Что помогает Максиму Щербине быстро восстанавливать сломавшуюся горную технику
За 22 года электрослесарю по ремонту и обслуживанию оборудования рудоуправления довелось заниматься всеми экскаваторами Лебединского ГОКа – от 4-кубовых малышей до 25-кубовых гигантов

-
Статья
-
Статья
Как только поступает звонок о неисправности, Максим Щербина берёт сумку с инструментами и едет в карьер. На месте его встречает машинист экскаватора. Рассказывает, мол, стрела с ковшом не движется либо периодически заедает.
Верный диагноз
Изучив первичные симптомы, электрослесарь идёт в машинное отделение – искать причины хвори. Нужно оценить состояние электросхем и приборов в специальных шкафах. Сначала – внимательно осмотреть. После – «послушать дыхание и измерить пульс». У наладчика есть мультиметр: он позволяет проверить сопротивление и напряжение в электросети, силу тока. После Щербина приступает к ремонту: меняет детали, блоки или проводку.
Обычно профессионал знает, какую часть оборудования стоит осмотреть в первую очередь. Если трудности с движением рукояти, то наверняка неполадки с блоком управления привода напора. Как правило, предположение оказывается верным.
«В ремонтах помогает опыт. За много лет выучил устройство схем всех производителей электрооборудования, чьи приборы установлены на нашей технике», – рассказывает электрослесарь.
Ответ приходит… с кофе
На восстановление агрегата обычно уходит около часа. Но бывают и сложные случаи, когда поиск неполадки занимает треть смены.
«Обычно так происходит, когда экскаватор вроде работает, но периодически барахлит, – говорит Максим Щербина. – Поясню на примере с автомобилем: если он полностью заглох, то, возможно, надо просто дозаправить. Или пропала искра – нужно свечи поменять. А бывают случаи, когда машина «чихает», но едет. В одном автосервисе говорят: «С электроникой проблемы». А в другом мастера грешат на карбюратор. И пока машину не переберёшь, не поймёшь. Так же и у нас: иногда приходится последовательно заменить и протестировать все блоки, чтобы вычислить неполадку».
В трудных ситуациях решения приходят не сразу. Но у Щербины есть проверенная схема привлечения вдохновения:
«Если работа не клеится, иду в кабину машиниста пить кофе. Стоит отвлечься на 15 минут и дать мозгу отдохнуть, как сразу же на ум приходит ответ».

Есть решение
Уже в начале карьеры Максим Щербина помог старшему коллеге Валерию Маклакову улучшить работу узла, управляющего движением ковша. При копании на него идёт серьёзная, иногда очень высокая нагрузка. При нехватке мощности синхронный ход двигателя нарушается, что приводит к остановке экскаватора.
Решение нашлось. Электрослесари установили на агрегат специальные платы, которые добавляют мощности в периоды повышенной нагрузки. Это обеспечило более плавную работу двигателя и помогло избежать резких остановок.
Производители электрооборудования, которые регулярно обмениваются опытом с лебединскими горняками, новаторскую инициативу оценили. Теперь её применяют при создании электросхем новой техники.
Утилизация подождёт
Максим Щербина – автор идеи модернизации системы управления электроприводом шагающего экскаватора, который работает в карьере. Агрегат, как и вся его начинка, ещё советского образца. Вышедшее из строя электрооборудование заменить нечем: такие сборки уже не выпускают. Спасти машину от утилизации помогла смекалка рационализатора: он взял из резерва комплекс приборов управления от карьерной модели экскаватора и пересобрал под специфику «ходока».
Ещё одна идея – замена электрической начинки на нескольких поступивших в карьер 10-кубовых экскаваторах. Опытный наладчик заметил, что на них стоят приборы и схемы нового типа. И работают они как тестовый образец – с перебоями, что приводит к частой остановке агрегатов. Выход из ситуации нашли: перенесли на новые машины более надёжное оборудование с уже списанных экскаваторов. Так бывает: механическая часть техники уже износилась, а электрическая ещё может работать. Обычно при демонтаже годное электрооборудование снимают и откладывают в резерв. В данном случае оно пригодилось: карьерные новички стали работать стабильнее.
«Даже самая маленькая неполадка в электросхеме техники – это простои машины и потери в добыче горной массы. Потому и придумываем, как модернизировать работу оборудования. Мы не просто облегчаем себе труд, но и обеспечиваем стабильность работы экскаваторных и других бригад. От этого выигрывают все», – считает профи.
Награда
По итогам 2024 года Максим Щербина стал одним из трёх лауреатов премии им. Алексея Угарова. Она учреждена правительством региона и Металлоинвестом в память о бывшем генеральном директоре ОЭМК, заслуженном металлурге РСФСР. Главную профессиональную награду Белгородской области уже 13 лет вручают работникам предприятий, показывающим значимые успехи в труде, науке, творчестве. Талантливого лебединского электрослесаря отметили в номинации «Рабочий года».
«Награды для меня никогда не были самоцелью. Они просто приятное дополнение, которое показывает: то, что делаю, значимо не только для меня, но и для окружающих», – считает Максим.
Он продолжает:
«Много лет возглавляю бригаду электрослесарей. Но, в отличие от строителей и механиков, наша бригада работает не на одной точке, а в разных местах карьера. Общаемся в основном по мобильному. Все ребята у нас толковые, умные, но порой им не хватает опыта. Если сталкиваются с нетривиальной поломкой – звонят, просят подсказать. В моём случае бригадир – это наставник и советчик. Но если надо – и помощник: когда неполадка масштабная, выезжаю на подмогу».
Поломки горной техники и выезды в карьер происходят не каждый день. Что же делают электрослесари во время безаварийных смен? Чинят электрооборудование, которое привозят из рудной чаши на поверхность. Для удобства Щербина придумал стенд – уменьшенную копию привода экскаватора. Он подключён к компьютеру, который имитирует процесс работы и параметры горной техники. По их отклонению от нормы электрослесари понимают, какой из элементов электросхемы нуждается в ремонте. И могут задавать тестовые режимы, чтобы проверить работоспособность приборов уже после починки.
Евгения Шехирева