Игорь Савкин: «Если тренер тебя не ругает, значит, ты ему не нужен»
«Спортивная смена» выяснила, как в Белгороде пытаются вернуть на высокий уровень баскетбол

-
Статья
-
Статья
Игорь Савкин, отметивший 8 февраля 65-летний юбилей, начинал играть в баскетбол ещё в Советском Союзе под руководством легендарного Георгия Саакяна. Затем тренировал детские и студенческие команды. Продолжает увлечённо это делать и сейчас, несмотря на все сложности.
«Влюбился в эту игру»
— Игорь Алексеевич, с чего началась ваша любовь к баскетболу?
— Как и многие мальчишки в 1960-е годы, я любил футбол и мечтал играть в «Салюте». У меня папа работал на заводе «Энергомаш» и постоянно доставал путёвки в пионерский лагерь «Юность». А туда приезжали сверстники из «Салюта». И вот мы бегали, всё время смотрели и завидовали этим пацанам. Но в футболе у меня не получилось.
Мой старший брат занимался баскетболом. И как‑то взял меня на тренировку. А раньше занимались где‑то с 14–15 лет. И вот мне было лет 12. Сначала наблюдал за тем, что делают ребята, мне понравилось, и я сам начал заниматься.

— Правила знали?
— Изначально даже не знал, что есть такая игра. По телевизору тогда кроме футбола и хоккея ничего больше особо не показывали. Но брат рассказывал. А когда пришёл на тренировку, попробовал. Конечно, ничего не получалось, но очень хотелось научиться.
Дома у нас был баскетбольный мяч, брат показывал какие‑то упражнения, объяснял правила. И постепенно я влюбился в эту игру.
Под стук мяча. Как в Белгороде тренируются глухие баскетболисты
— Насколько я знаю, команда, за которую вы играли, выступала на неплохом уровне.
— Мы были чемпионами РСФСР. Это где‑то 1975–1976 годы. Были ещё очень хорошие соревнования Центрального совета «Динамо». Там играли юношеские команды: «Динамо» Тбилиси – тогда это был сильнейший клуб, Челябинск, Волгоград, украинские команды. Очень хороший турнир был. Помню, что в каком‑то году мы выигрывали его, в каком‑то становились третьими.
Психологический козырь
— Тренером вашей команды был легендарный Георгий Саакян (он ушёл из жизни в 2014 году – прим. авт.). Вы когда‑то говорили, что он очень сложный человек. В чём его уникальность?
— Он в то время сделал так, что Белгород на баскетбольной карте страны был чуть ли не на уровне Москвы.
Наверное, любой тренер должен быть и деспотом, и клоуном – как‑то уметь это совмещать. Кому‑то из ребят было непривычно, что их ругали, и они не хотели с этим мириться.

Так и происходил отсев. Если тренер тебя не ругает, значит, ты ему не нужен. И наоборот: если ругает, значит, хочет, чтобы из тебя получился игрок и человек. Те, кто понял этот смысл, оставались.
Саакян мог воздействовать на нас. Например, кто‑то не выспался, в плохом настроении пришёл, а игра ответственная. Слово, полслова, даже взгляд тренера могли игрока сразу поставить на своё место. Такой психологический у него был козырь, ну и, конечно, он хорошо разбирался в баскетболе.
— Баскетбол сильно изменился с тех времён?
— Раньше он был проще: если есть в команде один-два индивидуально сильных игрока, они могли делать результат. Сейчас игра стала более командной, появилось больше комбинаций, каких‑то тактических моментов.

— До 1980-х в баскетбол играли без трёхочковых бросков.
— Ну это же взяли из НБА. У них с 1979-го были трёхочковые броски, а через пять лет ФИБА пошла по этому пути. Многие бросали издалека, а попасть ведь в кольцо сложнее. Поэтому решили оценивать это в 3 очка.
Сначала дуга в Европе была на полметра ближе к кольцу, чем в НБА – 6,25 м. Когда стали все забивать с хорошим процентом, решили отодвинуть до 6,75 м.
Конечно, игра стала зрелищнее. Например, команда проигрывает 2 очка, а на последних секундах забрасывает трёхочковый и побеждает. Недавно я смотрел матч, в котором пермская «Парма» за полторы минуты до конца 7 или 8 очков проигрывала. И в итоге выиграла. Там Самсон Руженцев, парень 2001 г. р., две трёхи забил, причём очень сложные.
Выбор был предопределён. Почему белгородец стал детским тренером
Авторитет в школе
— Вы очень рано начали работать тренером.
— Мне кажется, эту профессию я выбрал ещё будучи в 10-м классе. Мне очень нравилось наблюдать за Саакяном: как он себя ведёт, как его уважают разные начальники, как мы с ним идём по городу и все с ним здороваются.
В то время это был самый известный тренер в Белгородской области. В 1975 году он первым в области получил звание заслуженного тренера РСФСР. Только о нём и писали везде. Знаменитые братья Гончаровы, его воспитанники, играли в сборной СССР, выигрывали чемпионат Европы.
Кто из Белгорода тогда попадал в сборную СССР по какому‑либо виду спорта? Никто.

— То есть пример Георгия Саакяна вдохновлял вас?
— Да, мне хотелось, чтобы и у меня была команда, которую я бы тренировал и побеждал с ней. После окончания школы поступил на спортфак в пединститут (сейчас – БелГУ – прим. авт.).
Уже на 1-м курсе меня просил преподаватель физкультуры Георгий Васильевич Юрченко потренировать ребят в пятой школе, в которой я сам учился, подготовить их к городским соревнованиям.
— Как они на вас реагировали, учитывая, что вы были не на много старше?
— Они слушали меня. У меня в школе был авторитет. Тогда баскетболистов все уважали и любили. Обычно говорили: «О, ты у Саакяна тренируешься? Ничего себе!» То есть это было очень круто. К тому же наша команда была чемпионом Белгорода среди школ.
Там же, в пятой школе, я набрал малышей, учась уже на 4-м курсе.

Крик души
— Вы уже понимали, что в вашей игровой карьере не будет никаких серьёзных успехов?
— Конечно, я хотел играть. У нас была сильная команда. И только я начал попадать в состав в 19 лет, в 20 получил травму и дальше играть не мог. Но всё равно хотел оставаться в баскетболе. Поэтому полностью переключился на тренерскую работу.
С 1978 года у нас был зал на улице Мокроусова (на его месте сейчас «Белгород Арена» – прим. авт.). Сначала я сам приходил туда, тренировал ребят, но это было просто моим желанием, как крик души.
А вот когда директор спортшколы № 4 Евдокия Дмитриевна Шумская меня пригласила какие‑то соревнования посудить, а потом предложила набрать одну или две группы, это уже было серьёзно. И я набрал в 31-й школе группу девочек, и в пятой группу мальчиков. А уже когда закончил институт, ещё две группы набрал.
— Успехи были?
— Мой первый возраст – ребята 1971 г. р. Мы выступали на первенстве СССР и в финале заняли пятое место. На первенстве РСФСР призёрами были.
Потом был 1974 г. р. – хорошая команда, я их набрал тоже в классе 3-м–4-м. В Белгороде проходил финал первенства уже, наверное, России, в 1991 году. 16 команд участвовали, мы заняли второе место – проиграли москвичам.

— У вас большой опыт работы со студенческими командами. Чем они отличаются от детских с точки зрения тренировок, подготовки?
— С детьми нужно много терпения. Как правило, они бегать, прыгать ещё не умеют, мяч до кольца не добрасывают. Взрослая команда – это уже игроки, которые уже имеют определённый опыт, многое знают и умеют. Их нужно просто организовать, чтобы они делали то, что хочет тренер. В общем действовать как капитан на корабле.
Своя ниша
— В вашей студенческой команде «Белые львы» примерно пять-семь лет назад звёздами считались Владислав Бобровских и Дмитрий Лисицкий. Где они сейчас?
— Влад более целеустремленный. У него было большое желание. Он играл в Тамбове. Из новичка за два года там стал лидером команды. Сейчас выступает за ижевский «Купол-Родники».
А Дима Лисицкий женился удачно, можно так сказать. У него давно уже была невеста в Нижнем Новгороде. Он играл в Чебоксарах, потом пытался в Нижний Новгород перейти, но туда его не взяли. Пришлось закончить. Но думаю, что всё равно баскетбол ему многое дал, он многое увидел, поиграл на хорошем уровне.

— У Бобровского получится подняться ещё выше?
— «Купол-Родники» – команда Суперлиги. Дальше – только Единая лига ВТБ. Многие не хотят туда идти. Сидеть на лавке нет смысла. В каждой команде, за исключением нескольких, играют иностранцы и другим играть не дают.
Побудешь там год, потом скажут: «Уходи». Куда уходить? А в Суперлиге они нашли своё место, свою нишу.
Женские штучки
— Лучший белгородский баскетболист современности – Алексей Швед. В чём его феномен?
— Одно из важных его качеств – спортивная наглость. Некоторые выходят на площадку, имеют большой потенциал, но или стесняются, или авторитеты на них давят. А для Алексея авторитетов нет.

Хорошо помню, как наш «Технолог» играл против команды Шведа, собранной на базе сельхозакадемии. Алексей ещё в 10-м классе учился, а у нас уже ребята были по 20–25 лет. И он нам 40 очков забросил. Правда, его команда проиграла, но мы не ожидали, что он может такое. За одно лето он как‑то сильно прибавил. И потом уже его отдали в молодёжку ЦСКА.
«Держать слово и верить в себя». Каким принципам следуют белгородские тренеры по гандболу
— У вас был период, когда вы тренировали женские студенческие команды. Расскажите подробнее.
— Не помню годы, но, по‑моему, это было в 2008-м или 2009-м. Завкафедрой спортивных дисциплин БГТУ им. В. Г. Шухова Сергей Крамской предложил такой вариант. Кстати, мы уже больше 20 лет с ним работаем, и я ему очень благодарен. Это профессионал своего дела, он мне всегда помогает, хоть у нас и разные виды спорта (Крамской тренирует гандбольную команду Высшей лиги «Технолог-Спартак» – прим. авт.).
Но мне было не очень интересно, потому что команда играла только в Белгороде. Через пару лет меня пригласили потренировать женскую сборную БелГУ. Мы два раза были призерами Ассоциации студенческого баскетбола и призёрами ЦФО по женщинам.

— В женских командах тоже есть особенности работы?
— Иногда непонятно было, как себя вести. Если на ребят я могу прикрикнуть, то на девушек – никак. В мужских командах всё проще, как в армии: сказал – сделал. Не сделал? До свидания. Женщины начинают упрашивать, ещё какие‑то свои женские штучки применять. Но эта работа дала колоссальный опыт.
В целом проблем не было, потому что мы занимались общим делом – баскетболом, как‑то приспосабливались друг к другу.
Как уберечься от травм в спорте
«Кому‑то всё, а кому‑то ничего»
— Давно не слышно об успехах белгородского баскетбола. Какие, на ваш взгляд, сейчас есть проблемы, мешающие развиваться этому виду спорта?
— Если говорить о Белгороде, основная проблема в том, что у нас нет никакой базы. Ну должна быть хотя бы какая‑то комната, чтобы сложить мячи, фишки для тренировок, какой‑то ещё инвентарь.
В 1998 году у нас волейболисты забрали зал на Мокроусова. Там жизнь кипела: младшие заканчивают, старшие приходят. До 10 вечера каждый день тренировались. Все соревнования там проводили. Нам обещали построить новый зал через три года. Прошло 27 лет – до сих пор ждём. Сейчас и спросить не у кого об этом.

Тогда в нашей спортшколе № 4 работали 14 или 15 тренеров на отделении баскетбола. Как только забрали у нас этот зал, их стало 5. Ушли сами. Опять же причина в том, что тяжело переходить из такого зала в школьный. Как правило, там грязь, мешают тренироваться стоящие по периметру скамейки, мячи хранить негде. Когда привыкаешь к нормальным условиям, идти куда‑то в сарай тяжело.
— Вы остались. Где тренировали?
— Тогда только построили школу в Дубовом и там был спортзал. Добираться туда было очень сложно. Это сейчас автобусы ходят и машины у всех, а тогда этого не было. Кое‑как тренировались. Хорошие пацаны были 1985 г. р. Кто где находил место. Саакян в «Технологе», остальные все по школам.
Характер и трудолюбие. Почему алексеевец Валерий Бурков много лет тренирует детей
— Сейчас вы работаете в зале Белгородского индустриального колледжа. Сам зал вроде неплохой.
— Да, но вот в зале стоит стол, и я возле него переобуваюсь. Это нормально? То есть не дают никакой раздевалки или тренерской. Инвентарь с собой носить? Раньше вообще я разувался в фойе. Потом плюнул на это, говорю: «Вы что, совсем что ли? Там родители сидят, а я буду при них переобуваться?» Так нельзя.
В «Технологе» сейчас восстановили баскетбольный зал (он пострадал при обстреле 30 декабря 2023 года – прим. авт.). Но опять же он может быть занят, и мне там могут не разрешить, например, тренироваться, или провести соревнования.
Залы, которые есть в той же «Белгород Арене», или ФОКе «Салют», например, отдали под другие виды спорта. Как говорится, кому‑то всё, а кому‑то ничего. У баскетбола должен быть свой дом, база. Тогда будут и результаты.
Сергей Белых