Елизавета Базарова: «Скучаю не по России, а по русским людям»
Старооскольская пловчиха рассказала журналу «Спортивная смена», как она учится и тренируется в США
-
Статья
-
Статья
Девушка становилась рекордсменкой России на дистанции 50 м вольным стилем, выигрывала медали чемпионатов Европы и Универсиады. А в 2018 году уехала в Америку – получать образование и плавать за студенческую команду.
Неделя от КМС до мастера
— Елизавета, как начиналась твоя карьера?
— Папа привёл в бассейн, когда мне было шесть лет. Я дважды болела воспалением лёгких, и плавание порекомендовали врачи. Так что приходила в бассейн поправить здоровье. А в итоге плаваю уже 21 год.
Было интересно учиться плавать. А потом всё стало серьёзнее. В 10–11 лет всех отправляли на лето в деревню к бабушкам и дедушкам, а меня в детский лагерь. Помню, что в этот период не очень хотела тренироваться. Но спасибо папе, который заставлял это делать. Дальше меня саму затянуло, потому что пошли результаты, и заставлять уже не приходилось.
— Когда ты поняла, что плавание станет для тебя не просто занятием, а частью жизни?
— В 13 лет, когда выполнила норматив мастера спорта. До этого я больше года не могла доплыть до КМС – то одной, то двух десятых секунды не хватало. Но как‑то приехала на соревнования в Белгород, в «Спартак», и выполнила кандидата, а всего через неделю на чемпионате области – мастера. И уже начала выходить на всероссийский уровень.
— Твой тренер Василий Цыганко ушёл из жизни в ноябре 2017 года. Какую роль он сыграл в твоих успехах?
— Первый тренер, который научил меня плавать, – это Светлана Анатольевна Носова. Потом я перешла к Наталье Павловне Ивановой – у неё проплавала до мастера. При этом Василий Иванович уже тогда помогал: курировал процесс, писал задания, исправлял технику. У него была старшая группа, но он контролировал наши тренировки и всегда был рядом. Он был мне как второй отец. Это, наверное, лучший тренер, с которым мне доводилось работать за всю карьеру.
— В 2015 году вы вместе переезжали в Казань. Как это было?
— Нас пригласили люди из министерства спорта Татарстана, предложили хорошие условия. В основном, это касалось тренера, потому что я на тот момент уже попала в сборную России, и моё финансирование обеспечивала сборная. А тренер должен был ездить на соревнования за счёт региона, и здесь с этим были сложности. Мы заключили контракт и переехали.
Тампа, штат Флорида, дивизион-2
— Когда поступило предложение уехать в США и долго ли ты раздумывала?
— В первый раз в 2014 году. На чемпионате Европы я встретилась с подругой, которая уже жила и тренировалась в Америке. Её тренер обрисовал такой вариант: они оплачивают проживание и обучение, а взамен я выступаю за местный университет четыре года. Это предложение было отклонено. Первая и главная причина – мой тренер. Мы как раз собирались в Татарстан, не хотелось менять систему подготовки, да и просто бросать человека, с которым я прошла весь спортивный путь.
— Как в итоге ты оказалась за океаном?
— В 2017 году начала думать об отъезде. Результаты стали падать, и я поняла, что после плавания тоже есть жизнь. Не хотелось превратиться в бывшего спортсмена, который нигде не может себя найти. Америка выглядела идеальным вариантом, чтобы продолжать плавать и получать качественное образование.
Зарегистрировалась на сайте для спортсменов, которые хотят поехать в США, и получила много предложений от университетов. У них пловцов разделяют на дивизион-1 и дивизион-2. Первый уже не подходил по возрасту: мне было 22 года, а там всё действует до 24-х. То есть в дивизионе-1 мне были готовы оплатить два года учёбы из четырёх – остальное за свой счёт. Денег на это у меня не было, поэтому рассматривала только дивизион-2. Искала вариант, где есть хорошее образование и условия, и выбрала Университет Тампы, штат Флорида. Уехала туда в августе 2018-го.
— Почему выбор пал именно на Тампу?
— Это один из быстроразвивающихся американских городов, все серьёзные компании имеют здесь свои офисы. Флорида – штат с большими перспективами на будущее вне спорта. Я выбрала обучение на специалиста по финансам. Ну и по уровню плавания университетская команда неплохая. Хороший тренер, хорошее образование, красивое место – всё складывалось в пользу Тампы.
Другие университеты были больше сфокусированы на спорте, чем на учёбе. Там ты должен только хорошо плавать, образование на втором месте. А я понимала, что с моим опытом в России мне не нужно было каких‑то суперусловий для тренировок, массажистов, докторов. Достаточно соблюдать определённый режим, чтобы мы с тренером думали одинаково и слышали друг друга. Так что в первую очередь мне хотелось учиться.
Пловец недели
— Что представляет собой обучение и легко ли его совмещать с плаванием?
— Очень тяжело. Здесь нет такого, что «я не пойду на пару, потому что готовлюсь к соревнованиям и устала после тренировки». Ты скорее можешь сказать, что плохо себя чувствуешь и пропустить тренировку. Приоритет в моём университете – учёба.
Есть определённый план, который нужно выполнить за четыре года, чтобы получить ту или иную специальность. То есть, пройти поэтапно все уровни. Начинаешь с простых предметов: рисование, алгебра, история. Потом берёшь более профильные – экономические классы, предметы с финансовым углублением, бухгалтерией. Есть большой выбор профессоров, и ты сам регистрируешься, сам выбираешь класс, составляешь под себя расписание.
У меня по вторникам и четвергам утренняя тренировка, потом две пары, полтора часа отдыха, ещё одна тренировка и снова пары – с 6 до 10 вечера. В остальные дни я отдыхаю. Мне удобно так, а кто‑то, наоборот, любит ходить каждый день, но по одному предмету.
— Какие соревнования по плаванию проходят среди американских студентов?
— Сезон идёт с сентября – с начала семестра. Каждую неделю мы соперничаем с другими университетами своего штата. В декабре – проверочные старты, в феврале – чемпионат Флориды. Попадаешь по результату в топ-20 – едешь в середине марта на чемпионат NCAA (Национальной ассоциации студенческого спорта). Это соревнования среди университетов США в двух дивизионах. Если ребята из твоей команды отобрались, можно поучаствовать ещё и в эстафете.
— Тебя неоднократно признавали лучшим пловцом недели. Какие ещё есть достижения?
— Если на своей дистанции попадаешь по результату в топ-8 всего дивизиона, то борешься за титул All America. Это здесь ценится. Я входила в восьмёрку 11 или 12 раз, была четвёртой, второй, но не выигрывала. А пловца недели определяют по наибольшему количеству очков. Я часто получала это звание, но оно не очень престижное, потому что в рамках одного штата Флориды. Это как победить на соревнованиях в Белгородской области. Хорошее достижение, но ты не ходишь и не говоришь всем: «Смотрите, я пловец недели!»
Выживает умнейший
— Какая твоя любимая дистанция?
— В России я плавала только спринт. Мастера выполнила брассом, потом у меня пошло на 50-метровке вольным стилем. А здесь сказали: «Раз приехала, будем использовать тебя максимально». Поэтому плаваю и 50, и 100, и 200 м, чтобы больше очков приносить.
— Но ведь и нагрузка соответствующая.
— В России ты готовишься к соревнованиям на одной дистанции, и всё сфокусировано только на ней. Допустим, в течение недели работаешь конкретно на 50 м вольным стилем: в понедельник – лёгкая тренировка на технику, во вторник – работа над ускорением, в среду – основная работа, потом восстановление. Система построена так.
Здесь я сегодня плыву одну дистанцию, завтра другую. И на тренировках каждый день идёт основная работа, на все дистанции сразу. Они не знают, что такое восстановление. Восстанавливаться будешь на парах.
— И как тебе такой режим?
— Если ты грамотный спортсмен, то должен уметь себя регулировать. Когда я впервые приехала в Америку (не в университет, а на сборы), то сначала делала всё. Тренер говорил: «Плыви все два часа максимально». Я загнала себя в стадию перетренированности за один сбор. Когда вернулась домой, мой тренер был в шоке от того, как можно за месяц так убить спортсмена.
Я поняла, что если буду выкладываться каждый день так, как мне здесь говорят, то загоню себя в яму, из которой потом не вылезу. В этой системе выживает не сильнейший, а умнейший. И я стала распределять силы: вот здесь нужно попахать и потерпеть, а на следующий день не моя основная дистанция – поработаю, но на 80 %.
— Чем в целом удивила Америка, приятно и неприятно?
— Ещё до обучения я приезжала в Лос-Анджелес. Представляла, что это будет какое‑то вау: всё яркое, современное… А увидела простые одноэтажные дома, какие‑то старые заправки – в общем, не вау. Но потом поняла, что важнее атмосфера. Здесь у людей другое мировоззрение, они всегда позитивные, приветливые. Когда каждый встречный тебе улыбается, ты в ответ тоже улыбаешься, и настроение от этого лучше.
Когда приехала учиться, стало уже не так позитивно. Пыталась найти своё окружение. Мне было туго с американцами, потому что они могут два часа говорить о погоде или вообще ни о чём – никаких глубоких тем, ничего сколько‑нибудь серьёзного. Если у человека что‑то произошло и ты хочешь как‑то ему помочь, поддержать, он отвечает, что всё о’кей. А после этого идёт к психологу и рассказывает всё ему. У тебя есть друзья, семья – почему ты сразу идёшь к психологу? Но они считают, что не нужно нагружать других своими проблемами. Лучше заплатить деньги и нанять человека, который будет этим заниматься.
— Расскажи, как прошла твоя первая пара в университете Тампы.
— Помню, прихожу в юбке, жакете, пиджаке, рубашке – в общем, строго, как привыкла. И вижу девушку в пижаме! Я просто обалдела. Многие носят безразмерные кофты, домашние тапки…
У нас я боялась лишний раз что‑то спросить у учителя, если не разобралась в теме. Здесь наоборот: прийти к преподавателю и сказать, что не понимаешь – это правильно. И он будет изо всех сил стараться тебе помочь. Можешь пойти с ним выпить кофе между парами.
— Тебе не мешал языковой барьер?
— Изначально я чуть-чуть разговаривала на английском и немного понимала, что мне говорят. Пойти поесть или поболтать с кем‑то – без проблем. Но когда начала изучать предметы, особенно профильные, было очень тяжело. Сначала приходилось читать на русском, потом переводить и стараться запомнить на английском. Сейчас наоборот. Разговариваю с мамой (её работа тоже связана с финансами), и мне тяжело объяснить ей многие вещи на русском.
Тоска по русским людям
— В последние годы в России падает уровень плавания. А в США?
— Недавно была большая новость: первый трансгендер выступил в соревнованиях среди женщин. Думаю, если так продолжится, то и в США женское плавание ждёт спад. А глобально – почему Америка лидирует в этом виде спорта? Потому что здесь в каждом колледже плавают почти на уровне российских профессионалов. Плаванием занимается много людей, поэтому и выстреливает больше. В России нет такой конкуренции, отсюда и более индивидуальный подход, тренеры выстраивают программы под конкретного человека. Иногда это приносит плоды, но тяжело, когда есть только один спортсмен и ты ставишь всё на него.
— Мы уже не увидим Елизавету Базарову в сборной России?
— Чтобы попадать в сборную, нужно приезжать каждый год и отбираться, начиная с области и ЦФО. Но я не могу в середине года взять и уехать. Да и желание пропало, когда началась учёба. Я могла бы быть в сборной России, но что бы мне это дало для будущего? Поэтому сфокусировалась на том, что будущее связано с моим образованием.
— Что будешь делать, когда получишь диплом? Останешься в США или вернёшься домой?
— Сейчас я заканчиваю весенний семестр, остаётся ещё один. В декабре выпускаюсь. Потом можно получить год стажировки – оставаться в статусе студента, но с правом работать. А дальше либо остаёшься (и тебе предлагают на длительный срок рабочую визу), либо должен уехать.
В России у меня была хорошая жизнь – семья, друзья, возможности. Но на данный момент собираюсь попробовать себя здесь, получить международный опыт. С ним будет проще и в России – если вернусь, то не пропаду.
— Есть ли планы выйти замуж за американца?
— Нет. У меня парень из Владивостока. Вероятность, что мы бы встретились в России, равна нулю, а здесь вот пересеклись. Он до 16 лет играл в теннис у себя, потом уехал в Америку получать образование. Учился тоже во Флориде (в другом университете) по специальности «химическая инженерия». Получил рабочую визу. Но я и до этого не рассматривала вариант с фиктивным мужем-американцем. Фейковые браки – не моё. Я себя уважаю и не стала бы жить с человеком ради выгоды.
— Ностальгия иногда накрывает?
— Конечно. Здесь это называется homesick. Очень скучаю по родным, по друзьям, хочу в какую‑то домашнюю атмосферу. Скажу так: скучаю не по России, а по русским людям.
Беседовал Сергей Белых