«Доехать живым и невредимым». За что шебекинского водителя часто благодарят пассажиры
Александр Литвишко рассказал «Белгородской правде» об особенностях работы в приграничье
-
Статья
-
Статья
«Хочу 1 000 раз сказать спасибо водителю автобуса № 4 Литвишко Александру за спасение пассажиров, которые вчера в Шебекино ехали на работу, и автобус попал под обстрел. Благодаря его мужеству, собранности и ответственности все остались живы» – такую запись мы нашли на странице в социальной сети у местной жительницы Елены Саморок. Мы решили познакомиться с водителем, в адрес которого насчитали более 10 постов с благодарностями.
Большая ответственность
Шебекино встречает нас хмурыми тучами, порывистым ветром. После предварительной договорённости с нашим героем ждём его с фотокорреспондентом на конечной остановке «четвёрки» в Титовке. Совсем недалеко слышны глухие артиллерийские выходы, чуть громче идёт «ответка». Это прилёты в нашу сторону. Недалеко железная дорога с обугленной по бокам насыпью. Здесь и так понятно – пожары от обстрелов уничтожают сухую траву и ветки. В селе на улице ни одного человека, не слышно даже привычного лая собак. Жутко. Прямо к остановке примыкает бетонное укрытие, спасшее уже не одну жизнь. Мы далеко от него не отходим.
Мимо по дороге проносится синяя «пятёрка», за ней появляется видавший виды «пазик», фыркнув, резко тормозит возле укрытия, двери открываются, водитель говорит: «Садитесь быстрее, встанем за остановкой». Мы запрыгиваем в маршрутку, проезжаем несколько метров, припарковываемся в укромном месте. Я уже предупреждена, что у меня на всё про всё 10 минут разговора. Таков регламент.
«Начал свой профессиональный путь 20 лет назад, ещё в Белгороде. Работал на 36-м маршруте. Потом переехал в Шебекино и вот уже лет 15 по «четвёрке» езжу. Город свой любил и люблю. В мирное время за рулём думал больше о том, чтобы пассажиры были довольны поездкой. Люди же капризные бывают. Нужно сдачу правильно дать, остановиться близко возле бордюра, плавно тронуться, чтобы не падали. Такие житейские мелочи. Сейчас всё изменилось, народ неразговорчивый. Для всех главное – доехать быстро, живыми и невредимыми», – рассказывает Александр.
За рулём в бронежилете
Прошу рассказать о ситуациях, за которые его благодарили шебекинцы в сетях. Литвишко, немного смущаясь, объясняет, мол, ничего особенного.
«Был обстрел маслозавода. Мы с семьёй недалеко живём. Звонит жена и предупреждает, чтобы я не ехал, переждал. Остановился, а тут начались прилёты, ближе и ближе. Люди успели выйти и в укрытии спрятаться. А второй раз напротив нашей администрации был прилёт в 50 м от автобуса. Двери открыл, парни выскочили, кто‑то побежал. А женщины у автобуса стоят и как будто оцепенели. Растерялись. Я крикнул: «Ложитесь». Обычно водителей слушают, все целы остались, раненых не было», – говорит он.
Александр сетует, сейчас вышло постановление, что водитель, услышав сирену, должен людей высадить и за 50 м от укрытия отъехать. Но, утверждает он, это будет действовать только при ракетной опасности, например, в Белгороде, где есть 40–50 секунд, а здесь, ближе к границе, прилёт происходит через пару секунд. И если ты под первый не попал, то под второй точно можешь. Если есть возможность, то водители довозят до укрытия, автобус отгоняют, но чаще этого времени просто не бывает. Потому что нужно ещё и самому выбежать и спрятаться.
Александр работает в бронежилете с закреплённым на нём детектором дронов. Современная каска тоже имеется, но надевает он её не всегда. Говорит, неудобно. Частенько она просто лежит рядом. Такие комплекты им выдали летом, когда беспилотники полетели группами.
«Инструкцию почитал, как детектором пользоваться, видео посмотрел, всё вроде понятно. Он оповещает, какой дрон летит: разведка или FPV. Вот если FPV, он издаёт высокотональный звук, тогда лучше покинуть автобус. РЭБ на крыше стоит. Защищены, но колокольчики и лепестки могут и на дороге быть рассыпаны. На этих выходных в целях безопасности баллоны с метаном с крыши сняли, потому что дроны по автобусу часто бьют и сила взрывной волны утраивается», – объясняет он.
В минуты опасности времени на маршрут может затрачиваться в два раза больше. 25-минутный путь растягивается на час, остановки возле укрытий под звуки сирены бывают частыми. Пассажиры понимают, что торопить нельзя, нужно ждать отбоя. Да и в автобусе разговоров теперь только об обстрелах и о ранениях. А ещё тяжелее, когда об убитых вчера или позавчера. И такое бывает.
Отложил до лучших времён
Совсем недавно глава администрации Шебекинского округа Владимир Жданов вручил Александру благодарность за мужество и самоотверженность, проявленные при обеспечении транспортного обслуживания жителей в условиях, сопряжённых с риском для жизни. Это его первая награда с такой формулировкой.
А вообще у Александра Литвишко много наград. Кроме того, что он отважный и добросовестный водитель автобуса, он ещё и наш коллега – талантливый фотохудожник, победитель городских и региональных конкурсов. Его область интересов – российские пейзажи и загадочный космос. Этим хобби он занят с 6-го класса, сейчас у него профессиональная камера с хорошим объективом. На его странице во «ВКонтакте» снимки с завораживающим полярным сиянием, невероятными зимними и летними пейзажами, храмом Новый Иерусалим, водной гладью белгородских рек.
«Раньше очень любил ездить в Воронежскую и Курскую области. Фотографировал пещеры, храмы, сейчас пока отложил фотоаппарат, – говорит Саша. – Во‑первых, опасно. Люди и некоторые службы могут неправильно понять, или разбить камеру, или заставить отформатировать флешку. Во‑вторых, нет настроения и времени. Работаю на двух работах. После маршрута на автобусе еду отвозить рабочих на птицефабрику в Маслову Пристань. Домой прихожу к 11 часам ночи».
Поэтому зачехлённая камера ждёт окончания СВО и всплеска вдохновения мастера. Сейчас о мирном увлечении напоминают фотографии, размещённые на автобусных остановках и на стенах в шебекинских учреждениях. Когда‑то был позитивный проект: украсить город его жизнеутверждающими снимками. Его реализовали, осталась память.
Время, отведённое для нашего интервью, заканчивается. До автостанции мы едем по четвёртому маршруту с нашим собеседником. На остановках он здоровается со знакомыми пассажирами, они молча прикладывают карточку к онлайн-кассе, маленький мальчишка заглядывает к водителю в кабину. Саша улыбается ему, и от этого становится как‑то уютнее и спокойнее. Словоохотливые пассажирки с удовольствием отвечают на мои вопросы о работе водителя.
«О нём только хорошее могу сказать, всегда остановится, если попросишь, добрый и отзывчивый парень, дай Бог ему здоровья. У нас проблем с транспортом сейчас много, обстановка серьёзная, водители боятся работать. А он садится и везёт», – отвечает местная жительница Валентина.
Сквозь громкие звуки мотора в автобусе пробивается настырный сигнал детектора дронов. Александр успокаивает:
«Волноваться не надо, это разведчик, он пока далеко», – говорит он, поворачивая к зданию автостанции.
Я знаю, что у него здесь стоянка только две минуты. Прощаемся, и автобус уносится на очередной тяжелейший круг. Неизвестно, сколько ещё в этот день будет прилётов.
«В каждом рейсе они рискуют своей жизнью, поэтому я бы сказала, что сейчас в Шебекино все водители – отважные люди», – делится с нами продавец магазина на автостанции Людмила Ильина.
С начала СВО в приграничье мирная профессия водителя автобуса стала опасной, напряжённой и ответственной. И те, кто не уехал, не бросил своих пассажиров, поистине герои наших дней.
Елена Ховхун