Нам хлеба не надо, нам грязи давай. Как прошли соревнования по трофи-рейду «Хитёр Бобёр»
На них побывали корреспонденты журнала «Спортивная смена»
-
Статья
-
Статья
Когда большие мальчики собираются в одном месте с машинками, грязи по колено мало – должно быть по капот, а лучше по самую крышу. Такое место нашлось в тихом селе Илёк-Кошары Ракитянского района.
На заливных лугах мирно паслись коровы, в небе парили аисты, на фоне кудрявых деревьев двигалась и не двигалась речушка Илёк. Рёв моторов разрушил эту пастораль, распугал ленивых щук и болотных лягушек. Трофи-рейд «Хитёр Бобёр» оправдал ожидания: получился ярким, эмоциональным и грязным.
Чтобы скучно не было
Любители шума и грязи из Пролетарского – Илья Литвиненко, Андрей Денежко, Александр Кожушко и их товарищи по внедорожному клубу «Петрович_Гараж» – давно задумали собрать таких же «больных нивоводов и уазоводов» и устроить праздник.
«Чтобы скучно не было, – смеётся Кожушко, он в офф-роуд уже восемь лет. – Сначала собирались своей компанией по вечерам погонять, постепенно это переросло в семейный досуг и лёгкие экспедиции, теперь вот добрались до первых соревнований».
Суета началась примерно за месяц, а может, и раньше. Почти как со свадьбой – надо всё продумать, чтобы не облажаться: договориться с районной администрацией, подготовить трассу, найти спонсоров и предусмотреть незначительные на первый взгляд нюансы.
«Вот договорились, чтобы сегодня коров пасли подальше, – приводит пример Александр. – Мы все занимаемся этим в свободное время, каждый вкладывал в организацию опыт и знания по своему направлению: аптечки, безопасность, охрана…»
По лугу пролегли трассы трёх категорий сложности: стандарт, туризм и ТР-1. К природным неровностям, реке и болотам добавили искусственные канавы и ямы. Испытывать судьбу приготовились 25 экипажей.
«Три кольца по 2,5 км каждое плюс пять коридоров (обязательные для прохождения водные препятствия – прим. авт.). Побеждает тот, кто за час наездит больше кругов. Помогать застрявшим могут только другие участники. Команда, которая просит эвакуацию, выбывает, – объясняет правила Илья Литвиненко. – Участники борются за всё хорошее против всего плохого и за ценные призы и кубки».
Стандарт
При кажущейся простоте первый же круг для первого экипажа на «Ниве» оказывается последним: машина намертво заседает в траншее. Потеряв боевого коня, но не боевой дух, оба водителя ложатся на травку съесть что‑то вкусное и охотно превращаются в зрителей.
— Мост задний порвали, – вздыхает водитель.
— От неграмотности всё, – комментирует ситуацию кто‑то из знатоков, – диагоналку поймали. В стандартной полноприводной машине всегда крутится переднее или заднее колесо, а у него переднее воткнулось в траншею, заднее висит в воздухе. Вот и засел, беспомощный. Опытные экипажи предпочитают ехать не первыми, чтобы прощупать трассу».
Через пару кругов на этом же участке разулся неубиваемый УАЗ – разбортировалось колесо.
Туризм
Перед заездом «туристов» организаторы проходят трассу, собирая застрявших, и ждут участников на более интересном участке. Одна за одной машины ныряют в водные коридоры. Любая ошибка может стоить продолжения гонки, а также свечей, двигателя, мостов и других запчастей, хотя тут этим никого не напугать. В туризме выделяется команда «Крэйзи леди» – Ксюша и Маша на «Ниве». В первом же коридоре Маша оказывается по грудь в воде, пробуя, где там менее скользкие и вязкие участки. Оказывается, нигде. Оттого‑то в нём намертво завяз УАЗ.
— Игорь, 37-й в болоте сидит.
— Понял, принял, – переговариваются по рации организаторы, обсуждая эвакуацию. Вытаскивать будут после окончания заезда. По ходу гонки технику привлекают, только если участник мешает остальным. Команда УАЗа же добрый час сидит в сторонке, провожая взглядами бампера соперников. В их компанию добавляется «буханка», возникшая из ниоткуда: это зрителям вздумалось подъехать поближе – предсказуемо встряли на въезде в коридор.
— Дайте трактор! – бесцеремонно подают они сигнал бедствия. Трактору не до них. В четвёртом коридоре по капот в воде две машины, в пятом – ещё одна. И только экипаж № 35 наматывает тину и круги, не замечая преград.
— Сколько до финиша? – спрашивает водитель у организаторов. У них уже 10 кругов, а в запасе ещё минут 20. С каждым кругом трасса мясистее, задора больше, участников меньше. «Крейзи леди» успевают пройти один круг, прежде чем порвать ремень и остаться загорать у водоёма.
ТР-1
Вода может доходить до крыши, а терпение – до предела. Вырваться из водно-грязевых ловушек можно только с помощью лебёдки – без неё гонка заканчивается быстрее, чем хотелось бы.
— Стартанули хорошо. Минуты не прошло, как сошли: сели в реке, а лебёдки нет, – говорит водитель «Нивы» Юрий Михеев. – Везде попала вода, не заводимся, будем что‑то думать, свечи менять…
— Пацаны, чем помочь? – интересуется зритель.
— Да пока ничем.
Эта «Нива» стартовала первой, а потому создала пробку в реке, заблокировав путь остальным экипажам. Но машины всё же умудряются объехать препятствие, заминая крыло и подталкивая «Ниву» к берегу. Однако и это не спасает – постепенно река наполняется людьми и машинами. Кто‑то вытягивается лебёдкой, кто‑то ждёт эвакуации. Вдруг из‑за деревьев доносится рокот – и по реке идёт мощный прилив: в воде сливается с местностью УАЗ и обходит «Ниву»!
«Убитый, но подготовленный: арки вырезаны, лифт сделан, шторки сделаны. А бурление за машиной видишь? Вентилятор выкидывает воду. Без него уже бы сели!» – объясняет зритель успех УАЗа.
Из девяти экипажей до финиша ТР-1 дошли три. В их числе жёлто-синяя «Нива» Михаила Евстюнина из Белгорода с надписью «Канарейка».
«Отличная трасса. И день отличный!» – делится он впечатлениями.
На машине нет места без наклеек. Соревнования по трофи начинаются, когда лёд сходит с рек, и заканчиваются, когда реки снова им покрываются. Михаил как‑то насчитал 13 гонок, в которых поучаствовал за год. На всероссийских соревнованиях команды хотят выделяться, и каждая продумывает стиль, название. Белгородская «Канарейка» ездит в компании с «Че Геварой», «Пандой», «Колобком», «Енотами» и другими персонажами. Опыт и подготовленная машина позволили Евстюнину накатать семь кругов, пока остальные сидели в воде, ожидая помощи.
— Можно было и лучше ехать, но сцепление начало барахлить. Водяной клин, скорее всего, между диском сцепления и маховиком, – рассуждает Михаил.
— Результатом довольны?
— Да, отпустило чуть-чуть. Но есть ещё не могу. Я сюда собирался – ночь не спал. Всегда переживаю за технику, расстраиваюсь, когда что‑то случается. Всю дорогу едешь – молишься. Надо, наверное, перейти планку какую‑то, и тогда всё встанет на свои места. Если не бросим раньше.
— Можно это бросить?
— Пока будут финансы и время, не бросим. У меня есть возможность ковыряться в гараже, и дети со мной ковыряются. У них любимые игрушки – пила и топор, больше ничего не надо. Мы ж больные нивоводы – нормальный человек туда разве полезет? Вы бы полезли?
Я бы полезла, но у меня нет ни такой машины, ни таких навыков.
Ирина Дудка