Увлечение с продолжением. Зачем Сергей Лемехов учит школьников робототехнике
В детстве Сергей всё свободное время проводил на станции юных техников. Ребята собирали авто- и авиамодели, а потом запускали их во дворе
-
Статья
-
Статья
Позже парень заинтересовался, как моделями машин и самолётов можно управлять с помощью компьютера. Это стало первым шагом на пути к профессии инженера-программиста.
В студенчестве увлёкся робототехникой: было интересно узнать, как между собой взаимодействуют датчики и что управляет двигателем. Начал программировать микроконтроллеры.
Осваивал новые технологии и на рабочем месте: участвовал и побеждал в конкурсах молодёжных инициатив, внедрял рационализаторские предложения. Сегодня продолжает совершенствовать производство уже в качестве начальника участка диспетчеризации мобильных технологических объектов управления эксплуатации регионального IT-центра Губкина JSA Group.
Тернистый путь
Пять лет назад уже сын-первоклассник Володя заинтересовался профессией отца. Лемехов-старший понял, что современные мальчишки уже в начальной школе хотят сами создавать и программировать механизмы. Пришёл на станцию юных техников и предложил организовать кружок робототехники.
«Поначалу справлялись подручными средствами – обычными конструкторами, которые ребята приносили из дома, чтобы потренироваться в конструировании, – рассказывает он. – 3D-принтер на станции уже был – с его помощью печатали детали для роботов».
Несколько лет назад проект Сергея Лемехова выиграл в грантовом конкурсе Металлоинвеста «Сделаем вместе!». На полученные средства приобрели два профессиональных набора для создания роботов.
Под руководством опытного наставника мальчишки и девчонки создавали действующие модели, участвовали в местных и областных конкурсах. И почти всегда возвращались с наградами.
Сегодня юные изобретатели занимаются на базе образовательного комплекса «СтартУм»: кружок робототехники стал одним из самых востребованных в центре цифрового образования «IT-куб» станции юных техников. В прошлом году кружок получил ещё пять комплектов для создания роботов и шесть ноутбуков, а также специализированную мебель. Теперь Сергей Лемехов ведёт ещё и занятия по изучению языка программирования Python.
Дверь в профессию
В кабинете, где школьники создают кибермодели, работа кипит. Девять мальчишек и одна девочка делают свои первые роботизированные шедевры. Из крохотных лего-деталей ребятня собирает машины, подъёмные краны, вертолёты и даже… слонов:
«В этом возрасте у ребят нет границ: они фантазируют с разными моделями, потому что не знают ни законов физики, ни алгоритмику. Я помогаю воплотить придумку в жизнь, – говорит Сергей. – Благодаря такому подходу находим нестандартные решения, которые и мне помогают взглянуть на рабочие проблемы другими глазами».
Преподаватель дополнительного образования помогает выстроить цепочку блоков, чтобы оживить фигуры. Ребята внимательно слушают, наблюдают и пытаются повторить: самостоятельно подключают датчики, моторы и уже за ноутбуками пишут программы, задавая траекторию движения.
«Занятия робототехникой первоначально развивают мелкую моторику, когда ребёнок собирает модель. Затем изучаем язык программирования и алгоритмику – дети осваивают логическое построение. Когда разберутся, программируем простые модели, – перечисляет Лемехов. – Ребята постарше, после шестого класса, уже работают с микроконтроллерами и собирают роботов посложнее».
Такой опыт помогает подопечным Сергея разбираться в современных технологиях и открывает двери в профессию.
«Мальчишки, которые ходили на занятия в первые годы работы кружка, выросли. Некоторые связали жизнь с IT-технологиями: учатся на программистов и администраторов баз данных», – с гордостью рассказывает представитель JSA Group.
Первые победы
Глядя на воспитанников Сергея, трудно поверить, что они не просто играют в конструктор, а создают сложные управляемые механизмы. Они уже не раз побеждали в региональных соревнованиях. Например, накануне Нового года завоевали золото в конкурсе «Машина Голдберга» Белгородского института развития образования.
Команда из четырёх человек – Егор Винничук, Даниил Рябцев, Вячеслав Белашов и Алёна Иванникова – несколько занятий создавала сложную цепочку из более 10 элементов.
Десятилетний Егор Винничук – уже опытный технарь: ходит в кружок с первого класса.
«Хочу сам программировать роботов. В будущем создам новый механизм или сделаю открытие. Продолжу разбираться в робототехнике, изучать программы, а когда вырасту, устроюсь в IT-компанию», – рассуждает мальчишка.
Восьмилетняя Алёна – единственная девочка в этой компании – робототехникой занимается первый год. Когда‑то она увидела слона-робота – и тут же решила, что сделает такого же.
«Мы уже собирали кран, поднимающий и опускающий лёгкие предметы, рельсы, по которым катится шар. Программировать пока не умею, только учусь», – скромничает второклассница.
Справка. Машина Голдберга – устройство, которое выполняет простое действие сложными движениями. Чаще всего длинной цепочкой взаимодействий по принципу «домино», где каждый агрегат приводит в движение последующий при помощи физических, механических и электрических взаимодействий. Например, робот толкает металлический шарик, который скатывается по рельсам и запускает машинку. Та, в свою очередь, заставляет падать домино и так далее. В финале получаем простое действие: чайный пакетик опускается в кружку.
Наталья Хаустова