«Для меня каждый воин – брат». Как неравнодушные валуйчане помогают бойцам СВО
5 декабря – День добровольца (волонтёра)
-
Статья
-
Статья
В машине Юлии Коньшиной всегда лежат голубой берет и тельняшка с надписью «Славной десантнице Юлечке». Этот подарок от бойцов 36-го отдельного медицинского отряда (аэромобильного) ВДВ она считает талисманом и всюду возит с собой. Военные считают, что тот, кто родился 2 августа – в День ВДВ, автоматом зачислен в ряды десантников.
«Юлька, выручай»
Пока едем по городу, Юля, уверенно крутя руль, признаётся, что за время СВО намотала на своём автомобиле, который она называет «До-мажорчик», уже больше 200 тыс. км:
«По духу я воин и патриот, не зря же 2 августа родилась. Было бы здоровье – воевала бы где‑то на передовой, у меня брат и сестра там, «за ленточкой».
Многие ей говорят, что поездками по приграничным дорогам она рано или поздно убьёт машину. Но по‑другому волонтёр не может, ведь каждый день слышит в телефоне: «Юлька, выручай – нужны сетки, тёплые вещи, еда горячая».
С 2008 года она работает хормейстером в Центре культурного развития, руководит детским и двумя взрослыми народными коллективами.
«Учу детей петь, любить всё русское и свою Родину. И мы поём так, чтобы у врагов и завистников не было сомнений в силе русского духа!» – рассказывает «Белгородской правде» Юлия Коньшина.
История её волонтёрства началась 26 февраля 2022 года, когда она возвращалась из Алексеевки в Уразово.
«Увидела на обочине большую машину. Рядом горит костёр, сидит военный. Один. Остановилась, спрашиваю: «Откуда ты, брат?» Говорит: «Из Питера». Техника вышла из строя, ждёт помощь. На улице мороз, вот он и развёл костёр, чтобы хоть немного согреться. Душа заболела, поехала и купила ему носков, привезла плед, поесть с собой взяла. Звали его Константин. Забрала у него телефон, чтобы зарядить. А он спрашивает: «Вы хоть его обратно привезёте?» – грустно улыбается Юлия.
Приехав домой, она сразу позвонила коллеге по творчеству Сергею Казакову:
«Рассказываю ему про Костю и тут же говорю, мол, кидаем клич по всем музыкантам, собираем помощь для военных. Приезжаем в магазин в Валуйках, а там куча знакомых, которые тоже решили помочь, город ведь маленький. Затем наши, уразовские музыканты подтянулись. Тогда мы решили объединиться в единую группу «Своих не бросаем». Есть военные, с которыми мы постоянно на связи, и они уже нам как родные. Но в большинстве случаев это ребята проезжающие. Однако для каждого из нас они все свои и все наши», – говорит Юлия.
Дежурные по кухне
Едем на первую точку, где работает группа волонтёров под кодовым названием «Игорёк». Руководит ею Наталья Стадникова.
«Наталья Алексеевна всегда выручает. Если в приграничье местные жители не успевают приготовить обед, я сразу ей звоню. И слышу в ответ: «Как скажешь, поможем». Мы все болеем за каждого бойца как за своего ребёнка», – объясняет Юлия Коньшина.
Навстречу выходит красивая статная женщина – Наталья Алексеевна – и тут же убеждает нас не фотографировать её:
«Все здесь герои. С самых первых дней никто из наших не остался равнодушным. Каждый со своей стороны помогал, частичкой своего сердца делился».
Женщины готовят и первое, и второе, и компот. На праздники – салаты, булочки, отвозят свежие фрукты и овощи. Всё это, естественно, за свои деньги, которые собирают всей группой. Иногда, говорит Коньшина, бойцы просят окрошку или холодец с хреном. Были артиллеристы из Калининграда, больше 100 человек, они очень полюбили местную пиццу. Один парень признался: «Словно домой попал».
В селе Шелаево работает вторая команда – «Василёк». Она тоже готовит обеды военнослужащим, меняясь дежурством по кухне с «Игорьком».
«Люди несут нам продукты. У кого подсобное хозяйство, привозят сало солёное, грецкие орехи, свёклу», – говорит Наталья Стадникова.
У каждой из этих женщин родственники или знакомые участвуют в спецоперации. Но дело даже не в этом, говорят волонтёры. За каждого, кто сейчас «за ленточкой», у них болит душа. Поэтому они готовят, плетут сети, а их дети пишут письма и делают поделки для солдат.
Найдёт, привезёт, организует
Настоятель храма Иоанна Златоуста отец Андрей и матушка Ксения всем бойцам, с кем волонтёры держали связь, в канун Пасхи передавали освящённые наборы: куличи, яйца, сладости. Лично от матушки – иконку, ладанку, крестик, молитвенник и «живую помощь» – освящённую ленту с 90-м псалмом «Живый в помощи Вышняго», который считается одной из сильнейших молитв.
«Как‑то у нас уходила группа бойцов «за ленту», и я каждому по такому набору раздала, – вспоминает Юлия. – И даже неверующий и некрещёный парень взял. Мы с ним на связи, он как‑то признался, что, когда был прилёт рядом, иконка эта была в кармане – тогда он и поверил в Бога. Там неверующих нет».
Следующая точка – своего рода перевалочный пункт волонтёров. В группе «Своих не бросаем» около 3 тыс. человек со всех уголков России, но основной костяк – Сергей Казаков, Юлия Коньшина, Марина Бондаренко и Юрий Шлынчак.
«Марина – наш генеральный директор. Вопросы по складу, закупкам и финансам – всё на ней круглосуточно. Она культработник и творческий человек: занимается вязанием и ткачеством, росписью по дереву, поёт. И где она силы находит, чтобы при такой занятости уделять внимание своей многодетной семье!» – удивляется Юлия Коньшина.
Сергей Казаков говорит, что поначалу в их группе возникали сомнения по поводу того, должны ли люди из других регионов тоже помогать:
«Старались объяснить, что это касается не только Белгородской области, но и всей страны. Со временем отношение, конечно, изменилось, и люди очень активно помогают. Недавно участник группы, прислав очередную сумму, написал, мол, у вас у самих сложно, а вы ещё и других успеваете поддерживать. Да, сбор на Курское направление у нас тоже открыт».
Юлия с невероятным восторгом отзывается об энергичном студенте мединститута Юрии Шлынчаке:
«Несмотря на молодость, он пропитан патриотизмом и любовью к Родине. Его родители предоставили нам большое помещение под склад. Для Юрки просто нет ничего невозможного: найдёт, привезёт, организует. И при этом всё гармонично совмещает: и учёбу, и помощь нашим защитникам. Глядя на него, восхищаешься и гордишься: вот бы каждый из молодого поколения был таким, как он».
Концерты на позициях
Невзирая на напряжённую обстановку в регионе, они ежегодно ко Дню Победы устраивают патриотические акции.
«В прошлом году наша колонна из машин с флагами и с музыкой военных лет растянулась на 2,5 км», – рассказывает Сергей.
Приезжая на позиции, волонтёры устраивают небольшие концерты для бойцов. По словам Сергея Казакова, после таких выступлений военнослужащие их не отпускали и накрывали стол.
Группе активно помогают не только местные жители, но и предприниматели, местная администрация.
«К кому ни обратишься, никто не отказывает, – признаётся Сергей Казаков. – Дали нам «Газель», едем в деревню, а там нас уже ожидает или глава, или замглавы с продуктами, которые мы тут же отвозим ребятам. Как‑то приехала целая фура с гуманитарной помощью из другого региона. Начало марта, ещё снег лежит, а нужно всё быстро разгрузить. Звоним в администрацию, и нам тут же присылают студентов».
Приехали человек 15, сразу же ринулись разгружать. Потом весело и шумно грелись – пили чай в доме Сергея.
Для местной детворы в лесополосе недалеко от жилых домов он с соседями построил командный пункт. Купил мальчишкам рации, и они всё лето здесь играли в военных.
Руководит командным пунктом сын Сергея – тоже Сергей Казаков, а у его друга – Коли Потанина – отец воюет на СВО. В пункте стоит стол, есть карта, фонарик и медицинская аптечка. Ребята говорят, что умеют оказывать первую помощь пострадавшим.
Останавливаться нельзя
Мчимся в Принцевку. Организатор мастерской по плетению маскировочных сетей Людмила Леднева на своём рабочем месте. В одной комнате режут материал, в другой стоят деревянные станки, а в ячейках изумрудных сетей мелькают пальцы, быстро и ловко перекидывающие ленты спанбонда. Нам тут же предлагают присоединиться:
«Можете поучиться. Наша группа создана Натальей Ирхиной, у неё сын военный, Герой России – недавно высокое звание получил. Она ещё в прошлом году загорелась желанием плести сети, и мы решили помочь. Но, к сожалению, этим летом она умерла, а мы продолжили её дело. Хотя тут работают в основном пенсионеры, но считаю, что наша помощь пригодится. Многие военные, которые стоят в приграничье, родом из нашего села».
Начали «Феечки» – так называют себя волонтёры – с одного станка. Потом стали приходить желающие помочь, администрация выделила помещение, и теперь они трудятся каждый день в две смены. Иногда даже в три. Сюда и работники детского сада, школы приходят.
Одна из мастериц, Зинаида Дуракова, подсчитала, что уже больше тысячи сетей связано ловкими руками мастериц. Она аккуратно вручную режет спанбонд на ленты:
«Маленькие плетём, 3 на 6 м – самые ходовые. Но плели и по 5 м, и по 8 – какие закажут. Работаем ради победы без остановок, ни денег, ни славы не надо. Главное – чтобы ребята наши спаслись, чтобы сохранили свои жизни».
Распрощавшись с мастерицами, спешно прыгаем в машину и едем обратно в Валуйки – Юлии ещё нужно успеть подготовить очередной гуманитарный груз.
«В конце апреля 2022 года к нам вышли ребята-тувинцы, – рассказывает она. – Один меня обнял как маму, как сестру родную, стоит и плачет, и я не могу слёз сдержать. Для меня каждый воин – брат, не важно, сколько ему лет и какой он национальности: они все родные. Поэтому помогаю здесь как могу. Очень хочется, чтобы всё закончилось быстрее. Жалко ребят, да и здесь люди устают. Но останавливаться нельзя, особенно когда слышишь слова благодарности. Важно, чтобы никто не оставался в стороне, чтобы все жители нашей необъятной Родины встали на её защиту: словом, молитвой, копеечкой, любым делом. Если мы не подставим друг другу плечо сейчас, что будет потом с нашими детьми? Защищать свою родную землю – обязанность каждого. И если ты не в силах отправиться на передовую – постарайся помочь здесь, ведь на месте бойца может быть твой брат, сын или муж».
Телефон Юлии привычно завибрирует, она прочтёт и улыбнётся. Ведь пришло очередное и такое уже родное сердцу сообщение: «Привет, нам нужна помощь». Она обязательно ответит: «Еду, брат!»
Когда публикация готовилась к печати, стало известно, что Сергей Казаков решил идти на СВО.
«Страшно, конечно, за него, но Серёга это решение принял сам, – говорит Юлия Коньшина. – С другой стороны, горжусь им: кто‑то же должен. А я буду в тылу воевать, это тоже надо».
Елена Ржевская