Ангелы на улицах. Что вспоминает белгородский фельдшер о событиях 30 декабря
В этот день центр Белгорода подвергся жестокой атаке со стороны Украины
-
Статья
-
Статья
Когда‑нибудь трагедию декабря 2023 года воссоздадут по минутам, собрав воедино всё, что пережил город и белгородцы в результате бесчеловечного обстрела.
Мы продолжаем рассказывать о людях, которые в силу разных обстоятельств около 15:00 того дня находились в центре Белгорода и оказывали помощь пострадавшим. Во многом благодаря их мужеству, собранности и грамотным действиям удалось избежать более серьёзных последствий для жизни и здоровья многих белгородцев и гостей города.
Было страшно
Фельдшер скорой помощи Роман Фоминых повидал многое – в медицине с 2006 года, около 10 лет трудится на скорой. С февраля 2022-го, в начале СВО, вместе с коллегами принимал первых мирных и военных раненых в Муроме, Нехотеевке, Журавлёвке.
«Мы стояли непосредственно на самой границе, за неё не переезжали. Оказывали первичную помощь, многое пережили», – медик не вдаётся в подробности того, как впервые столкнулся с боевыми ранениями, гибелью людей.
Тем не менее увиденное 30 декабря в Белгороде Роман определяет коротко – было страшно. Спустя время эмоции не отпускают, ему трудно бесстрастно восстанавливать хронологию событий, хотя всё врезалось в память, кажется, намертво. В тот день на основной работе у него был выходной, и он приехал в военный госпиталь, где трудится в качестве волонтёра.
«Я находился в приёмном отделении, когда начало бахать. Испугался, что бьют прицельно по госпиталю – стены ходуном ходили. Вышел на улицу, увидел в небе следы работы ПВО и клубы дыма в трёх местах в центре. Понял, что произошло что‑то серьёзное. В этот момент подошла наш врач-реаниматолог Наталья Бобрышева, она тоже помогает волонтёром в госпитале. Первые секунды мы думали, что надо раненых эвакуировать. Но тут начмед распорядился, что будем принимать гражданских».
Медики стали готовить реанимационные скорые:
«Мы с Натальей Николаевной предложили свою помощь, сели в первую машину. Поехали в сторону универмага «Белгород». Заметили женщину лет 30, у неё было проникающее ранение в живот. Она лежала возле рамки на входе в универмаг. Обработали рану, наложили повязку, катетер поставили, подключили капельницу, погрузили на носилках в машину. Наталья Николаевна уехала с ней в госпиталь, а я с медицинским чемоданчиком побежал по улице», – рассказывает фельдшер.
Путь бегом
Бегом, высматривая по пути раненых, Роман спустился вниз по улице Попова. Кругом битое стекло, простреленные машины. Поразило, что некоторые люди просто стояли и снимали происходящее на телефоны. Увидел пару лежащих на земле, накрытых тканью.
«У них жгуты были натянуты, видно, останавливали кровь, но им уже не помочь было… Кто‑то указал на магазин «Автоград», где сидел мужчина средних лет с ранением в спину. Главное было закрыть и обработать раны. Подъехала машина скорой. Загрузили пострадавшего, сам дальше побежал. Тут сирена началась, стал людей в магазин загонять. Мне сказали, что внутри раненый парень – осколочное ранение колена или порез. Осмотрел его – руки, ноги, голова целы, переломов не было. Также наложил повязку на колено, наши врачи из госпиталя подъехали, забрали мальчишку».
Всё так же бегом добрался Роман по Преображенской до «Маяка», потом в сторону рынка по улице 50-летия Белгородской области, перевязывая тех, кто встречался, передавал коллегам со скорых, заставлял людей зайти в здания.
«Страх пришёл потом, тогда его не было. Единственное, не понимал, как пройду участок, где валил чёрный дым у «Маяка». Но как‑то пересёк. У «Потапыча» увидел ребят из теробороны, волонтёров, они раненых грузили. Думаю, тут помощь есть, вернулся к гостинице напротив «Маяка», там сказали, в подвале девочка 15-летняя, раненная в спину по касательной. Перевязал. «Скорая подъедет, тогда вынесите её», – говорю. В этот момент уже начали много медработников подъезжать. Наш главврач Алексей Жиров на своей служебной машине приехал. Говорит: «Ром, там кто‑то помощь просил, посмотри». Я нашёл двоих мужчин, у одного ранение головы, у другого – плеча, лёгкие. Главврач их на своей машине отвёз. Моя помощь уже больше на улице не нужна была, вернулся в госпиталь», – рассказывает Роман.
Вспомнить всех
В госпитале шла штатная работа: принимали, сортировали пострадавших по степени тяжести, перераспределяли по другим больницам, кого срочно – оперировали. Позже стало известно, что некоторые из встреченных им пострадавших, в том числе дети, не выжили.
Роман Фоминых просит не забыть упомянуть коллег, которые не растерялись, рисковали собой, независимо от того, на службе были или нет. Те, кто пережил похожие события, поймут, что это значит – спешить на помощь под угрозой взрывов, не думая о себе.
Сейчас мы много говорим о подвигах наших военных, но в тот предновогодний день на улицах Белгорода вершилось много героических поступков. И в числе героев было немало медработников. Не сомневаемся, что в памяти спасённых людей они останутся навсегда земными ангелами-хранителями.
Ольга Бондарева