Что представляет собой футбольное образование
О подтверждении лицензии УЕФА журналу «Спортивная смена» рассказал старший тренер белгородского «Салюта»
-
Статья
-
Статья
В январе Андрей Репринцев в четвёртый раз подтвердил лицензию УЕФА категории B, которую получил ещё в 2008 году. Она позволяет работать ассистентом главного тренера в профессиональном клубе.
Мозговой «Штурм»
«Обучение началось в январе 2008-го. Со мной в группе были Юрий Ковтун, Максим Боков, Олег Терёхин, Валерий Есипов, Олег Сергеев, Олег Пашинин, Виктор Навоченко и другие заслуженные футболисты. Нам предоставляли много литературы и дисков с информацией.
Сначала мы две недели слушали лекции в Российском госуниверситете физической культуры, спорта, молодёжи и туризма – по физиологии, психологии, футбольной теории и практике, изучали английский. Пока ты играешь, не вникаешь в тонкости процесса, а тут от преподавателей узнаёшь, что, например, небольшая пауза в тренировке меняет направление занятия. Очень интересно.
Потом поехали в Турцию, на первую двухнедельную стажировку. Наша группа следила за московским «Спартаком», казанским «Рубином» и австрийским «Штурмом». Плюс к нам приглашали разных специалистов, которые рассказывали о нюансах своей работы. Среди них были Вячеслав Грозный, Гаджи Гаджиев, Юрий Красножан, Миодраг Божович. В основном мы смотрели за австрийцами, они жили с нами в одной гостинице. «Штурм» тогда шёл на первом месте в чемпионате, и их тренер Франко Фода, который сейчас тренирует сборную Австрии, тоже с нами общался.
Задача – смотреть тренировки и конспектировать их. Записываешь, делаешь полный разбор по конспекту, обсуждаешь с коллегами, отвечаешь на вопросы: какая была дана нагрузка, в чём смысл того или иного упражнения и так далее».
Испанские идеи
«В начале ноября нас снова собрали в Москве на полтора месяца. В этот период входила недельная стажировка в Испании – я учился в «Вальядолиде». Попал на игру с «Реалом», в которой «Вальядолид» победил 1:0. Их тогда тренировал Хосе Луис Мендилибар.
Стажировки очень много дают, на них ездят даже специалисты из Премьер-лиги с большим опытом.Тренеры ведь по‑разному мыслят, и всегда есть что‑то, что можно применить в своей практике. Например, из «Вальядолида» в «Энергомаш» я привнёс тренировки с постепенно нарастающей интенсивностью, упражнения для быстроты ног, тактические перестроения. Двусторонка тоже интересная: сначала играна 90 % без отбора мяча, потом на 40 % – и лишь обозначая, что ты хочешь сделать. Во время этих замедлений ты объясняешь игрокам какие‑то моменты, подправляешь их. А потом команды включаются на полную.
Ещё в «Вальядолиде» не ходили в тренажёрный зал, как у нас, всей командой. Если игрок понимает, что ему чего‑то не хватает, или восстанавливается после травмы, он сам подходит к тренеру по физподготовке, и тот ему говорит, чем заниматься в тренажёрке.
В декабре сдавали экзамен. Три вопроса, комиссия ещё задаёт дополнительные. В неё входят видные представители РФС, в том числе Никита Симонян. Через полчаса после ответа тебе говорят, сдал ты или не сдал.
У меня в билете первый вопрос был «Польза и направленность стретчинга» (упражнения на интенсивную растяжку связок и мышц. – прим. авт.), второй – «Контроль за физическим состоянием футболистов на сборах». Третий точно не вспомню, но что‑то из тактики – кажется, о концепциях развития атаки. То есть, тренер должен быть разносторонним, знать основы физиологии, медицины, тактики, а не просто приходить на тренировку, давать мяч и кричать, кому куда двигаться».
Штрафной на удалёнке
«Подтверждать категорию надо раз в три года, это стоит 5 тыс. рублей. Процедура вовсе не формальная: на первом подтверждении 7 человек из 15 засыпались. В таком случае дают возможность пересдать через две недели. Не справился – приходи через год.
Раньше мы подтверждались в Москве. За неделю получали задание, готовились и приезжали сдавать – этот процесс фиксировался на камеру. В январе этого года всё происходило дистанционно: два дня с 8:30 до 17:00 сидел за компьютером. Нам читали лекции, после них все общались, задавали вопросы.Во время обсуждений очень интересно слушать тренеров, у которых есть лицензии A и Pro – это похоже на то, что происходит на стажировках. Например, главный тренер «Ахмата» Андрей Талалаев рассказывал об особенностях нагрузок футболистов Премьер-лиги.
Обсуждали и женский футбол. Это актуально, потому что клубы РПЛ теперь должны иметь в своей структуре женские команды. В частности отмечалось, что футболистки более ответственные и склонны выполнять тренерскую задачу больше чем на максимум, поэтому на тренировках их надо придерживать, перед играми успокаивать.
На второй день показывали, как одна команда в двух разных матчах забивала со штрафных. Надо было описать своё видение этих эпизодов, понять проблему и подготовить план тренировки по её устранению с выбеганием в быструю атаку.
Один тренер дурачка включил: говорил, что он всё сделал, но не может отправить документ. Делал вид, будто что‑то печатает. В итоге его попросили показать, что у него на мониторе. Тот долго сопротивлялся, но в итоге сдался и показал чистый лист. Не думаю, что он продлил категорию.
Обучение закладывает базу. Потом тыуже сам решаешь, как и когда какую нагрузку давать, составляешь годовые и месячные планы, недельные циклы, расписываешь предсезонку, наигрываешь схемы, варианты перестроений… На учёбе тебе дают набор рекомендаций, всё остальное в тренерской голове. Но без постоянного образования в ней будет пусто».
Записал Александр Куликов