Тётя Маша и дядя Ваня. Белгородские пенсионеры стали фронтовыми родителями для солдат
В одном из белгородских приграничных посёлков живут удивительные люди – Иван и Мария Обрезановы. О них рассказывает «Белгородская правда»
-
Статья
-
Статья
Двери дома Обрезановых никогда не закрываются, телефон они ни на минуту не отключают. В пристроенную к их небольшому домику кухню ежедневно приходят российские солдаты, для которых Иван Алексеевич и Мария Ивановна стали практически родными. Каждый день они стараются создать для ребят хоть капельку уюта и тепла.
Военнослужащие, которые останавливаются здесь на побывку, потом на фронте вспоминают об этих встречах и горячих обедах, рассказывают о них родным и близким. Женщины в далёкой Туве в честь Обрезановых проводят магические обряды, желая здоровья. А благодаря мартовской передаче «Малахов» историю дяди Вани и тёти Маши узнала вся Россия.
Накормить досыта
Познакомились Мария и Иван ещё в восьмом классе. Скромную молчаливую девочку часто обижали одноклассники-мальчишки. Ваня – крепкий парнишка – решил её защищать. Глянул один раз в Машины синие глаза да так и остался навсегда их пленником. Девушка проводила Ивана в мореходку, дождалась из армии и вышла за него замуж.
Сорок лет прошли как один месяц. О таких, как Обрезановы, говорят: всегда вместе – и в радости, и в горе. Вырастили двоих детей, те в свою очередь подарили родителям четверых внуков. Не так давно вышли на пенсию.
Воспитание в их семьях проходило в большом уважении и любви к Родине. До сих пор Иван Алексеевич не забывает про свою срочную службу, которая прошла в Германии в начале 1980-х. Сержант учебной роты, командир отделения подготавливал бойцов к службе в Афганистане. Супруги хранят память о дедах-фронтовиках, воевавших в Великую Отечественную: Фёдор Сергеевич Обрезанов и дядя Егор Фёдорович Стадников вернулись домой с орденами, а дедушка Марии Ивановны – Николай Васильевич Клименко – погиб на фронте.
Когда началась специальная военная операция на Украине, Иван Обрезанов понял, что хочет помогать стране. Но в его возрасте на фронт не берут. Подсказка пришла от местной активистки Ольги Тарасовой. Она организовала группу в телеграм-канале «Помощь солдатам» и пригласила туда Обрезановых.
«Так началась наша волонтёрская работа. Со временем в группе из мужчин остался только я, а остальные – девочки. Им же будет сложно без меня», – говорит Иван Алексеевич.
На серьёзные рельсы помощи они встали, когда весной прошлого года через посёлок пошли колонны с военной техникой.
«Военнослужащие разбили лагерь в лесу, а кухня осталась «за лентой». Местные жители заметили ребят недалеко от границы, – вспоминает Мария Ивановна. – Дочка наша, узнав об этом, попросила покормить их горячим обедом. Сказала, что там человек десять. Мы сварили борщ, нашли их с большим трудом».
Здесь у Марии Ивановны дыхание прерывается. И у обоих наворачиваются слёзы. Оказалось, что солдат не десять, как думали вначале, а значительно больше.
«Мы поняли, что не накормим всех. У бабушки моей из‑за волнения сразу давление поднялось. Мы обменялись телефонами и стали ездить к ребятам каждый день», – рассказывает Иван Алексеевич.
Так появился мост дружбы. А если ещё учесть, что они встретили мобилизованных из Тувы, мост‑то не простой оказался, а межнационального значения. Прошло время – о тёте Маше и дяде Ване узнали на юге Восточной Сибири, а затем и на федеральном канале.
Простой человек
Первый звонок от организаторов передачи «Малахов» раздался в начале марта. Мария Ивановна как услышала, руками всплеснула:
«На телевизор? – нет, не хотим. Мне лучше роту солдат обстирать и накормить, чем на вашу передачу ехать», – отказалась она.
Иван Алексеевич тоже поначалу отнекивался, но потом согласился. К этому времени у супругов уже имелся немалый опыт общения с солдатами, их родителями и местными волонтёрами.
«Поначалу было тяжеловато, а потом стали помогать люди, – продолжает рассказ Мария Ивановна. – Глава посёлка то муки привезёт, то выделит машину, чтобы дорогу почистить. Недавно местная женщина привезла нам овощи. Из Тувы руководитель регионального отделения Народного фронта Саима Далчин и председатель комитета солдатских матерей Чойгана Назытай привозили сюда родителей мобилизованных. Оставили помощь для ребят, наготовили солдатикам вкусной еды. Ночевали у нас».
В общем, рассказать было о чём. И тётя Маша с дядей Ваней отправились в Москву – первый раз за свою жизнь.
«Впечатлений после передачи много. Очень хорошо нас приняли. Переезд оплатили, гостиницу, даже ресторан в поезде. Такси заказали прямо к дому, мы доехали до Россоши, там нас посадили в поезд. В Москве встретили, отвезли в гостиницу. Мы очень удивлялись всему, что с нами происходило».
Обрезановы готовились увидеть телезвезду, а оказалось, что Андрей Малахов – простой в общении человек. В студии поздоровался за руку и побежал дальше. А уж девчонки-ассистентки как за ними ухаживали: чай, кофе подавали. Операторы держали интригу до начала передачи, обещали много сюрпризов.
На боевом посту
С первых минут передачи было понятно, что героическая история двух белгородских пенсионеров тронула зрителей. В студии люди долго аплодировали им стоя. И если Мария Ивановна держалась как стойкий оловянный солдатик и не плакала, то Иван Алексеевич при встрече с солдатами, ставшими для них «фронтовыми сыночками», постоянно вытирал глаза. Это была потрясающая по глубине эмоционального накала программа. В тот вечер к экранам прильнули почти все белгородцы.
«Первым вышел парень в орденах, Ачыты Нурзат. Его батальон располагался в приграничной зоне. Он ехал с фронта, остановился у нас переночевать и сильно заболел, – рассказывает моя собеседница. – Я жду его завтракать, а он не идёт. Звоню, а он говорит: не могу встать с постели, у меня температура поднялась. Два дня лежал. Мы его отпаивали лекарствами. Немного выздоровел, поехал дальше».
Когда речь заходит о дорогих для них людях, Иван и Мария Обрезановы оживляются и с готовностью рассказывают:
«Это Рома Кара-Кыс, у него жена должна была родить. Связи между ними долго не было, и Рома не знал ничего. А тут приехал к нам и услышал, что у него четвёртый ребёночек родился, заплакал от счастья. Его отпустили в отпуск, на передачу он приехал из Тувы, чтобы сказать спасибо».
Как к родному отнеслись пенсионеры и к военнослужащему Максиму Богатову. Как только дядя Ваня услышал, что тот в 150 км от них лежит в госпитале, раненный в ногу, не раздумывая, отправился к парню, чтобы поддержать его, обнять и передать вкусняшек от тёти Маши. На передаче родной отец Максима сказал Марии Ивановне и Ивану Алексеевичу сердечные слова благодарности, а сам солдат поблагодарил по видеосвязи из госпиталя.
Действительно, много сюрпризов подарил им тот вечер. В знак почтения и уважения по тувинскому обычаю Обрезановым вручили белый шёлковый кадак и картину с их изображением в национальных костюмах. Вспоминали, сколько было трогательных солдатских историй. Например, когда приехали родители военнослужащих, день и ночь они лепили манты и пельмени на всех. А когда из Тувы привезли полторы тонны мяса, для его хранения собирали холодильники по всему посёлку.
Вернувшись из Москвы, Обрезановы вновь заступили на свой боевой пост у плиты и стиральной машинки. Нам показали полказана готовых котлет и пятилитровую кастрюлю супа для сыночков.
А дружба‑то продолжается!
Чойгана Назытай привезла в белгородский приграничный посёлок подарки: мультиварку, большой чайник, стиральную машинку и мантоварку. Она научила тётю Машу лепить манты, и даже дядя Ваня участвовал со скалкой в этом, по его словам, хлопотном деле. На приглашение погостить в Туве мужская половина семьи Обрезановых строго ответила: поедем только после победного окончания СВО.
Елена Ховхун