«Реагировать нужно молниеносно». Почему у бойцов самообороны должны быть стальные нервы
«Белгородская правда» встретилась с участниками сводного оперативного отряда содействия правопорядку «Ополчение 31» после трагедии на Харгоре
-
Статья
-
Статья
12 мая многие жители Белгорода, узнав, что в результате обстрела со стороны ВСУ обрушился подъезд в доме № 55а на улице Щорса, ринулись на помощь к людям. К пожарным, спасателям, медикам, волонтёрам и простым горожанам присоединились и бойцы территориальной самообороны. Они, не являясь сотрудниками Министерства обороны, на равных несут службу и в случае возникновения чрезвычайной ситуации готовы оказать помощь, даже когда не остаётся времени на сон или отдых.
Чёрное воскресенье
Полувоенные – так называют себя бойцы территориальной самообороны. У них нет специальных званий, есть только позывные. А ещё семьи, дети и основная работа, после которой они едут на занятия по тактической, медицинской, инженерной подготовке.
Когда они приехали к месту происшествия, третий подъезд был уже огорожен забором, а въезд на территорию разрешён только для спецтехники.
В центре дома зиял глубокий провал, разделивший когда‑то единое здание на два отдельно стоящих. В то воскресенье бойцы сводного оперативного отряда занимались на полигоне и должны были смениться.
«Мы уже собирались выезжать домой», – говорит Сергей Ковтуненко с позывным Инженер.
В этот момент стали поступать сообщения об обстрелах и разрушениях в районе Харьковской горы.
«Поднялась тревога, и мы в составе медгруппы оперативно прибыли к месту происшествия», – рассказывает Вячеслав Анциферов с позывным Добрый.
Он вспоминает, что в тот день было много обстрелов и бойцов сводного оперативного отряда задействовали по всему городу. Прибыли на улицу Щорса, к дому 55а. Картина от разрушенного подъезда застыла в глазах:
«Очень тяжёлое зрелище. Помню, 30 декабря, когда под обстрелами в центре города гибли люди, дети, мы тоже были на выезде и всё это видели. Такие же ощущения возникли и здесь. Страх, боль, всё смешалось в голове. Но паники или ступора не было: мы понимали, что нужно реагировать молниеносно, потому что от наших действий зависела жизнь людей, которые остались под завалами».
Об опасности, признаётся Сергей, в тот момент не думали.
«У одного из наших бойцов родственники жили в этом подъезде. К сожалению, вся семья погибла, – он показывает на стены третьего этажа с жёлтыми обоями. – Они жили в этой квартире».
Бойцы пытались пробираться под бетонные плиты, откуда слышались крики о помощи.
«Хотелось помочь всем максимально, но физически это не всегда удавалось, – говорит Инженер. – К тому же было очень сильное задымление. Разбирали завалы быстро. Мы с Добрым и ещё несколько спасателей помогли выбраться парню по имени Денис. Сотрудники МЧС с большим трудом пролезли между плитами, рискуя каждую секунду быть придавленными, и подали ему кислород. Весь дым от пожара шёл внутрь, и парень мог просто задохнуться. Знаю, что сейчас Денис проходит лечение в столице».
Вручную убирали припаркованные машины и откидывали разрушенную мебель, спасаясь от клубов удушающего дыма, сначала просто рвали шторы, попадавшиеся под руки, прикрывая ими лицо.
«Один наш боец буквально спас жизнь сотруднику МЧС, когда начала обваливаться часть верхнего этажа», – говорит Добрый.
За доли секунд до обрушения он успел оттолкнуть спасателя в сторону. Парень повредил ногу, но остался жив.
Не мог остаться в стороне
Тёплый взгляд, неспешный разговор, спокойная уверенность в движениях – позывной Добрый подходит Вячеславу Анциферову идеально. Он приехал прямиком с дежурства, которое несёт по городу на скорой помощи. Добрый – санинструктор, окончил специальные курсы по тактической медицине, работал в сфере медицины катастроф. Знаю, что времени у него совсем немного, в любой момент может поступить звонок и боец умчится на очередной вызов. Сегодня город условно поделён на участки, на которых круглосуточно дежурят бригады медиков и бригады эвакуации.
«Помимо скорых, бойцы из ополчения дежурят и на бронемашинах, которые мы использовали при вывозе людей из Грайворона и Козинки», – рассказывает он.
Вячеслав пришёл в ополчение в сентябре 2022 года:
«Обстановка в городе усложнялась, начались ежедневные обстрелы, поэтому я просто не мог сидеть дома».
Говорит, что поступил на службу в сводный оперативный отряд, чтобы встать на охрану и защиту своей области, своей семьи и своего народа:
«Я – белгородец и гордо об этом говорю. Сейчас я нахожусь в основном составе медицинского взвода, который выезжает на самые сложные вызовы. Есть ещё резервный состав, который всегда на подхвате. Мы несём службу не только по городу, но и на границе, то есть на линии боевого соприкосновения, вместе с бойцами».
Спрашиваю, по какому принципу распределяют бойцов в отряде: кто попадает в основной состав, а кто остаётся в резерве?
«Всё зависит от подготовки. Мы здесь, в большинстве своём, служим добровольно. В основном составе находятся боевые – есть и отставные офицеры, прошедшие спецподготовку. Здесь нет людей с улицы», – подчёркивает Вячеслав.
Ранее он служил в отдельной дивизии оперативного назначения внутренних войск МВД России, а также во взводе миротворческих сил в Грозном, имеет звание младшего сержанта, в армии был заместителем командира взвода. Есть боевой опыт. Жена и дочь, по словам Вячеслава, уже смирились с тем, что его зачастую нет дома. А дочь, увидев папу по телевизору или прочитав новости о работе их отряда, радуется.
«В школе в её классе как‑то провели опрос о любимых супергероях. Дети начали перечислять: человек-паук, супермен, железный человек. А моя дочь сказала, что для неё супергерой – папа», – с гордостью добавляет Добрый.
Нельзя сослаться на усталость
Спрашиваю у Сергея Ковтуненко, почему у него позывной Инженер?
«Окончил БГТУ имени Шухова, по образованию – инженер-строитель промышленных и гражданских зданий и сооружений. Поэтому и позывной такой дали», – объясняет он.
Рассказывает, как попал в ряды территориальной самообороны:
«Я просто ехал мимо городской администрации и решил зайти и узнать, не требуется ли помощь в связи с обстановкой в регионе».
В это время как раз набирали людей в ряды сводного оперативного отряда. Доброволец получил список необходимых документов, прошёл медкомиссию. Дополнительно решил окончить курсы подготовки по тактической медицине. После прохождения испытательного срока попал в «Ополчение 31».
«Работаем не только в городе, но и на взводных опорных пунктах совместно с Министерством обороны, куда даже из основного батальона ездят далеко не все – там тоже нужны стальные нервы», – делится Инженер.
В начале июня 2023 года, когда ВСУ стали интенсивно обстреливать Шебекино, они вместе с Добрым и другими бойцами из ополчения вывозили людей в ПВР. При этом несколько раз попадали под обстрел. Но страха не было, поясняет Сергей, а только мысли о том, как помочь. Эти же мысли возникли и 12 мая возле дома на улице Щорса в Белгороде:
«В такие моменты думаешь, как быстрее пробраться к пострадавшим, оставшимся под завалами. Вот плита, её нужно отодвинуть. Вот арматура – надо быстро убрать с дороги. Время в такие моменты будто останавливается. Ты не смотришь, что дым, гарь и нечем дышать, мысли только о том, что внизу живой человек, шансы выжить которого уменьшаются с каждой секундой. Мы все экипированы, а были люди, которые голыми руками пытались разгребать завалы. И нельзя отказаться, сославшись на усталость, или не поехать, если у тебя закончилась смена. Как ты потом будешь себя чувствовать?»
И он замолкает, не в силах спокойно передать эмоции, которые испытал в тот день.
«И я, и мой напарник гордимся своим отрядом и тем, что в нём состоим, – подчёркивает Вячеслав. – Что бы ни произошло, какая критическая ситуация ни возникла в городе и районе – мы всегда выезжаем на помощь в числе первых. Теперь уже сложно представить свою жизнь по‑другому. Здесь, в отряде, собрались единомышленники, люди, про которых с уверенностью можно сказать, что они не струсят, не сбегут и всегда придут на помощь».
Мы прощаемся с нашими собеседниками и проходим мимо стихийного мемориала, возникшего на месте трагедии 12 мая. А бойцы из территориальной самообороны совместно с сотрудниками ППС продолжают нести службу и круглосуточно охранять территорию дома 55а на улице Щорса.
Елена Ржевская