно, оратор великолепный, как будто внутри него целая библиотека располагалась. Всегда ему в шутку говорила: «Почему это мне не передалось?» У меня тактильная память хорошая, руки помнят, как работать с глиной. А в целом память, по сравнению с папиной, проигрывает».
После окончания института культуры Анна долго думала, куда пойти работать, и остановила свой выбор на местном Доме ремёсел. Здесь она ведёт несколько кружков, на занятия часто приходят дети вместе с родителями, также гостями становятся и ребята с ОВЗ.
«Не одно поколение сменилось, мои бывшие воспитанники приводят своих детей, – отмечает керамист. – Есть ребята, поступившие в институт культуры на художественное отделение, другие поехали в Питер и Москву. В Доме ремёсел у нас нет каких‑то корочек или дипломов после занятий. К нам приходят люди по желанию, потому что им интересно и они хотят научиться. Иногда дети, чаще подростки, бывают замкнутыми, и интересно наблюдать, как во время занятий они раскрываются, буквально расцветают на глазах. У нас здесь неофициальная и душевная атмосфера, все настроены дружелюбно, поэтому ребята чувствуют себя комфортно».
Некоторые воспитанники, уже поступившие в вузы и уехавшие из дома, по выходным всё равно заглядывают в гости – выпить чаю и снова заняться творчеством.
«Сейчас у нас в основном дети младшего возраста. Работать с маленькими, конечно, увлекательно. Они такие необычные, у них своё видение мира. К детям постарше нужен особый подход. Некоторые из них хотят всё делать самостоятельно, но иногда им не хватает опыта и знаний, чтобы выполнить задание, поэтому я аккуратно стараюсь объяснить и показать, как правильно, но ни в коем случае не давить», – говорит Анна.
Ящик с потеряшками
Керамист много рассказывает о своих учениках, она ими очень гордится и радуется их успехам. Когда ребята впервые приходят на занятия, то сразу начинают с практики. Они учатся основам, например, как сделать шарик из глины. Анна объясняет, что этот материал специфический и любит влагу. Если долго держать глину в руках, она начинает высыхать, трескаться и рассыпаться. Поэтому нужно периодически смачивать её водой.
«Даже в самом маленьком возрасте ребята хотят видеть результат своей работы. Я иногда помогаю, и, видя, что у них получилось, они вдохновляются и в дальнейшем уже самостоятельно создают свои фигурки, – рассказывает мастер. – Сначала перед ребёнком лежит непонятный кусок глины, но из него же можно сделать любую игрушку, какую он придумает. У меня есть мальчик, он любит котов. Рисует их везде: если нужно нарисовать домик, он нарисует домик с животным внутри, точно так же и кружку, и корабль. Вот он приходит ко мне и лепит котиков, и у него столько искренней радости и счастья от собственноручно сделанной фигурки, что оно и другим передаётся».
Когда работа завершена, её необходимо обжечь. Изделие помещают в муфельную печь, температура в которой 1 000 градусов. После чего его можно раскрашивать красками или покрыть глазурью, чтобы сделать более прочным. Обычно глазурь используют для чашек и тарелок, чтобы они не пропускали воду и были пригодны для еды.
«Дети иногда забывают изделия, у меня уже есть целый ящик подобных потеряшек. Сейчас ввели новое правило – всегда подписывать свою работу. Бывает, ученики долго пропускали занятия, несколько месяцев или даже год. А потом приходит ребёнок и говорит: «Я лепил у вас тарелочку, помните?» Конечно же нет, – улыбается мастер. – И мы начинаем вместе искать её в ящике с забытыми работами. Но я никогда ничего не выкидываю, всё бережно храню».
Дочь Анны Алиса тоже увлекается творчеством. Девочка занимается керамикой, рисует, недавно она поступила в художественную школу.
В форме козла или петуха
Большинство работ керамист дарит друзьям и знакомым:
«Когда лепишь, всё равно вкладываешь в изделие свою энергетику, частичку души. Я нашла своё дело, которое приносит мне удовольствие. Не всем нравится работать с глиной, потому что грязно, много мелких деталей бывает. А я прихожу на работу как на праздник и не вижу себя в другом деле».
Анна хочет получить звание народного мастера Белгородской области. Для этого ей нужно сделать несколько изделий в тематике своего отца и представить себя как продолжателя его традиций. Анатолий Егорович создавал керамику с опошнянскими мотивами, где главной отличительной чертой выступает растительный орнамент, в который вписывают фигурки животных.
«Раньше в каждом селе был свой гончар, и все изделия отличались друг от друга уникальными деталями. Например, для Старого Оскола более характерны ярко расписанные сюжетные фигурки – дамы с собачками, мужики с гармошками. Для опошнянской тематики используют зооморфные мотивы – если кувшин, то он в форме козла или петуха с большим количеством лепнины. Мне это нравится. У меня многие работы небольшие, с мелкими деталями, но иногда, наоборот, нужно подстёгивать себя, чтобы сделать объёмную работу», – отметила керамист.
Анна показывает одно из изделий в опошнянской тематике – сосуд в виде барана. На его изготовление потребовалось три дня. Так как глина быстро высыхает, изделие приходилось заматывать в мокрое полотенце. Для имитации шерсти животного мастер использовала обычную канцелярскую ручку, а после обжига покрыла работу глазурью.
В Доме ремёсел есть стенд с изделиями Анны, где можно увидеть необычный сосуд в виде рыбы, фигурки животных, панно из керамики с видами Белгородской области, подсвечники и героев советских картин. Например, черепаху из мультфильма про львёнка.
«Царь зверей тоже был с роскошной рыжей гривой из шерсти, но я его уже подарила друзьям», – добавила она.
А в БГЦНТ висит её огромное панно, посвящённое сказкам Пушкина. На его создание керамист потратила около трёх месяцев. Идеи для изделий мастер старается придумывать самостоятельно.
«Пыталась искать что‑то в Сети, но не хочу повторять чужие задумки. Поэтому по вдохновению создаю своё, – делится Анна. – В принципе ничего нового не придумываю, те же свистульки или сосуды уже давно всем известны, просто добавляю детали в лепнине или росписи. Но всё равно получается уже уникальная работа».
Не так давно Анна освоила гончарный круг и теперь хочет развить свои навыки:
«Это такой своеобразный рост для меня как мастера. Потому что ручная лепка – это одно, а гончарство – это уже более серьёзный уровень. Мне учитель говорил: «Если ты села за круг, то ручную лепку не бери». А я не могу её бросить, потому что в ней я нашла своё призвание».
Маргарита Грачёва