Бродячие керамисты. Кто в Белгороде создаёт необычные вещи из глины
Журнал «ОнОнас» побывал в творческом штабе Екатерины Волощенко и Ольги Голубевой «Грязный Гарри»
-
Статья
-
Статья
С лестницы стылого подъезда обычной белгородской многоэтажки скорее юркнуть в тепло квартиры! Оглядываешься: миллион деталей. На подоконнике – коллекция камней, в вазах – причудливо изогнутые палки, по стенам – кадры из фильмов, плакат с замершей в широкой улыбке женщиной и рисунки, рисунки, рисунки.
Самое же важное для сегодняшнего вечера – на небольшом столике за широким экраном компьютера: там сушатся глиняные изделия. Желтовато-белого цвета, они чем‑то напоминают печенье, которому только предстоит отправиться в духовку. А вот на комоде рядом – уже полностью готовые чашки с рельефной грудью, розовые дождевые червячки, серьёзный щелкунчик и… селёдка в шубе?
Всё было в диковинку
«Мы – бродячие керамисты, у нас нет своей мастерской. И это усложняет производственный процесс, который и без того сложный. Особенно в плане крупных вещей, – рассказывает Ольга. – Керамика требует много места, а в однокомнатной квартире развести какую‑то масштабную деятельность невозможно. Всё‑таки я здесь живу, это не рабочее помещение, хочется, чтобы тут был порядок и уют».
Пространство – не единственная сложность, с которой приходится сталкиваться керамистам. Работа с глиной отнимает много времени, сил, денег. Поэтому девушки советуют: если искать просто творческое хобби, лучше остановиться на чём‑то попроще. Керамика же – не хобби, а определённый образ жизни. Именно его несколько лет назад выбрала для себя Оля. Чуть позже к ней присоединилась Катя.
«Поначалу я боялась, что это будет какая‑то рутина, одинаковые изделия на потоке. А получилось наоборот: делай что хочешь и сколько хочешь, – улыбается Катя. – До Оли я вообще не знала, что керамика может быть такой яркой, красочной, не говоря уже о форме. Для меня всё было в диковинку».
Осваивали керамическое мастерство самостоятельно, с нуля – ни курсов, ни наставников. Всё через опыт. Признаются: были и ошибки, и неудачи.
«Глина – это всегда большой процент брака, каким бы суперпрофессионалом ты ни был, насколько бы ни знал глазурную химию и вообще все процессы, происходящие в печи при высоких температурах. Но со временем учишься управлять этим так, как нравится тебе, – говорит Оля. – А иногда это и вовсе срабатывает в лучшую сторону, потому что с какими‑то деталями, потёками, артефактами изделия выглядят более живыми».
Катя отмечает:
«Мы сильно выросли в плане технологии. Раньше переживали за каждую деталь, каждую верёвочку. Сейчас у нас уже всё отработано, всё есть, а если нет, то мы знаем, где это достать и как использовать».
Поначалу в «Гарри» приходилось вкладывать свои деньги, чтобы покупать материалы для работы. Через какое‑то время они стали окупаться. А сейчас, наконец, настал период, когда девушки могут запасаться упаковками глины на несколько месяцев вперёд и даже начинают понемногу покупать оборудование. Всё это облегчает работу и даёт больше времени на то, чтобы осваивать другие навыки.
«Быть художником – это одно, что‑то производить – другое, создавать контент для продажи – третье, продавать и взаимодействовать с покупателями – четвёртое. И вот для меня самое сложное – организовать все эти процессы так, чтобы они работали», – делится Оля.
Бесконечность идей
Она открывает комод, достаёт несколько деревянных ящичков – здесь собрана часть сделанного руками подруг. Например, нордическая серия: домики, тюлени, деревца, луна. Из нескольких брошей можно создать композицию-историю. В противовес спокойной коллекции – серия тропическая: в ней девушки даже применяли перья, чтобы подчеркнуть, что эти броши – история жаркая и дикая. К Новому году обязательно создаются украшения на ёлку.
«У нас слишком много всего разного. Это и наше преимущество, и недостаток, – рассуждает Оля. – Из бесконечности идей мы реализовали всего процентов пять. И даже уже реализованные могут дальше расти и меняться».
В подтверждение Катя показывает несколько брошек-грибов: вытянутые ножки, шляпки в крапинках. Эти – из последних. А недавно, вспоминает Катя, она нашла грибочек из первой партии и удивилась тому, насколько он отличается от своих младших братьев: другие детали, другие глазури, да и в целом он кажется очень простым и наивным.
Изделия получаются разными ещё и в зависимости от создателя: работы Кати более живописные, Олю же чаще тянет в графику. Но при этом их всё равно объединяет общее настроение:
— Я люблю абсурд и всё время стремлюсь к тому, чтобы в работах была какая‑то изюминка. Должно быть смешно, должно быть весело, – говорит хозяйка квартиры.
— Но у нас есть и более серьёзные работы: жабки, цветы, – уточняет Катя.
— А я и в них вижу дурашливость, которая просто упакована в живописность, – улыбается Оля, поправляя несколько изделий в углу ящика. Это вот – волчки-дурачки, один из самых первых образов, сложившихся в «Грязном Гарри». Они как раз те самые – дурашливые, хулиганские и очень живые.
Познакомимся на маркетах
Волчков, как и другие работы Оли и Кати, можно найти в их социальных сетях. А чтобы увидеть вживую, потрогать, рассмотреть в подробностях, нужно прийти на белгородские маркеты: так, «Грязный Гарри» – постоянный участник «Блошки». Каждый маркет – важный этап, к которому пересматриваются все запасы. А ещё – возможность лично пообщаться с покупателями.
«Мы, конечно, отмечаем для себя, что больше покупают, на что чаще обращают внимание. Но к тенденциям и запросам не привязаны. Тем более что интересы покупателей могут меняться. Например, на одном маркете раскупили всех жаб. На следующий делаем новых – и ни одной не покупают».
Запомнилось Кате и Оле, что довольно долго посетители маркетов удивлялись, когда видели за столиком «Грязный Гарри» двух девушек. Многие думали, что за выразительным именем скрывается автор-мужчина.
«Название появилось как‑то само по себе. В нём есть отсылка к глине, самая простая и прямая – грязь. И к одноимённому фильму с Клинтом Иствудом, где он играет очень неоднозначного персонажа: одновременно и позитивного, и негативного. Как раз эту неоднозначность мы сохраняем в названии, и это позволяет нам создавать любое хулиганство. В рамки этого названия можно вписать всё что угодно», – объясняет Оля.
Катя, продолжая тему маркетов, признаётся: поначалу ей было жалко отпускать работы в большой мир, она даже нарочно тянула время, дольше возилась с упаковкой в надежде, что покупатель передумает. Но постепенно это прошло, уступив место радости, когда, например, случайно встречаешь свою брошь где‑то в городе.
«Это невероятно мотивирует, когда ты видишь, как вещи, которые ты сделал, живут дальше, обретают какую‑то новую историю».
Творчество вдвоём
Рабочие моменты, идеи, планы – Катя и Оля постоянно на связи, постоянно всё обсуждают и обдумывают. Несмотря на разные характеры, у них получился замечательный дуэт, в котором они идеально дополняют друг друга: например, смеётся Оля, Катя может вовремя остановить её, не дать утонуть в попытках всё довести до совершенства, когда она стремится оформить каждую вещицу так, чтобы максимально передать заложенную в неё историю:
«Все наши работы – это мысли о каких‑то явлениях культуры или жизни, эмоции, которые они вызывают. Тебе что‑то нравится, ты начинаешь это изучать, погружаешься в этот мир, пропускаешь его через себя и потом рассказываешь всё, что узнала, по‑своему, пишешь свою историю. Это всё собирательные образы, у каждого большая предыстория».
А Катя добавляет, что для неё «Гарри» важен ещё и тем, что дарит возможность что‑то создавать:
«Я очень много времени уделяю своим детям, занимаюсь основной работой, на творчество остаётся совсем чуть-чуть. И тут меня спасает Оля. Для меня очень важно, что я могу заниматься керамикой, это внутренняя потребность, ей обязательно нужно найти выход».
Оля дополняет:
«Это всё с самого начала было авантюрой. Просто очень хотелось творчеством рассказывать разные истории. В конце концов, все мы мечтаем найти то, что бы нас всегда радовало. Для меня таким делом стала керамика, потому что это безграничное поле для роста и творчества. Кроме того, она вечная: если не разобьёшь, изделие таким и останется, не изменятся цвета, не станет другой форма».
И девушки смеются, представляя: вдруг через сотни лет археологи откопают какого‑нибудь волчка-дурачка, тщательно занесут в документы – керамика, XXI век, «Грязный Гарри». Свидетельство эпохи. А почему бы и нет?
Александра Токтарёва