Конец «космической» эпохи? Что будет дальше с первым белгородским дворцом спорта
После почти 40-летней работы «Космоса» власти региона объявили о его закрытии
-
Статья
-
Статья
Дворец спорта долгое время был единственным специальным сооружением в Белгородской области для развития массового спорта. Здесь в разные годы занимались хоккеисты и фигуристы, танцоры и боксёры, рукопашники и волейболисты.
6 июня губернатор Вячеслав Гладков на еженедельном оперативном совещании сообщил, что по заключению экспертов дальнейшая эксплуатация «Космоса» небезопасна. В связи с этим «БелПресса» решила вспомнить историю этого спортивного комплекса.
«Дестарола» и восьмистрочечное табло
Дворец спорта «Космос» в Белгороде торжественно открыли 18 февраля 1983 года. Ещё перед московской Олимпиадой-1980 ЦК КПСС запретил строить спортивные и культурные объекты – все деньги вкладывали в Игры. Однако первый секретарь Белгородского обкома Михаил Трунов каким‑то образом нашёл источники финансирования для строительства дворца. Позже строительство курировал преемник Трунова Алексей Пономарёв.
За основу взяли типовой проект. В России есть как минимум три таких же. В 1975 году аналогичный дворец спорта, но с другим космическим названием – «Звёздный» – открыли в Липецке. В 1977-м в Рыбинске Ярославской области появился ДС «Полёт», а в 1983-м в Альметьевске (Татарстан) – ДС «Юбилейный». Примечательно, что его открыли всего на день раньше белгородского – 17 февраля.
В центре «Космоса» расположили арену с трибунами на 2 тыс. зрителей и первым на то время в Белгородской области искусственным льдом. Ставку делали на развитие фигурного катания и хоккея. Для ухода за покрытием купили чехословацкую ледоуборочную машину «Дестарола» и обучили в Липецке двух водителей.
Общая длина труб, заложенных в тело катка, составила более 12 км. Одновременно по ним циркулировали 70 тонн специального рассола из хлористого кальция с водой и 4 тонны фреона для охлаждения.
Первыми арену «Космоса» на открытии опробовал украинский художественно-спортивный ансамбль, показавший программу «Балет на льду». Артисты, как писала тогда газета «Белгородская правда», остались довольны качеством ледового покрытия.
Кроме ледовой площадки, в «Космосе» имелись спортзал 30х18 м для игровых и других видов спорта, два малых зала для борцов или штангистов, хореографические залы для гимнастов, раздевалки, душевые и медицинские комнаты.
Наладку электронно-информационного оборудования вели специалисты Белгородского участка Харьковского управления проектно-монтажных работ Всесоюзного объединения «Каскад». Восьмистрочечное табло размером 15х4,5 м настраивали специалисты управления, работавшие на московских олимпийских объектах в Измайлово и Сокольниках.
Комплекс строили как универсальный: и для спортивных состязаний, и для митингов, конференций, собраний, концертов. Прямо на лёд устанавливали специальные помосты с креслами и монтировали разборную сцену. В результате здесь могли разместиться уже более 4 тыс. человек.
Споры за площадку
У многих белгородцев дворец ассоциируется прежде всего с концертами. В «Космосе» выступали практически все звёзды советской эстрады, а позже и российской поп-, рок- и рэп-музыки.
Андрей Джем Мезенцев организовывал концерты в «Космосе» больше 20 лет и считает, что в случае закрытия Белгород потеряет часть своей истории:
«Жалко. Это давний, примечательный городской пейзажный элемент. «Космос» – название района, остановки общественного транспорта. Все это знают. Если ничего стоящего на этом месте не получится, будет обидно. Лучше было бы тогда оставить детишкам тренироваться, развивать спорт. Не думаю, что нужны какие‑то сумасшедшие деньги, чтобы его отремонтировать без глобальной переделки. Здание простояло бы ещё очень долго».
Что касается концертов, их теперь, по мнению Мезенцева, будет организовать намного сложнее.
«Если организатор понимает, что больше 1 тыс. человек на концерт не придёт, то «Космос» – идеальная площадка с танцполом. Больше таких в Белгороде нет. Остаётся «Белгород Арена», но она огромная, с огромными накладными расходами и высокими рисками. А чтобы пришли 10 тыс. человек, не знаю даже, что это должно быть. Может быть, какая‑то зарубежная группа. Есть площадки в ресторанах, но далеко не все артисты соглашаются там выступать», – пояснил он.
Практически вся история «Космоса» сопровождается спорами за площадку между волейболистами, хоккеистами, фигуристами и организаторами коммерческих мероприятий.
Андрей Мезенцев помнит, что трудности нередко возникали при организации международных концертов. Заранее не всегда получалось всё рассчитать.
«Мне говорили: «Ну у нас волейбол всё‑таки, здесь же чемпионат проходит. И не знаем, будет ли свободна площадка именно в эту дату. Потому что если «Белогорье» выиграет, то следующий матч играет в «Космосе». Приоритет отдавали волейболистам», – вспоминает он.
«На льду «Космоса» уживались все»
Волейбол стал постепенно захватывать «Космос» с начала 1990-х. Хоккеисты и фигуристы, для которых изначально строили дворец, были этим недовольны и вспоминают обиду до сих пор. Несмотря на то, что в 2002 году для них построили отдельную арену «Оранжевый лёд».
Известный хоккейный тренер Владимир Бовинов приехал работать в Белгород спустя год после открытия «Космоса».
«Дворец начали из рук в руки передавать. А когда пошла перестройка (в конце 1980-х – прим. авт.), Шипулин нашёл возможность попасть в «Космос», и мы начали совмещать волейбол и хоккей. Поначалу это не так сильно было – они по субботам и воскресеньям играли. А потом они вышли на европейские кубки и под этим предлогом в итоге они площадку просто себе прибрали. Лёд ещё оставался, холодильные установки работали, их, по‑моему, ремонтировали, но саму хоккейную коробку убрали», – рассказал «БелПрессе» тренер.
Концерты тоже отнимали лёд: на приготовление, установку сцены уходило несколько дней, а потом ещё столько же требовалось на то, чтобы всё разобрать.
Хоть льдом в «Космосе» не всегда получалось пользоваться, там регулярно проводили и турниры «Золотая шайба», и всероссийские соревнования по хоккею, полуфиналы и финалы первенств России, зимние спартакиады.
«Я против того, чтобы его снесли. Это лицо города. Не знаю, чьё это решение и почему его принимают. Раньше был один лёд, и мы как‑то уживались с фигуристами, а сейчас есть «Оранжевый лёд» и «Серебряный Донец», и мы не помещаемся там, всё время боремся за лёд. Отдать надо хоккею «Космос», а фигуристам оставить «Оранжевый лёд» и разделить школы. Чтобы вопрос закрыть раз и навсегда. А что взамен «Космоса»? Непонятно. Мне, конечно, жаль. Он бы мог ещё функционировать и приносить пользу», – признался Бовинов.
Палубный пол
Волейбол занимает отдельную большую главу в истории «Космоса». В 1992 году белгородский волейбольный клуб вышел в Высшую лигу чемпионата России, а в 1994-м Белгород уже принимал один из туров чемпионата. А самый первый официальный волейбольный матч прошёл в «Космосе» ещё в 1983 году. Матчи чемпионата СССР для популяризации иногда проводили в городах, где мало интересовались этим видом спорта.
Главная заслуга в развитии волейбола в Белгороде принадлежит Геннадию Шипулину – тренеру и многолетнему президенту ВК «Белогорье».
«Для волейбольной площадки в «Космосе» на лёд клали доски, делали палубный пол. Потом разбирали и собирали его», – вспоминал он.
В «Космосе» играли не только волейболисты «Белогорья», но и местный, уже прекративший существование женский волейбольный клуб «Университет». Он тоже выступал в Суперлиге.
Дворец принимал товарищеские игры сборной России и её официальные встречи в Мировой лиге и Евролиге, Матчи звёзд 2012 и 2014 годов, финалы Кубка России и чемпионат мира среди железнодорожников 2007 года.
В 2004 году в Белгороде прошёл финал Лиги чемпионов. Чтобы принять его, нужно было довести зал до вместимости в 5 тыс. зрителей. Для этого на белгородском заводе металлоконструкций изготовили дополнительные трибуны.
Во дворце прошло несколько масштабных реконструкций: там провели оптоволоконную связь, чтобы вести прямые трансляции волейбольных матчей, сделали гаражи, раздевалки, усовершенствовали помещения.
Намоленное место
Последний официальный матч в «Космосе» состоялся 6 марта 2021 года. «Белогорье» проиграло питерскому «Зениту» со счётом 1:3. С сезона 2021/22 домашние матчи волейбольного клуба проходят на новой 10-тысячной «Белгород Арене». «Космос» оставался тренировочной базой клуба. Там играли «Белогорье-2» (Молодёжная лига) и «Белогорье-3» (первая лига). До сих пор во дворце, который сейчас называется центром досуга, около 1 тыс. детей занимались и другими видами спорта.
«Это намоленное место, Мекка белгородского волейбола, зарождения российского и международного. Все главные события и победы нашего клуба, нашего города, российского волейбола, сборной России – всё происходило под сводами этого замечательного Дворца спорта», – прокомментировал «БелПрессе» легендарный волейболист, олимпийский чемпион и нынешний директор ВК «Белогорье» Сергей Тетюхин.
В разговоре с корреспондентом «БелПрессы» он не стал скрывать разочарования в связи с новостью о закрытии дворца:
«Понятно, что обидно… Но всему приходит конец какой‑то, наверное. Раз проведена была экспертиза и объект опасен для занятий спортом, наверное, надо эту ситуацию исправлять. Если сносить, надеюсь, что в любом случае на этом месте будет спортивный объект. Какой? Пока это только в стадии обсуждения».
Что в итоге будет с «Космосом», точно не ясно. Вячеслав Гладков поручил правительству проработать вопрос с переносом занятий спортсменов, которые сейчас используют «эту площадку для тренировок, а также подготовить проект нового спорткомплекса.
Спустя 10 дней после сообщения о закрытии региональный министр спорта Наталья Жигалова сказала «БелПрессе», что окончательное решение по «Космосу» пока не принято. В пресс-службе Минстроя Белгородской области не дали официальный комментарий по этой теме.
А когда наши корреспонденты приехали пофотографировать здание, сотрудники «Космоса» рассказали, что площадку пообещали не трогать до мая 2023 года. Правда, в этот же день там упаковывали кубки спортсменов и снимали висевшие на стенах фотографии. Стандартная ли это процедура или в «Космосе» всё‑таки к чему‑то готовятся, неизвестно.
Сергей Белых