«Паниковать нет смысла». Как водителям автобуса работается в приграничном Белгороде
Егор Ткаченко из Единой транспортной компании рассказал «БелПрессе», почему не может оставить любимое дело ради спокойной жизни вдали от дома
![«Паниковать нет смысла». Как водителям автобуса работается в приграничном Белгороде «Паниковать нет смысла». Как водителям автобуса работается в приграничном Белгороде](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/fd/36/fd3606a3-f2e4-493b-a940-94c831e13419/pk_240509_133616.jpg__750x415_q75_crop-True_subject_location-348%2C372_subsampling-2_upscale.jpg)
-
Статья
-
Статья
Интенсивные обстрелы приграничья внесли значительные коррективы в обязанности водителей автобусов: ответственность за пассажиров увеличилась вдвое, при этом добавились новые требования к личной безопасности и психологической выдержке.
Три главных принципа
Мужчина мечтал о профессии водителя с детства: его интересовали большие, сложные машины и привлекала непрерывная динамика дорог. Он начал карьеру с должности радиомеханика по ремонту оборудования троллейбусов и с тёплой ностальгией вспоминает годы, проведённые в троллейбусном депо Белгорода. В 2019 году Егор присоединился к коллективу ЕТК и, пройдя обучение, стал водителем автобуса.
«Я доволен своей профессией, мне нравится водить автобус. Считаю, у нас отличный подвижной состав, замечательные специалисты и достойная оплата труда. Коллег много – не со всеми знаком, но с теми, кого знаю, мы поддерживаем связь и общаемся хорошо», – поясняет он.
![Фото: Павел Колядин «Паниковать нет смысла». Как водителям автобуса работается в приграничном Белгороде - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/10/01/10010d9e-e58b-4968-abfa-cc3d0faf20b1/pk_240509_132411.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Ткаченко признаётся, что по‑настоящему любит родной город и наслаждается поездками по его магистралям: пейзажи чистых, ухоженных улиц с обилием зелени радуют глаз и приносят умиротворение. Особенно приятно, когда удаётся чередовать разные маршруты и разбавлять рутину: тогда каждый день не похож на предыдущий.
Но всегда крайне важно сохранять бдительность и невозмутимость, ведь могут произойти ситуации, способные вывести из равновесия и даже спровоцировать стресс – будь то скандальный пассажир или дорожное происшествие.
Поэтому Егор определил для себя несколько главных принципов: сконцентрировать внимание, не спешить в пути, соблюдать вежливость в общении.
![Фото: Павел Колядин «Паниковать нет смысла». Как водителям автобуса работается в приграничном Белгороде - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/15/b1/15b1d8d6-9fed-448a-a752-423fd73511de/pk_240509_134019.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«Прежде всего нельзя переносить своё плохое настроение на работу. Если сумеешь абстрагироваться, значит, и дело пойдёт гладко, и люди расположатся. Да, бывает, встречаются конфликтные личности, но отвечать взаимностью на хамство не в моих правилах», – поясняет молодой человек.
Двойная ответственность
С обострением оперативной обстановки ощутимо изменились условия работы водителей ЕТК. Теперь они ответственны за сохранность пассажиров не только во время поездки, но и в период воздушных атак. При сигнале ракетной опасности им предписано оперативно припарковать автобусы у ближайших укрытий, сопроводить людей из салона в убежище и обратно, когда минует угроза.
![Фото: Павел Колядин «Паниковать нет смысла». Как водителям автобуса работается в приграничном Белгороде - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/4d/aa/4daa6e5b-f982-4ebc-aac4-dd5d4d357af6/pk_240509_133315.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Ткаченко признаётся: к уведомлениям о тревоге нельзя привыкнуть и по‑прежнему они вызывают некоторое волнение. Поэтому водителям как никогда необходимо поддерживать эмоциональную стабильность, чтобы не упускать из внимания ситуацию на дороге и одновременно быстро продумывать действия.
Оповещения об обстрелах приходят сразу по нескольким каналам – о них сигнализирует диспетчер, внедрённая в транспорт спутниковая система навигации ГЛОНАСС и мобильное приложение МЧС России. Если машину повредило осколками снаряда, водитель должен сообщить об этом диспетчеру, а он передаст информацию в оперативные службы.
«На моей памяти два наших автобуса пострадали при таких обстоятельствах. Особенно сильно 30 декабря около остановки у медколледжа. Снаряд разорвался в нескольких метрах, выбило все стёкла, а водитель получил тяжёлую травму. На его восстановление ушло 5 месяцев, мы все сильно переживали. Сейчас он поправился и уже вышел на работу», – рассказывает Егор.
![Фото: Павел Колядин «Паниковать нет смысла». Как водителям автобуса работается в приграничном Белгороде - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/50/4f/504fccd3-e189-4294-a933-8a0558b7c7db/pk_240509_130903.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Окна всего подвижного состава ЕТК обклеили бронированной плёнкой, а с недавних пор сотрудникам стали выдавать облегчённые бронежилеты и каски, если те получают путёвки в потенциально опасные зоны Белгорода и Белгородского района.
Изначально защитную экипировку предполагалось носить на протяжении всего дня, но, как выяснилось на практике, это большая нагрузка: бронежилеты сковывают движения, а каска загораживает обзор. По итогу персоналу позволили надевать обмундирование во время воздушной угрозы перед тем, как покинуть кабину, и при въезде на рискованный участок маршрута.
Заведомо опасными в связи с частыми обстрелами считаются микрорайон Улитка, Харгора, посёлок Дубовое, село Никольское и другие населённые пункты приграничья. Прежде чем продолжить путь по их территории, водитель обязан на предваряющей остановке надеть бронежилет и каску.
![Фото: Павел Колядин «Паниковать нет смысла». Как водителям автобуса работается в приграничном Белгороде - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/53/e8/53e8036d-4529-47ad-b398-66630d6064c7/pk_240509_131607.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«Экипировку закупили на все маршруты, где полагается такая комплектация. То есть, если в путёвке от механика указана графа выдачи бронежилета и каски под соответствующими номерами и размерами, мы берём их, расписываемся и отправляемся», – уточняет Ткаченко.
Здесь вся жизнь
Несмотря на напряжённую ситуацию в городе, Егор не рассматривает вариант покинуть его и устроить жизнь в более благоприятных и спокойных условиях. Он не скрывает: агрессивные обстрелы и их трагичные последствия сильно впечатлили его и вселили страх поначалу. Но у мужчины было время свыкнуться и адаптироваться к психологически тяжёлой обстановке. На первый план вышли борьба с паникой и усиление самоконтроля. Егор рассудил, что кто‑то должен выполнять работу и поддерживать привычный уклад, тем более если дело любимо и незаменимо для него самого.
![Фото: Павел Колядин «Паниковать нет смысла». Как водителям автобуса работается в приграничном Белгороде - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/35/21/35219136-5290-453c-8361-bed6c25ad9ca/pk_240509_135222.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«Во‑первых, это мой любимый город. Здесь находится мой дом, живут родные и друзья. Во‑вторых, меня держит работа, которая очень нравится. Тяжело расстаться с коллективом, мы пробыли вместе долгий срок и отлично поладили. Грустно оставлять даже свой автобус, потому что к транспорту тоже привязываешься: следишь за его чистотой и техническим состоянием, всячески ухаживаешь», – делится он.
Тем не менее, понимая высокие риски и ответственность работы водителя, за Ткаченко переживает семья. Особенно волнуется мама, как и любая другая за своего ребёнка. Молодой человек утешать её и каждый раз заверяет, что всё обойдётся, ведь при чрезвычайной ситуации не растеряется и поступит, как должно. Женщина верит сыну и сейчас беспокоится меньше.
Видео Юлии Манохиной
«Мы созваниваемся после тревоги, чтобы удостовериться, что всё в порядке. Мама спрашивает, нормально ли отработал, сопроводил ли пассажиров. Бывает, рассказывает, что сама ехала в автобусе и их тоже отвели в укрытие. Разговариваем совершенно спокойно: паниковать нет смысла, иначе ни нервов не будет, ни сил не останется».
Юлия Манохина