Физра онлайн. Можно ли дистанционно сделать детей здоровыми и сильными
Журнал «Спортивная смена» узнал, как в белгородской школе проходят уроки физкультуры на дистанте
-
Статья
-
Статья
Школьные уроки физкультуры – пакеты со спортивной формой в дополнение к ранцам с учебниками, упражнения на гимнастических снарядах, бег, игры с мячом… Во время дистанционного обучения всё это вызывает ностальгию. Вместо спортзала – домашний компьютер с видеосвязью, вместо баскетбола или волейбола – отжимания и приседания в комнате.
«Береги себя, Василий!»
«Здравствуйте, включаем камеры! – призывает шестиклассников учитель физкультуры в одной из белгородских школ. – Так, Машу вижу, Александра, Варвару вижу, а остальные? У кого это камера расположена так замечательно, что виден только потолок?»
Перекличка и ожидание опоздавших вовремя зайти в программу «Сферум» занимает добрые 3–5 минут. Затем – разминка с разными упражнениями: наклоны, повороты корпуса, приседания, отжимания. Мальчики по 15 раз, девочки – по 10. Для этого нужно освободить себе место в комнате.
«Василий! Береги себя, Василий!» – предупреждает учитель.
Видимо, прошлая разминка вышла не совсем удачной.
Под ритмичный отсчёт «раз, два, три, четыре» дети выполняют упражнения. Ещё с полминуты уходит на выяснение проблем со связью у Вани. У кого‑то камера по‑прежнему показывает потолок.
«Александр, ты что на стуле там качаешься вместо наклонов? – высказывает подозрение физрук. – Ты хоть что‑то выполняешь? И у Варвары почему‑то тёмный экран».
Самоконтроль
Так проходит половина 30-минутного урока. И начинается теоретическая часть. Тема – самоконтроль. Преподаватель объясняет, что спортсмен может и должен сам контролировать состояние своего здоровья и уровень физического развития.
— Чтобы осуществлять самоконтроль, что нужно непременно завести? Ну же, смелее. У каждого ученика он есть.
— Дневник самоконтроля?
— Конечно! Туда вносятся объективные и субъективные показатели. Субъективные – те, которые не выражаются в цифрах и их мы не можем измерить. Это плохой или хороший сон, аппетит, желание заниматься, самочувствие, болевые ощущения. А объективные – рост, вес, окружность грудной клетки, пульс: всё, что мы можем измерить.
Дети отвечают на вопросы. Например, как можно измерить пульс? Ответ «при помощи специальной штуки» не прокатывает.
«Пульс измеряется вручную в области запястья, шеи, груди или височной области, – сообщает отличница Маша. – Если мерить на запястье, то накладываются три пальца и измерение происходит за 60 секунд, но также можно за 10 секунд и умножить результат на 6».
Тема самоконтроля развивается. Учитель говорит о трёх степенях усталости: лёгкой, значительной и очень сильной, а также внешних признаках: нарушение дыхания и движений, изменение окраса кожи, потоотделение…
«Ну, ребята, на сегодня всё. Всем хорошего дня! До свидания!»
«На дистанте скучно»
Домашнее сидение за ноутбуком никак не похоже на детский гам и беготню в спортзале или на уличной площадке, на прыжки в длину с места, с разбега, или через гимнастического козла, на упражнения на брусьях, командные игры с мячом. Много времени у учителя во время урока на дистанте уходит на организационные моменты.
«На дистанте скучно, – подытоживает 12-летний Александр. – На обычной физкультуре мы делали больше упражнений, там больше свободного пространства, играли в подвижные игры. Дома этого не сделаешь. Правда, не всем и хочется. У нас один мальчик признался, что когда все приседают, он тоже приседает, потому что это видно в камеру, а отжиманий на полу в камеру не видно, и он в это время прячется под стол и там отсиживается».
«Дети ждут выхода в школу»
О плюсах и минусах дистанта рассказывает учитель физкультуры белгородского лицея № 32 Павел Можевитин.
«Впервые мы столкнулись с таким форматом во время пандемии коронавируса. Первое время это был неполноценный дистант: работали по картам уроков. Но и в эти карты я старался вносить что‑то интересное, различные игры», – вспоминает он.
Педагог в течение 15–20 минут даёт детям теоретическую часть: например, историю развития различных видов спорта, используя информацию сайта Российской электронной школы. В конце урока он включает видео с упражнениями, и дети их выполняют дома.
«Несомненный плюс дистанционного формата в том, что мы уделяем больше времени теории, чего раньше не было. Но в физическом плане, конечно, плюсов особенных нет. В школе работаем с мячами, на гимнастических снарядах. Естественно, на дистанционном обучении этого нет», – объясняет учитель.
Павел Сергеевич пытается приблизить уроки физкультуры к очному формату, давая детям упражнения с мячом. А выполняют их во дворах частных домов или на городских спортплощадках. Потом ученики присылают видео с результатами.
«Я не даю заданий, например, с баскетбольным мячом, который не у всех есть. В целом, конечно, все дети ждут выхода в школу, возобновления общения со сверстниками, игр. Есть и ещё одна проблема – несоблюдение детьми осанки дома за компьютером, что чревато заболеваниями. Плюс проблемы со зрением. В общем, ждём возвращения к привычной жизни», – резюмирует Можевитин.
Олег Гончаренко