Отжаться на Килиманджаро. Белгородец покорил самую высокую точку Африки
Журнал «Спортивная смена» рассказывает о путешествии Александра Грозина
-
Статья
-
Статья
Руководитель Федерации тайского бокса Белгородской области, магистрант института общественных наук и массовых коммуникаций БелГУ давно увлекается горным туризмом и просто любит активный отдых. Он уже поднимался на Эльбрус, Казбек и Арарат. На этот раз решил дойти до вершины Килиманджаро – высочайшего вулкана Африки.
15 часов полёта
«Эта гора выше Эльбруса, но несмотря на это, она достаточно ходовая, пешеходная, – начинает свой рассказ путешественник. – Нет трещин, ледников, не нужно обувать специальные ботинки. Нет большого количества снега и опасности каких‑то лавин».
В дальнюю дорогу Грозин отправился с друзьями:
«Всего – пять человек. Обычные люди, не профессиональные спортсмены. Двое из них уже были в горах, с одним я постоянно хожу в горы и ещё один вообще пошёл в первый раз. Но он себя показал очень неплохо».
Перелёт из Москвы до места назначения – в Танзанию – занял 11 часов плюс пересадка и ещё четыре часа.
На Килиманджаро они хотели подняться самостоятельно, не обращаясь к гидам – изучили карты, маршруты, продумали питание, ночлег. Однако оказалось, что в Африке такой порядок: турист обязательно должен обратиться к гидам и это один из основных источников дохода местных жителей. Вход в национальный парк платный для каждого человека.
«Если я не ошибаюсь, стоит это 300 долларов. И ты не имеешь права идти самостоятельно в город. На каждом базовом лагере там есть местные рейнджеры, которые проверяют наличие у тебя гида. Там очень большие штрафы, вплоть до депортации. С тобой должен идти повар, шерпы – горные носильщики. Кстати, носят вещи они интересно – ставят сумки или, например, бочки с водой прямо на голову», – рассказывает белгородец.
Снег только на вершине
Весь путь рассчитан примерно на пять-шесть дней с учётом базового лагеря, начиная со дня приезда, посещения национального парка и самого восхождения.
«У нас ушло ровно трое суток на восхождение и спуск. Мы с ускорением шли, обгоняли многие команды. Все удивлялись. Там шли и немцы, и французы, и англичане, какую речь только не услышишь. Дело в том, что мы очень хотели посетить сафари, а для этого нужно было выделить день, поэтому шли с опережением графика», – отмечает Грозин.
Базовые лагеря в отличие, например, от тех, что на Эльбрусе, где проживание предусмотрено в палатках или так называемых бочках, более комфортны.
Здесь это полноценные деревянные домики в стиле шале с двухэтажными кроватями с постельным бельём на четырёх человек, туристам привозят воду, чтобы умываться.
Ещё одно отличие – не нужно ждать погодное окно. Опять же при восхождении на Эльбрус это ожидание может доходить до недели.
«Снег находится только на самой вершине Килиманджаро, это достаточно комфортно. Хемингуэй в своей книге «Снега Килиманджаро» описывал, что треть вершины находилась под снегом. Это было, наверное, раньше 1950-х годов. Сейчас – только самый верх. Гиды рассказывали, что приезжали специалисты, брали пробы с ледников и сказали, что через 20–30 лет там вообще не будет снега», – поясняет Александр.
Восхождение на пик происходит в ночь. Это занимает шесть-восемь часов в зависимости от подготовки.
«Ты должен быть с рассветом на вершине. Потому что где‑то к обеду, после обеда в горах сильно меняется погода и нужно успеть спуститься, распределить силы. Спуск – не менее сложный процесс, чем подъём, – считает Грозин. – Для меня особенно, потому что есть старые спортивные травмы, больные колени, артрозы, артриты. И при движении вниз вся масса нагружает ноги, поэтому идёшь через боль».
«Мы что, хуже этих русских?»
По его словам, категория сложности этой горы самая низкая. Там не придётся пользоваться верёвками, страховками и обвязками. Не должны помешать туристам и ядовитые змеи или насекомые – они водятся в другой части Африки.
Тем не менее далеко не всем удаётся покорить эту гору.
Парень из Германии приезжает сюда уже в третий раз и у него ничего не получается.
«Есть такое выражение «гора не пускает», – объясняет Александр.
Какая‑то немецкая группа решила отправиться к вершине в одно время с нашими путешественниками.
«Сказали: «Мы что, хуже этих русских?» Они шли, слушали музыку в колонке, нас обгоняли. А потом смотрю: раз передышку сделали, второй раз… И в итоге мы их обогнали, зашли и уже когда спускались, встретили одного из них. Спрашиваю: «Где друзья‑то твои?» А он: «Им стало плохо, они развернулись и спустились. Я один поднялся».
Температура воздуха от самой нижней точки до пика Килиманджаро – 5 895 метров – изменилась с плюс 25 до минус пяти.
«Я зашёл самый первый, это было без пяти семь утра. Оторвался от группы на опыте и обогнал ещё параллельно идущие команды. Смысл в том, чтобы можно было пофотографирваться, а когда уже набегают 20–30 человек, хорошие кадры сделать сложно. И ещё наверху достаточно тяжело дышать. Специалисты рекомендуют находиться там 10–15 минут и спускаться. Может заболеть голова, начаться тошнота, давление, упасть зрение, появиться дезориентация – это всё из‑за нехватки кислорода и горной болезни», – предупреждает белгородец.
Горы ошибок не прощают
Впечатления при нахождении на пике Килиманджаро, Александр описывает так:
«Просто сумасшествие. Тебя переполняет какая‑то гордость, сила, желание жизни, желание двигаться вперёд. Под тобой облака, целый город и ты на самом верху! Эмоции переполняют, я даже не могу выразить это словами. Наверное, человек, который ходит в горы сможет меня понять. Ощущения просто непередаваемые! И сил нет, но обнимаешься со всей командой, радуешься, фотографируешься. Ещё у меня такая фишка есть: на каждой вершине я 50 отжиманий всегда делаю, несмотря на то, что тяжело и нет сил дышать. Здесь тоже сделал».
По словам Грозина, когда спускаешься вниз, энергия прибавляется:
«Уже внизу сил становится настолько много, что хоть беги марафон».
До базового лагеря группа спустилась за день. Внизу всем вручили сертификаты о покорении вершины Килиманджаро. Африканцы устроили большой праздник с национальными танцами, а на следующий день группа отправилась на сафари.
«Очень много животных видели. Зебры, носороги, львы, африканские слоны, достигающие веса в шесть тонн, жирафы, бегемоты – вообще красота. Бегемоты, кстати, опасны, могут нападать. Из машины нельзя выходить», – предостерегает путешественник.
Тем, кто никогда не ходил в горы, Александр Грозин рекомендует попробовать. При этом в первую очередь нужно думать о безопасности:
«Потому что горы ошибок не прощают».
Александр Куликов