Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
14 ноября 2023,  13:00
 2513

Солнце в глине. Как постигала ремесло Альбина Проценко из яковлевского Дома ремёсел

14 ноября в Белгородской области отмечают День мастера

Солнце в глине. Как постигала ремесло Альбина Проценко из яковлевского Дома ремёселАльбина ПроценкоФото: Валерия Шатько
  • Статья
  • Статья

Руководитель студии глиняной игрушки в Доме ремёсел Яковлевского округа Альбина Проценко и представить не могла, что, приведя однажды сюда свою дочь заниматься в кружке, сама станет наставником. И достигнет такого профессионализма, что всего за год работы получит высокое звание «Народный мастер Белгородской области», а главное – найдёт дело всей жизни.

Наш человек

Ещё маленькой девочкой в деревне у бабушки и прабабушки Альбина лепила первые глиняные игрушки. Шанс проявить свои способности девочка получила в 12 лет, когда в школу пришла новая учительница по изобразительному искусству Анна Корзун. Она влюбила своих воспитанников, в том числе и Алю, в городецкую роспись. 

С окончанием школы увлечения отодвинулись на второй план – нужно было думать о профессии. Альбина успешно окончила юридический институт и какое‑то время работала по специальности. Вышла замуж, родила дочь. А в декрете вновь нахлынула любовь к декоративно-прикладному творчеству. Однажды ради дочурки Лики мама достала из старых сундуков детскую посуду, которой когда‑то играла сама, а в ней, как маячок, нашлись части её первых глиняных поделок – ушко от кошечки, мордочка от собачки. 

 

 

Вторым маячком стал кружок, в котором начала заниматься Лика.

«Она привела свою шестилетнюю дочь на занятия к нашему мастеру Роману Тагирову, чтобы девочка научилась рисовать, – рассказывает директор Дома ремёсел Светлана Винакова. – Пока ждала малышку, ходила, присматривалась. Потом они с Ликой на пару в разные кружки ходили. Альбина обучилась лозоплетению у нашего мастера Александра Котельникова. Потом с удовольствием занималась в студии куклы «Из бабушкиного сундука» у Антонины Мартыновой. Сейчас у них с дочкой дома целая коллекция куколок. Я узнала, что Альбина владеет городецкой росписью, а ещё прошла курсы по мезенской росписи у мастерицы из Курска. Тогда я и поняла, что это точно наш человек. И как только у нас появилась возможность взять её на работу, мы стали искать направление, в котором она лучше всего могла бы себя показать».

Солнце в глине

Так с лёгкой руки директора Альбина Проценко стала руководить студией глиняной игрушки «Цветики лазоревые». Вроде бы всё получалось, но не хватало ремесленных навыков. И тут она почти случайно увидела в Интернете объявление о наборе на курсы по глиняной дивеевской игрушке. Связалась с организаторами и отправилась за опытом в Нижегородскую область.

«Я поехала к автору дивеевской глиняной игрушки Наталье Крушинской, – вспоминает Альбина Витальевна. – Это очень увлечённый человек, который сильно помог мне, как начинающему мастеру. Какие‑то приёмы лепки, небольшие авторские секретики – во всё с душой посвятила меня Наталья Григорьевна. Ведь в нашем ремесле есть вещи, которые не перенять через мастер-классы онлайн, а можно постичь только при непосредственном общении с мастером, потому что это именно ручная работа».

Солнце в глине. Как постигала ремесло Альбина Проценко из яковлевского Дома ремёсел - Изображение Фото: Валерия Шатько

 

Отличительная особенность дивеевской игрушки – цветовая гамма. Создают такую с помощью нескольких видов глин, особенно популярны сочетания красной, белой и рыжей. Ну и главная черта – от изделий неизменно веет теплом, искренностью и добротой. Не зря про дивеевскую игрушку говорят, что это настоящее солнце в глине:

«Невозможно было не влюбиться в это, ведь игрушка очень нежная, светлая. Даже у зверей и птиц нет клыков и когтей, никаких острых углов, ничего отталкивающего. А ещё принято на готовой работе (и это тоже особенность дивеевской игрушки) оставлять добрые пожелания. Например: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» или «Святимый друг, люби планету, рисуй свой мир, ищи ответы».

Воображение и фантазия

Казалось бы, управлять глиной легко: взял кусочек, обмакнул в водичку, чуток размял руками и лепи, как из пластилина. На самом деле между этими материалами есть разница.

«Пластилин и глина – для меня несравнимые вещи, это же совершенно разные тактильные ощущения, – поясняет мастер. – Пластилин в одном пластическом состоянии находится, а глина – от жидкого, например, от шликера (своего рода глиняный клей для соединения деталей – прим. авт.) до более твёрдого, когда она почти подстывает. У пластилина так не бывает. К тому же если за один раз не удаётся слепить поделку, непременно нужно накрыть мокрой тряпочкой, а сверху ещё полиэтиленом, иначе засохнет – материал ведь натуральный, живой».

Кстати, материал в достаточном количестве закупает Дом ремёсел. Природную глину по 200 и больше килограммов приобретают у разных производителей. Этой осенью, например, здесь лепят из челябинской глины. А белую обычно заказывают в Дивеево, где родился промысел. Помогает в качестве спонсора и Борисовская керамическая фабрика.
 

Солнце в глине. Как постигала ремесло Альбина Проценко из яковлевского Дома ремёсел - Изображение Фото: Валерия Шатько

 

В процессе обучения Альбина Проценко не ограничивает своих юных ремесленников каким‑то одним направлением – лепят всё: дивеевскую игрушку, филимоновскую, каргопольскую и дымковскую.

«Дети уже всё знают, приходят и готовятся к занятию: надевают фартуки, берут досочки, губки, водичку и глину, – рассказывает Альбина Витальевна. – Начинают с самого простого – осваивают глиняную геометрию. Лепим шарики, колбаски – так ребята постигают объём и форму. А потом уже мы занимаемся либо по программе, либо я предлагаю свободную лепку. Тут у них простор для творчества, поэтому я никогда не ограничиваю детей в их порывах. Ведь воображение и фантазия для любого творца очень важны».

Солнце в глине. Как постигала ремесло Альбина Проценко из яковлевского Дома ремёсел - Изображение Фото: Валерия Шатько

Всадник с цыплёнком

За такое отношение юные мастера и любят своего преподавателя. Например, десятилетняя Дарьяна Вельбой занимается в студии глиняной игрушки с августа этого года, но уже проявила себя способной ученицей:

«Я раньше ходила в детскую библиотеку, там год занималась глиной. А потом узнала, что тут тоже есть похожий кружок, пришла, попробовала, и мне так понравилось, что я решила остаться. На первом уроке мы делали свистульку, тыкву. Всадника лепили по типу старооскольской игрушки, это была самая трудная поделка, потому что нужно делать сразу три фигурки: лошадь, самого всадника и маленького цыплёнка или петушка, которого он держит под мышкой».

Ещё одна ученица – Полина Коровина, она постарше – ей 12 лет, и опыта общения с глиной у неё побольше:

«Мне нравится у Альбины Витальевны, что она более внимательно относится к деталям. Я раньше пробовала сама лепить из самозастывающей глины. Делала так: слеплю много всяких кружочков, проткну сверху дырочку и приложу веточку ёлки, лепесток цветка – всё, что нашла дома. Получалась игрушка на ёлку. Вообще у меня дома много поделок – под них выделили целую полку в шкафу. Роспись у нас тоже присутствует, но мне лепить интереснее, потому что ты можешь сам придумать, что будешь делать».

 

Мечта Альбины Проценко – возродить народный промысел в Шопино, где она живёт. Говорят, что на шопинских глинозёмах бытовал в XVIII–XIX веках настоящий горшечный промысел. Обещал посодействовать в этом деле местный батюшка – отец Ефрем из Покровского храма. И всё‑таки главное – творческая неуспокоенность.

«Звание народного мастера я получила в октябре прошлого года, и это было важно для меня как признание моего творчества, – говорит Альбина Витальевна. – Но это и большая ответственность. Я теперь чувствую, что должна ещё больше расти и развиваться. Есть куда стремиться и в дивеевском промысле, и во всех остальных. А ещё в планах освоить настоящее гончарство». 

Арина Беседина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×