«Не забава, а часть жизни». Легко ли девушке быть фитнес-тренером
«Белгородские известия» записали откровения персонального тренера в спортивном клубе
-
Статья
-
Статья
Отучившись четыре года на факультете журналистики и проработав по специальности около двух лет, Наталья бросила стабильную работу и ушла в нестабильный фитнес. Как она там оказалась, какие трудности поджидают маленькую хрупкую девушку в тренажёрном зале и почему фитнес должен стать частью жизни каждого?
Решила уйти
«Вся моя жизнь каким‑то образом связана со спортом: в детстве мама хотела меня отдать в художественную гимнастику, но я заболела и пропустила первые уроки, так что этот красивый, но безумно тяжёлый и суровый вид спорта обошёл меня стороной (и слава богу). Затем мне захотелось танцевать, и мы с родителями пришли в кружок народных танцев – в этом коллективе я протанцевала почти шесть лет, но из‑за трудностей с учёбой пришлось бросить.
В старших классах участвовала практически во всех школьных спортивных соревнованиях и помогала нашей школе занимать хорошие места. По настоянию физрука в восьмом классе пришла в лёгкую атлетику, и она поглотила меня с головой. Могла заболеть и не пойти на уроки, но на тренировку бежала в любом состоянии и в любую погоду. Даже когда летом все разъезжались по деревням или морям, я одна приходила и занималась с тренером. Дойдя почти до КМС (осталась с первым взрослым разрядом), я повредила мениск и больше не смогла заниматься.
Поступив на факультет общественных наук и массовых коммуникаций, я четыре года задавалась вопросом: «А тем ли путём я иду?» Отучилась, проработала по профессии около двух лет и… всё‑таки решила уйти. За три месяца прошла курсы в двух отличных школах фитнеса, получила сертификаты и пришла в спортивный зал уже не в роли клиента, а тренером».
Не только наставник
«Сейчас я инструктор тренажёрного зала и персональный тренер. И это безумно здорово. Три дня в неделю я дежурю в зале, слежу за порядком, подсказываю новичкам, провожу вводные и персональные тренировки. В остальное время я также занимаюсь своими подопечными – теми, кто выбрал меня своим наставником и проводником в мир спорта.
Ко мне приходят люди самого разного возраста: от 16 до 55 лет. У всех свои цели и задачи, которые мы вместе формулируем и стараемся решить. Кто‑то приходит в зал от скуки, и тренер для него не только наставник, но и человек, с которым можно просто душевно поговорить, рассказать о своих проблемах. Кому‑то нужна поддержка в начинании, потому что фитнес на самом деле – это не такое простое занятие. Большинство же идёт ко мне, чтобы похудеть, подтянуть тело или поправиться (это реже).
Сначала мы вместе с клиенткой определяем цель, которую она хочет достигнуть, а потом работаем над способами. Каждой подопечной я прописываю программу питания под её вес, рост, возраст, цель. Расписываю программу тренировок по количеству упражнений, целевой группе, подходам и повторениям. Даю советы по уходу за собой и телом, например по рецептам скрабов, массажу, приёму витаминов. В целом персональная тренировка занимает около часа, но клиентки могут оставаться в зале и побегать на дорожке, покрутить велосипед, попрыгать на скакалке или походить на эллипсе (тренажёр в виде лыж, который улучшает циркуляцию крови и повышает выносливость)».
Сделали и ушли
«В работе фитнес-тренера есть и свои сложности. Например, в зал пришли крупные мужчины, сделали жим на грудь с блинами по 30–40 кг каждый, потом ногами, навесив по 100–150 кг на тренажёр, и… благополучно ушли. А убирать это приходится мне (хрупкой девушке, на минуточку), как дежурному тренеру или ведущему персоналку. В этих случаях я, конечно, прошу других крупных мужчин мне помочь, но они ведь не всегда есть в зале! У нас даже таблички повсюду висят с просьбами убирать инвентарь после себя, но, видимо, не до всех это доходит.
Другой аспект – клиенты с противопоказаниями и проблемами со здоровьем. Например, у меня тренируется ещё совсем молодая девчонка, у которой обнаружили рассеянный склероз. Из‑за постоянных уколов гормонов она практически за полгода набрала 17 кг. По этой причине мы с ней и встретились в зале. Я не могу давать ей сильные физические нагрузки, большой вес, потому что от всего этого у неё может ухудшиться состояние. Поэтому мы с ней индивидуально подбираем упражнения, которые её не тяготят, но в то же время помогают похудеть.
И всё же основную роль в этом случае я отвожу питанию – правильному и сбалансированному, с небольшим дефицитом калорий, что в сумме с тренировками непременно даст результат. Ещё у меня занимается взрослая женщина с хондрозом, частыми головными болями и проблемами в коленях. Для неё я точно так же подстраиваю программу тренировок, избегая вращений головой, сильных нагрузок на колени и позвоночник».
Похудеть на 10 кг за месяц
«Недавно к нам в прямом смысле прибежала вполне себе нормальная красивая девчонка и с ходу заявила: срочно за месяц нужно похудеть на 10 кг, так как она начала встречаться с парнем. Условие ли это её новоиспечённого молодого человека или девушка сама себе что‑то напридумывала, я не знаю, но после объяснения того, что быстрый сброс веса может быть опасен для организма, она обещала подумать и прийти снова. Пока что не приходила.
Вообще, многие приходят в зал, чтобы привести себя в форму, не потому, что сами того хотят, а из‑за упрёков близких, друзей, прохожих. Но это неправильно. Главное, чем должен руководствоваться человек в таких вопросах, – это личное желание и поставленная цель. А так, ну похудеешь ты, посидев на изнуряющих диетах и позанимавшись до изнеможения в зале месяц, близкие или прохожие этого, может, и не заметят. А организм заметит, ведь для него это стресс. И потом этот стресс снова заедается, запивается, и получаешь уже не сброшенные 2–3 кг, а набранные 10–15.
В зале есть несколько типов посетителей. Первый: ребята-качки, от усилий которых трясётся и гремит потолок на два этажа ниже. Второй: девушки-качки, от усилий которых трясётся и гремит потолок на один этаж ниже. Третий: парни – альфа-самцы, которые до прихода красивых посетительниц в зал даже пальцем не пошевелят. Четвёртый: девушки такие девушки – вся тренировка в телефоне, на телефоне, с телефоном, селфи, кокетство и поддельный смех, обращающий на себя внимание тех самых альфа-самцов. И пятый – рядовые посетители фитнес-клуба, которые знают, зачем пришли, какого результата хотят добиться и как это сделать».
Лупить палкой и отбирать бургеры
«В среднем одна персональная тренировка стоит от 500 до 1 000 рублей. Если брать комплекс, то есть 10 или 20 тренировок, то клиент должен будет заплатить 5 000 и 8 000 рублей соответственно. Но в каждом клубе свои расценки на персональное ведение, поэтому цены могут быть и в два раза больше. Мне от этой суммы идёт лишь процент, то есть в первую очередь деньги за мои услуги получает фитнес-клуб. Сейчас я получаю 50 % от суммы покупки клиента. Чем больше у меня будет появляться клиентов, тем выше будет расти процент. Но потолок для персональных тренеров, кажется, 80 %.
Ставки (за дежурные часы) в фитнес-клубах довольно маленькие, поэтому зарплата тренера напрямую зависит от проданных персоналок. Знаю людей, у которых клиентов нет совсем, да и они сами для этого ничего не делают, работают только за ставку (по факту это не больше 6 тысяч). При этом каким‑то образом умудряются выживать и существовать. Но ребята, которые знают своё дело и доводят клиентов до результата, получают приличную зарплату. Именно к таким профессионалам и нужно стремиться.
Существует стереотип, что фитнес-тренер – это огромный качок (чаще всего на стероидах), который будет лупить тебя палкой за отлынивания, отбирать бургеры и пиццу и не отпустит с тренировки до того, пока вокруг не образуется лужа из пота. Кто‑то, может, такого тренера и ищет, чтобы никакой пощады. Но многим нужен наставник, желательно в хорошей физической форме (не важно, парень это или девушка), посмотрев на которого, захочется заниматься. И не придётся себя заставлять, потому что живой пример, результаты, которые появляются с грамотным тренером, сами будут вести вперёд и сделают фитнес не забавой, а частью жизни».
Екатерина Гавриленко