На катке не тает лёд. Чем занимается школа зимних видов спорта летом
Журнал «Спортивная смена» узнал, что делают начинающие хоккеисты и фигуристы, когда погодные условия в прямом смысле не айс
-
Статья
-
Статья
В двух отделениях спортшколы Белгорода тренируются 550 человек: 350 хоккеистов и 200 фигуристов разного возраста.
Мёртвое время
ДЮСШ по зимним видам спорта в нынешнем виде (с учредителем – управлением образования Белгорода) существует с 2003 года. Она работала и до этого, ещё с советских времён, а в 1990-е стала жертвой борьбы за дворец спорта «Космос». Волейболисты постепенно вытеснили оттуда и хоккеистов, и фигуристов. Позже для них построили арену «Оранжевый лёд», а в 2014-м открыли ещё и «Серебряный Донец».
«Когда добавился второй дворец, казалось, что мы сейчас заживём, – вспоминает директор спортшколы Сергей Потехин. – Но требования возрастают, условия меняются, как и отношение детей и родителей к делу. Раньше если тренер говорил, что сегодня занятие на открытом катке в минус 20, никто из нас не задавал вопросов. Откатался и в школу пошёл. Сейчас только попробуй объявить тренировку на улице! Чуть мороз сильнее обычного, родители сразу отказываются приводить ребёнка».
Директор объясняет, что и третья арена не решила бы вопрос дефицита льда. Проблема в мёртвом времени, когда дети в школе. В течение учебного года большинство групп занимается в будни с 16:00 до 20:00 – другое время мало кому подходит. Естественно, на всех этих часов не хватает.
Из‑за загрузки ледовых площадей больше всего страдают самые юные спортсмены. Поэтому сейчас, когда арены стали посвободнее, малышам и их тренерам отводят на льду максимум возможного времени.
«Лето – сезон, когда можно докатать то, что не удалось осенью или зимой. Это касается и фигуристов, и хоккеистов, которые только пришли и ещё не участвуют в соревнованиях. Когда лёд даётся на 45 минут, тренеры стараются отточить какие‑то ключевые упражнения, но всё это в спешке. Сейчас даём по 1,5 часа, и они могут себе позволить более точечно поработать над катанием, техникой. А старших в летнее время мы отправляем в отпуск», – рассказывает Потехин.
Отложенная компенсация
В структуру ДЮСШ помимо двух отделений (хоккея и фигурного катания) входит и МХК «Белгород», где выступают спортсмены от 16 до 20 лет. Команда играет в Национальной молодёжной хоккейной лиге – в Белгороде это потолок. Желая попасть в большой хоккей, воспитанники школы часто уезжают в другие регионы. Это не сугубо летняя проблема, но именно в межсезонье чаще всего происходят переезды. К ним Сергей Потехин относится болезненно, потому что за уехавших хоккеистов школа редко получает какие‑то деньги.
Договоры о переходе регистрирует Федерация хоккея России. Существует сетка, по которой, в зависимости от возраста хоккеиста, рассчитывается стоимость перехода. Но многие клубы пользуются лазейкой. Чтобы не платить здесь и сейчас, оформляют игроку и его родителям регистрацию в другом городе – как будто бы семья просто поменяла место жительства. В итоге спортсмен уходит бесплатно. Для школы остаётся лишь опция отложенной компенсации, которая активируется, когда (и если) хоккеист подпишет первый профессиональный контракт.
«У меня огромная пачка документов с отложенной компенсацией. Питер, Москва… да вся страна, – говорит директор. – В нашей молодёжке играет 8–10 местных ребят, а по другим городам – ещё 30 с лишним. Они уезжают, и мы прекрасно понимаем, что клубы помогают игрокам сделать прописку. Иногда родителям даже работу находят, лишь бы не платить нам компенсацию. В федерацию присылают документы: вот мы переехали. И бесполезно доказывать, что это фиктивно».
Приятное исключение – вратарь 2006 г. р. Иван Баринов. Два года назад его пригласили в команду «СКА-Стрельна» (Санкт-Петербург). Белгородской ДЮСШ сразу перечислили 150 тыс. рублей, ещё 50 тыс. заплатил отец Ивана. На эти деньги школа купила инвентарь и отправила спортсменов на первенство ЦФО.
«Донец» нон-стоп
Когда «Серебряного Донца» ещё не было, «Оранжевый лёд» летом закрывали на профилактику – арена питалась от холодильной установки «Космоса». Купили новую установку, и необходимость в профилактике отпала. Несколько лет назад потекла крыша – мэрия Белгорода помогла полностью заменить кровлю. По‑хорошему «Оранжевому льду» нужен капремонт, но на это требуется около 100 млн рублей сразу. Поэтому арену ремонтируют постепенно, исходя из возможностей городского бюджета.
У «Серебряного Донца» тоже были проблемы. Он даже на время закрывался – надо было укреплять фундамент. Снова помогли городские власти.
«Ещё на эту арену жаловались из‑за того, что там канадская коробка – у неё радиус меньше. Но это не трагедия: маленькие детишки, фигуристы на «Донце» спокойно тренируются, – говорит Потехин. – Там же играют ребята из Ночной хоккейной лиги, то есть арена работает в режиме нон-стоп. Какие‑то значимые соревнования проходят на «Оранжевом льду», но вообще хоккеисты любят «Серебряный Донец»: на прилегающей территории есть городской пляж, стадион, где в хорошую погоду можно бегать кроссы, заниматься общей физподготовкой».
Не обязательно быть специалистом по санному спорту, чтобы готовить сани летом. Все зимние виды, как любые другие, в межсезонье берут паузу, но не останавливаются. У спортсменов и тренеров городской ДЮСШ – 12 хоккейных и 11 по фигурному катанию – отпуска стандартные.
Сергей Белых