Бомбический экипаж: пилот без ноги, штурман без руки
Как необычная команда белгородского «Виража» участвовала в гонке «Золото кагана»
![Бомбический экипаж: пилот без ноги, штурман без руки Бомбический экипаж: пилот без ноги, штурман без руки](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/2e/f3/2ef3a70f-1309-439b-b5f6-135e85b8550b/1619535464820_.jpg__750x415_q75_crop-True_subsampling-2_upscale.jpg)
-
Статья
-
Статья
Гонка проходила в Астраханской области в десятый раз. Для пилота Игоря Климанова соревнования стали первыми в жизни, для штурмана Олега Тюпенкина – очередными, бессчётными. Их Porsche Cayenne, преодолев почти 1 300 км степи и бездорожья, пришёл восьмым в своём классе и 31-м – в общем зачёте.
Гонщики рассказали «Спортивной смене» о чувствах, скоростях и запчастях для автомобилей и людей.
Восстание машин
К месту встречи на «Вираже» Игорь подруливает на внедорожнике с надписью «адаптивный спорт» на лобовом стекле. Мы с фотографом улыбаемся: четырёхдневные гонки на скорости до 160 км/ч меньше всего ассоциируются с адаптивным спортом. Климанов легко выпрыгивает из машины, и мы замечаем его чёрную искусственную ногу.
— Прямо терминатор, – говорю ему.
— Сам не нарадуюсь, – улыбается он и спешит поздороваться с техниками «Виража».
Они колдуют над чем‑то слабо узнаваемым.
«На «Золото кагана» ездили три экипажа. Этот пришёл вторым в своей категории, – показывает Игорь на то, что осталось от автомобиля и пришло вторым».
![Фото: Алёна Черепанова Бомбический экипаж: пилот без ноги, штурман без руки - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/2f/16/2f1646d2-5bde-4c2b-b915-0438f97a0b56/img_0785.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Игорь Климанов / Фото: Алёна Черепанова Игорь Климанов](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/ad/89/ad890af8-cdfb-4423-9b33-3130e2914a23/img_0832_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Алёна Черепанова Бомбический экипаж: пилот без ноги, штурман без руки - Изображение 3](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/b8/46/b846c096-ccea-4980-8be9-1bf329d0c748/img_0760.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«Toyota Land Cruiser 80 Proto, – поясняют техники Валерий Солодеев и Иван Зволинский. – Перевернулись, оторвали капот, помяли крышу, выбили стёкла, но кубок взяли. Третья машина так крутилась, что морду оторвало, – она с трассы сошла. Ничего, всё реанимируем, уже запчасти привезли».
«Да-да, не бита, не крашена, девушка ездила», – замечаю на ходу, они смеются.
Porsche выступал в классе Т2 – серийный автомобиль.
«По правилам изменения в узлах недопустимы, поэтому под капотом всё опломбировано. Мы усилили его, сварив каркас, сделали спортивную подвеску, выкинули салон и установили в нём дополнительный бак на 200 литров, – показывает техник Станислав Борзых. – Приборная панель родная, рядом установили штурманскую, куда крепятся приборы навигации и слежения, счётчик километров. У штурмана не работает правая рука, поэтому всё сделано под левую».
Соревнования – это целая экспедиция: автомобиль техпомощи – «техничка», платформа с гоночными машинами, участники и техники. В этот раз на берегу Волги в астраханской степи свои походные шатры разбили около сотни команд.
![Для соревнований «поршу» усилили каркас, сделали спортивную подвеску, выкинули салон и установили в нём дополнительный бак на 200 литров / Фото: Алёна Черепанова Для соревнований «поршу» усилили каркас, сделали спортивную подвеску, выкинули салон и установили в нём дополнительный бак на 200 литров](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/c2/51/c251a2a4-9b57-473e-8da9-32e4bf1436d2/img_0718_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Техническая команда «Виража» / Фото: Алёна Черепанова Техническая команда «Виража»](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/01/26/01267b4a-405f-41d4-8501-a3824558d1cd/img_0734_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«Я давно увлекаюсь картингом, и всегда хотелось погонять, – рассказывает Климанов. – В январе мы пообщались с Пал Палычем (директором АСК «Вираж» Павлом Ушаковым – прим. авт.) насчёт такой возможности. Оказалось, всё возможно. Porsche с коробкой автомат – единственная машина, которая мне подходила. Его грохнули всмятку на гонке «Северный лес» и специально под меня восстановили для Астрахани».
Если сильно надо, то не страшно
Ногу Игорь потерял в тяжелейшем ДТП, когда ему было 27. Подорвал здоровье, попрощался с прекрасными перспективами работы и жизни в Москве и уехал к тёте в Мурманск.
«Из Москвы уезжал на инвалидной коляске. Дальше – очень трудные десять лет. Поначалу не было уверенности, смогу ли вообще встать. Потом выдали классический протез: начинка и поролон сверху, такая тряпичная нога. Противно было её в руки брать, но в 2008 году всем выдавали только такие. Несколько лет искал, есть ли что‑то другое. В итоге сам выучился на техника протезных систем, открыл производство в Белгороде, и теперь мы делаем отличные вещи. А тогда… Пенсия по инвалидности – 3 500, живёшь с маман. Отдал ей пенсию – и сиди у подъезда, дыши воздухом. Серьёзное испытание».
Встав с коляски на тряпичную ногу, Игорь устроился в общепит. Днями кружил с 20-литровыми баками на скользком кафельном полу, но не жаловался, переживая, как бы не уволили. За руль сел спустя семь лет после аварии.
![Фото: Алёна Черепанова Бомбический экипаж: пилот без ноги, штурман без руки - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/50/f9/50f959a3-b743-4665-9704-55ba2842ffd7/img_0905.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Алёна Черепанова Бомбический экипаж: пилот без ноги, штурман без руки - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/4d/57/4d579c4f-3bbd-41d7-a5d5-ab07b9b2b6d2/img_0869.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«Я не родился храбрым человеком, который сломя голову кидается куда‑то. Но если сильно надо, то страшно не страшно, плохо не плохо – идёшь. Я боюсь высоты, но когда‑то работал монтажником-высотником, преодолевая страх каждый день. А тут такое чудо получилось: ездить на машине, ещё и в таких гонках! Штурмана Олега Тюпенкина мне подсказала прекрасная наша команда. Есть, говорят, такой человек – как раз для тебя сшит!»
Олег Тюпенкин из Москвы, свой первый «Дакар» проехал ещё в 1994 году. На гонках в Тунисе в 2009-м попал в жуткую аварию и практически лишился правой руки, но через три года вернулся в автоспорт. Последние четыре года Олег ездил штурманом с Максимом Кирпилёвым – пилотом и владельцем команды АСК «Вираж».
«Максим сейчас взял паузу и предложил мне поехать на «Золото кагана» с Игорем, научить его, помочь, подсказать. Я знаю трассу с 2003 года, – рассказывает Тюпенкин. – И потом, бомбический же экипаж: один без ноги, другой без руки. Оказалось, на двоих три ноги и три руки – вполне нормально. Справились. И ремонтировались на трассе, и откапывались. Игорь общительный человек, вдумчивый, обучаемый, мне с ним не было сложно. Нашим результатом я доволен».
Есть такая британская компания Blatchford, она больше ста лет разрабатывает и выпускает протезные системы. Её официальные представители в России согласились испытать на Климанове протез ноги для экстремального спорта и оплатили расходы.
![Фото: Алёна Черепанова Бомбический экипаж: пилот без ноги, штурман без руки - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/02/aa/02aa002d-9fb3-4643-88a5-550abde8912f/img_0811_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Алёна Черепанова Бомбический экипаж: пилот без ноги, штурман без руки - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/69/5b/695bf4eb-2a44-4bb0-ae9c-9eaea7e5dff7/img_1043.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«Сейчас у меня нога с электронной коленкой. Если бы я с ней поехал, от прыжков и долбёжки она бы погибла, – поясняет Игорь. – Та, что была на гонках, более подготовленная, железо в ней толще, крепление очень надёжное, такая выдерживает высокие нагрузки. А мы ведь там постоянно откапывались! Закопались – прыгаю на колени в песок, работаю лопатой. Застряли – достаю из багажника трос, бегу к другой машине, падаю, прикручиваю трос у себя и у них, прыгаю в машину, завожусь. Вытащили – снова всё в обратном порядке. Газ – тормоз, газ – газ, тормоз…»
Финиш как космос
Трассу «Золото кагана» за сложность называют русским «Дакаром». Там настолько мелкий песок, что забивает всё – проникает через фильтры и вышибает из гонки машину за машиной.
— За победой ехали или за участием?
— «Участие – туфта, нам нужна победа!» – говорил я до отъезда. Но там уже осознал, насколько сильные соперники. Я дебютант, они профессиональные гонщики. Приехали на тренировку по эвакуации, задача – выбраться из автомобиля, который перевернулся и загорелся. Я в шлеме, защите, как рыцарь в доспехах, за 12 секунд со своей ногой должен выкарабкаться. Скидок никому нет: толстый, худой, безногий – на трассе важно быстро покинуть машину. У меня далеко не с первой попытки получилось, рёбра неделю болели.
Машины всех категорий стартуют с отрывом в пять минут, и участники на трассе быстро перемешиваются.
![Фото: Алёна Черепанова Бомбический экипаж: пилот без ноги, штурман без руки - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/9c/24/9c24fb3f-3abb-4b0e-9954-738c16b5dbe3/img_0758_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Алёна Черепанова Бомбический экипаж: пилот без ноги, штурман без руки - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/da/40/da40c92e-70ae-45b8-bee3-fa388e3f215a/img_1094.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«Едешь, а по сторонам валяются колёса от КамАЗов, крылья мотоциклов, сами мотоциклы, джипы… Мы мчим, и вдруг поперёк дороги колесо от КамАЗа огромное! Я его резким движением объехал. Дальше «верблюжья гора» – в один холм влетели, а со второго сползли, и медленно, чтобы не завязнуть, развернулись в низине объезжать вторую гору. Только отъехали, как на это место прыгнул КамАЗ и ушёл через вторую гору, даже не заметив препятствия. Задержались бы – никакие страховки не помогли».
Участники преодолевают по 300 км в день. По обычной дороге это часа четыре, по трассе – 12–15, и вообще как пойдёт. Застрял, заблудился – помогай себе сам или надейся на доброту других участников. Примерно на середине маршрута стоит техничка с запасом воды, бензина, запчастей и инструментов. Упал в обрыв – вариантов немного.
«Влетели на гору с пятиэтажный дом, за ней резкий обрыв и расщелина. Если упасть туда, до вечера точно никто не приедет искать. Мы летим, штурман кричит: «Жми!» Я на газ, а впереди – огромные камни и деревья. Выбираем деревья и чувствуем, как машина гнёт стволы… Это был третий день, самый тяжёлый: ехали 12–15 часов, и все на экстриме. Вечером вышел из машины и очень захотелось, чтобы нас побыстрее выгнали домой: всё болит, страшно, как‑то тоскливо, хочется к маме на кухню. Но потом встаёшь утром и прёшь дальше. Сомнения и всю прочую муть из головы убрал и преодолел трассу».
Перед стартом Павел Ушаков говорил журналистам:
«Если их экипаж доберётся до финиша, это будет практически как полёт Гагарина в космос».
![Опытнейший штурман Олег Тюпенкин (второй справа) и дебютант Игорь Климанов быстро нашли общий язык / Фото: из личного архива Игоря Климанова Опытнейший штурман Олег Тюпенкин (второй справа) и дебютант Игорь Климанов быстро нашли общий язык](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/8a/3f/8a3f3918-7ab5-4052-8d81-90e060c2462a/image-24-05-21-10-11-4_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Получается, слетали. А были те, кто не доехал или завершил гонку с серьёзными повреждениями машин и людей.
— Некоторые ноги ломали. Мужик на багги прыгнул – его достали с внутренним кровотечением. По чистой случайности спасатели оказались рядом.
— До гонки понимали, что и с вами такое может случиться?
— Конечно.
— И зачем всё это?
— Ради таких вот экстремальных ощущений (смеётся).
— Человеку без ноги мало острых ощущений в повседневной жизни?
— Это не то, согласитесь. Там круто, красивые машины, потрясающая природа.
— Где ещё хотели бы погонять?
— «Дакар», конечно!
Климанов подчёркивает, что их экипаж совершил заезд в поддержку российских паралимпийцев:
«Я надеюсь, моё участие в гонке стало первым шагом к созданию в России движения «ПараБаха» (баха – разновидность ралли-рейдов – прим. ред.). Хочется видеть на трассах больше спортсменов с ограниченными возможностями, чтобы люди поняли: на самом деле их возможности безграничны».
Поддерживает коллегу и Олег Тюпенкин:
«В Европе такие соревнования есть, там к инвалидам больше внимания и поддержки, у нас пока нет. Игорь – первая ласточка. На самом деле ехать штурманом без руки гораздо проще, нежели без ноги жать на тормоз и газ. Возможно, кто‑то захочет поддержать наше начинание. Этот спорт достаточно дорогой, всё зависит от финансов. Будет поддержка – будут новые гонки. Если каким‑то компаниям интересно продолжить этот опыт, мы, конечно, поедем и постараемся выиграть».
Ирина Дудка