Если вены прячутся. Что нужно знать пациенту, пришедшему на анализ крови
На вопросы «Белгородских известий» отвечает процедурная медсестра Анжела Цыганкова
-
Статья
-
Статья
С какими проблемами сталкиваются медработники в процедурных кабинетах? Как подготовиться к сдаче крови и что значит «плохие» и «хорошие» вены? На самые распространённые вопросы, касающиеся кровосдачи, ответы знает процедурная медсестра поликлиники Белгородской областной больницы Анжела Цыганкова.
Перед анализом
— Часто предупреждают, что кровь из вены нужно сдавать натощак. И что, утром даже воды нельзя попить?
— Да, анализ крови рекомендуется сдавать натощак. Не нужно воду пить, и кушать ничего нельзя.
— Правда ли, что накануне не всё можно есть на ужин?
— Желательно, чтобы последний приём пищи был лёгким – ничего жирного не употреблять. И не поздний: голодный период перед сдачей крови должен составлять не менее 8 часов.
— Если не выспался, это как‑то может повлиять на результат?
— Да, конечно. Особенно при сдаче анализа на гормоны. Так что перед процедурой желательно хорошо выспаться.
Во время анализа
— Мне не раз говорили, что у меня «плохие» вены. Можно ли эту проблему как‑то исправить? И от чего это вообще зависит: от пола, возраста или телосложения человека?
— Причиной может быть строение сосудов, играет роль и наличие определённых заболеваний. Например, такие проблемы бывают у людей, страдающих сосудистыми болезнями или заболеваниями гематологического характера. А вот телосложение человека особой роли не играет: бывает, у полных прекрасные вены, а у худышек их не найти. И наоборот. А вот возраст незначительно, но влияет на процедуру: у пожилых людей часто тургор кожи уже не тот и сами сосуды не такие эластичные.
— Часто о процедурных медсёстрах говорят, что у них лёгкая рука, так как они могут взять кровь на анализ у пациента с самыми сложными венами. Или это просто опыт?
— В первую очередь – это желание помочь пациенту и любовь к своему делу. Очень люблю свою работу, поэтому у меня всё получается. Вот люди и говорят, что у меня лёгкая рука. Бывают труднодоступные вены – тут выручает опыт. Например, я сначала 15 лет работала в детской поликлинике и уже 17 – во взрослой. Когда долго работаешь, начинаешь вены чувствовать, находишь их на ощупь, даже если не видишь.
— У взрослых взять анализ крови проще хотя бы потому, что в отличие от детей они не сопротивляются…
— Да, детей часто приходилось успокаивать и уговаривать. А были и такие, которых не уговоришь, приходилось держать. Но, знаете, и многие взрослые боятся сдавать кровь, в том числе мужчины. И плохо, бывает, им становится. Хотя сами же удивляются такой реакции. Говорят: «Ну почему, я ведь не боюсь!» А дело в психике. Видимо, в подсознании страх сидит.
— В процедуре забора крови появились в последнее время какие‑то новшества, которые облегчают этот процесс для пациента и медсестры?
— Это не совсем новая методика, мы уже давно в ней работаем. Делаем забор крови в вакутейнеры (специальная иголка с вакуумной пробиркой». Для медсестры это проще и удобнее. А для проблемных вен у нас есть иголочки поменьше – «бабочки». Если я вижу, что вена труднодоступная, беру такую иголочку. С её помощью можно взять кровь как из локтевого сгиба, так и из вены на тыльной стороне кисти – там, где медсестре удалось её нащупать.
После анализа
— Почему нужно обязательно сидеть 15 минут под процедурным кабинетом после сдачи анализа крови? У многих ведь она быстрее останавливается.
— Если рано убрать ватку, в месте прокола может образоваться гематома – это происходит, когда кровь из вены попадает под кожу. Но посидеть под кабинетом нужно не только для этого, но и чтобы остаться под медицинским наблюдением: случаются запоздалые реакции у людей. Бывает так, что в кабинете всё нормально, а потом выйдет человек, посидит – ему становится плохо.
— Можно ли после сдачи анализа крови заниматься спортом, плавать, поднимать тяжести?
— Ограничений в образе жизни после сдачи анализа крови нет никаких. Ранка в месте прокола полностью затягивается примерно за сутки. Но если вы утром сдали кровь, а вечером решили поплавать в бассейне, то ничего страшного не случится.
Беседовала Тамара Акиньшина