Уход в Доху. Воспитанник волейбольного клуба «Белогорье» продлил контракт в Катаре
Журнал «Спортивная смена» расспросил 35-летнего диагонального Романа Данилова о жизни и спорте в одной из богатейших стран мира
-
Статья
-
Статья
Данилов уже два года играет за границей: сезон 2018/19 он провёл в турецком клубе «Архави», а нынешний – в катарском «Аль-Ахли». В последнем он останется ещё на год.
Штраф – 4 млн
— Какая ситуация с коронавирусом в Катаре? Сидишь в самоизоляции?
— Здесь серьёзно относятся к пандемии. Все торговые центры и магазины закрыты, кроме продуктовых, супермаркетов и аптек. Кафе и рестораны работают только навынос. Всё организовано очень прилично: есть специальные боксы для дезинфекции тележек, везде стоят санитайзеры, при входе в супермаркет выдают перчатки. Карантина как такового нет, гулять можно, но обязательно в масках. Недавно разрешили заниматься спортом на улице без масок.
А недели три назад (интервью состоялось 10 июня – прим. авт.) всех заставили скачать приложение, которое отслеживает состояние здоровья. Приложение умное: если вдруг кто‑то заразился, оно определяет через геолокацию круг контактов, и людей изолируют. Мы сначала не решались, но в итоге установили, потому что без него нельзя выходить на улицу. Штрафы огромные: вышел без маски или приложения – 200 тыс. катарских риалов, то есть примерно 4 млн рублей. А максимальное наказание для злостных нарушителей – до трёх лет лишения свободы.
— Из‑за закрытия аэропортов многие россияне застряли за границей. Однако ты продлил контракт – то есть не застрял в Катаре, а остался. Или всё‑таки собирался в Россию в межсезонье?
— Да, я продлил контракт с клубом ещё на год. Вернуться домой, конечно, хотел, чтобы повидаться с родителями, но улететь не получилось. Во‑первых, российские границы закрыты. Можно было попробовать уехать через Хельсинки и Беларусь, но тут второй вопрос: как вернуться обратно? Пока неизвестно, когда в Катаре будут открывать границы для иностранных граждан. Поэтому решили не рисковать. Тем более мне здесь создали все условия, оплатили жильё и машину. Грех жаловаться. Единственное – летом тут очень жарко: на данный момент 43–44 °C. Но вечером приятно, тёплый ветерок.
— Как пандемия отразилась на материальном положении твоего клуба? Тебе выплатили всё положенное?
— Думаю, нет в мире команд, на финансовой ситуации которых не сказалась бы пандемия. Контракт на следующий сезон я подписал на чуть меньшую сумму, чем предварительно договаривался. Пока выплатили не всё, но это связано, скорее, с тем, что сейчас далеко не все работают. В наш клуб, к примеру, вход вообще закрыт – ворота и двери опечатаны.
— Как поддерживаешь форму?
— Тренируюсь дома. Приходится выкручиваться: под руку попадаются и столы, и стулья, и бутылки с водой, и мешки с песком. Иногда использую сына как утяжелитель. Думаю, когда откроют пляжи, позаниматься там будет одно удовольствие (на момент выхода журнала пляжи в Катаре открыли – прим. авт.).
Советовался с Ильиных
— Почему ты принял предложение «Аль-Ахли»? Рассматривал другие варианты? В «Белогорье» обратно не звали?
— Потому что мне здесь всё понравилось, финансовые условия устроили. Но самое главное – нет никаких перелётов, все играют в одном зале, постоянно на одном месте. Это намного легче, чем часами лететь из Белгорода в условный Красноярск. Были предложения из Турции. Был один звонок от руководства «Белогорья», но только один – потом всё затихло.
— До тебя в катарском чемпионате поиграл ещё один воспитанник «Белогорья» – Дмитрий Ильиных. Это он посоветовал остановить выбор на этой стране?
— Я действительно говорил с Димой перед тем, как подписать контракт. Он сказал, что ему в Дохе очень понравилось – и погода, и город, и клуб. Его мнение сыграло определённую роль, ведь сам я об этой стране ничего не знал, кроме того, что тут всегда тепло, пляжи и Персидский залив.
— В России мы не очень‑то следим за чемпионатом Катара. Расскажи немного, как здесь всё устроено по сравнению с нашей суперлигой.
— Чемпионат Катара можно сравнить с турецким чемпионатом. А чемпионат России вообще ни с каким не сравнить – он самый сильный в мире. Главное отличие, как я уже говорил, в отсутствии перелётов. Система тренировок ничем принципиально не отличается, всё зависит от тренера. На площадке разрешено два легионера, и они тут хорошего уровня – из Кубы, Сербии, Болгарии.
Наш клуб в этом сезоне играл только в национальном чемпионате. Другие команды вроде «Аль-Райана» и «Аль-Араби» как более успешные по результатам прошлых лет участвовали в каких‑то других турнирах. Мы бы могли играть в Кубке Катара, но он не состоялся из‑за пандемии. Ещё для катарцев очень важен Кубок Эмира, но и этот турнир, к сожалению, тоже сорвался.
— Как оценишь досрочно завершившийся сезон? Доволен ли вы своей игрой?
— Руководство ставило задачу попасть в четвёрку, потому что только первые четыре команды играют за Кубок Катара, который должен был пройти после завершения основного чемпионата. Так вот, в четвёрку мы попали заблаговременно. А если бы сезон не остановили, могли занять и третье место – шансы были велики.
Личную статистику я не вёл. Насколько мне известно, даже волейбольная федерация Катара её не ведёт – во всяком случае, в общем доступе этих данных нет. Могу лишь сказать, что получил огромное удовольствие от этого сезона, от своей команды. Получил много нагрузки в атаке, что мне очень нравится.
— Катарцы любят волейбол? Много фанатов приходит на игры?
— С фанатами тут, прямо скажем, не очень, людей в зале мало. Может, устают от жары и не остаётся сил болеть? В общем, по сравнению с Белгородом и Турцией здесь от волейбола фанатеют единицы.
— В «Белогорье» за время твоего отсутствия многое изменилось. Следишь за родным клубом?
— Команда заметно омолодилась. Я считаю, молодые игроки со своими задачами справляются, и, если костяк команды сохранится, ребята сыграются, наберутся опыта, всё у них будет хорошо.
На безрыбье
— Как вообще проходила адаптация в новой стране? Что по приезде поразило больше всего?
— Я приехал в Катар сначала один, семья присоединилась через пару месяцев. Первое время жил в отеле, потом переехал в квартиру. Всё в рабочем режиме: прилетел – и сразу приступил к тренировкам. Самым сильным впечатлением была, конечно, жара. На улице находиться просто невыносимо, особенно на солнце. Удивил размах этой страны, начиная от архитектуры и заканчивая сервисом – тут всё на высшем уровне. Хотя я не особо впечатлительный.
— Где в Катаре лучшие места для отдыха?
— Дикие пляжи, которые находятся примерно в 100 км от Дохи. Мы с семьёй регулярно туда ездим. Дорога не напрягает: это автострада с пятью полосами в одну и пятью в другую сторону. Ограничение по скорости – 120 км/ч. Главное – не уснуть за рулём. Отдыхать там очень приятно: бирюзовая вода, белый песок, протяжённые берега.
— В Турции ты пытался ловить рыбу. А в Катаре принято рыбачить?
— К сожалению, пока не удалось, но купить удочку планирую. Пока не изучил, на что, чем и как тут ловят. Надо будет этим заняться.
— Есть ли в Катаре что‑то такое, чего нет в России? И скучаешь ли ты там по чему‑то сугубо нашему, местному?
— Опять же, пляжи и море – в России таких нет. Сложно выделить что‑то ещё. А не хватает, безусловно, русской природы – берёзок, зелени лесов и полей… Тут же только пальмы, пустыня, песок. Катарцы тратят большие деньги, чтобы создать хоть какую‑то природу в городе: чтобы тут зеленела трава, всё это надо постоянно поливать, они строят специальные подземные оросительные системы. Любые газоны, парки с инженерной точки зрения очень продуманы.
— Что сделаешь первым делом, когда вернёшься домой?
— Пожалуй, пойду на свою любимую карповую рыбалочку.
Топ-5 мест в Дохе по версии Романа Данилова
Рынок Сук Вакиф
Он современный, но полностью сделан под старину. Все здания, лавки, улочки – всё стильно состарено.
Национальный музей Катара
Этот музей новый, открылся в 2019 году и собрал много наград. Я сходил туда однажды, а жена с ребёнком были несколько раз.
Искусственный остров «Жемчужина Катара»
Там же находится порт с множеством яхт и лодок. Насколько я понимаю, это единственное место в Катаре, где иностранец может приобрести жильё – и оно там сказочно дорогое.
Катара
Это район, в котором умещаются пляж, рестораны, улочки и скверы, очень красивая мечеть, выложенная золотой мозаикой. Там же есть амфитеатр, где регулярно проводят чемпионат по пляжному волейболу.
Вест Бэй
Район, где находятся знаменитые небоскрёбы и огромные красивые торговые центры.
Беседовала Елена Байтингер