Миссия Горбаня. Как с годами менялся Грайворонский дом соцобслуживания
«Белгородская правда» рассказывает о директоре учреждения Викторе Горбане
-
Статья
-
Статья
«Хотите, покажу, как проверить качество укладки плитки?» – предлагает он. Достаёт пятирублёвую монетку и плашмя запускает по полу: если подскочит или остановится, значит, есть перепад. По керамограниту соцучреждения, которым он руководит, монета летит как по идеальному катку.
И спросить, и оценить
Десять лет назад здесь делали капремонт, и вновь назначенный директор Грайворонского дома соцобслуживания имени Бедненко фактически жил на стройке, ругался с рабочими, разбивал даже что‑то, если видел брак. Не из вредности – понимал, что следующая масштабная реконструкция будет нескоро и нужно, чтобы результат сохранился на годы.
Впрочем, подрядчики на его принципиальность не обиделись, наоборот – зауважали, в том числе потому, что со своей, платёжной стороны Горбань обязательства выполнял неукоснительно. И по окончании работ подарили подопечным дома огромный аквариум, населённый экзотическими рыбками.
В этой давней истории, пожалуй, и заключается особенность характера Виктора Горбаня: оставаясь перфекционистом, он умеет мотивировать людей на хорошую работу, способен и спросить, и оценить, и поощрить.
В районе и области знают о его таланте руководителя, о чём свидетельствуют многочисленные награды. В этом году Виктор Николаевич получил медаль «За заслуги перед землёй Белгородской» I степени. А учреждение, которое он возглавляет, считается одним из лучших в своей сфере.
Нехитрая формула
Мы приехали в дом соцобслуживания в дождливый осенний день и, признаться, поразились, что в здании от порога царит чистота, про которую в просторечье говорят «как в операционной». Разумеется, вопрос директору: как это вообще возможно?
«Да просто всё. Я говорю: «Вы убирайте хорошо, а я вас буду хвалить», – выводит нехитрую формулу взаимоотношений с подчинёнными Горбань.
Ругаться, не скрывает, тоже умеет и по столу постучит, если надо. Но ведь всем гораздо лучше, когда настроение в коллективе спокойно-рабочее. Тем более что в учреждении постоянно проживают почти 350 человек, страдающих психическими заболеваниями. Раньше оно прямо по функционалу так и называлось – Грайворонский психоневрологический интернат. Сегодня профиль в названии замаскирован, но суть прежняя.
Так воспитали
«Родился я и вырос в селе Козинка, родители мои простые крестьяне, но они всё сделали, чтобы мы, четверо их детей, состоялись. Отца, добросовестного труженика, тракториста-орденоносца, очень уважали. Стремление к порядку – от мамы, и, конечно, армия внесла свою лепту», – рассказывает Виктор Николаевич о своих истоках.
Вообще, детство он вспоминает с удовольствием: как дружили с ребятами из расположенного неподалёку украинского села Лукашовка, которые в их классе и учились. Кто бы тогда знал, как изменятся отношения с соседями и что ждёт его родное село, стоящее сегодня буквально на водоразделе стран и отношений…
Армия – большая и важная глава личностного становления Горбаня, которая сформировала и характер, и жизненные взгляды. После окончания Симферопольского высшего военно-политического строительного училища Виктор Николаевич отдал вооружённым силам 25 лет. Но в начале 1990-х он, 39-летний офицер, стал одним из миллионов военнослужащих, переживших сокращение.
Этот драматичный период Горбань вспоминать не любит. Благо в родных местах пригодились и его опыт, и желание приносить пользу. Какое‑то время трудился на посту миграционного контроля российско-украинской границы, а с 2002 по 2004 год возглавлял Козинскую сельскую администрацию, где его, собственно, и заметили как организатора и назначили главой Грайворона. В соцзащиту Виктор Николаевич пришёл в 2007-м – заместителем руководителя по этому профилю. А директором психоневрологического диспансера стал в 2010-м.
«До 2010 года было довольно сложное время, когда внимания учреждениям нашего профиля уделялось гораздо меньше, чем сегодня», – деликатно описывает начало своей работы директор.
Проще говоря, принял он старые запущенные корпуса с неухоженной территорией. Да и в целом отношение к психически больным людям и их потребностям тогда в обществе было иным.
Безусловная любовь к людям
Есть в любой истории люди, на долю которых выпадает задача прорыва, изменения ситуации коренным образом. Горбаню такая миссия в тогда ещё психоневрологическом интернате и выпала. И совпала она с изменением отношения к социальным учреждениям в области.
Ещё до встречи с директором мы услышали от грайворонцев, что сегодня в социальном доме люди с диагнозами психиатрического профиля не влачат жалкое существование, а действительно живут достойно. В подавляющем большинстве гораздо лучше, чем могли бы жить дома. Создание условий для этого по сути и стало смыслом деятельности Виктора Николаевича в эти 13 лет.
«Наши подопечные – недееспособные люди, опекуном которых я являюсь как официальное лицо, – делится директор. – То есть здесь – их дом, их мир, окружение, которое о них заботится, создаёт соответствующую атмосферу. Поэтому, когда я беру на работу сотрудников, всегда говорю, что главное качество, которое здесь необходимо, – безусловная любовь к людям, в самом возвышенном, даже религиозном смысле. Потому что без неё принятие наших подопечных, создание комфортной среды для них, их поддержка невозможны».
Впрочем, постоянный коллектив в доме соцобслуживания давно сложился, текучести кадров нет. Сегодня это 163 сотрудника (23 из них – мужчины), чётко понимающих и своё социально-медицинское предназначение, и особую ответственность.
Как дома
Директор и его помощники проводят для нас экскурсию по учреждению.
Актовый зал со сценой и шикарными велюровыми креслами – не только место для дискотек и занятий художественной самодеятельностью (у местных творческих коллективов масса наград за победы в конкурсах), но и кинозал.
«Я, как советский человек, люблю хорошее, душевное кино со смыслом. Попросил в областной киносети, когда она распалась, 20 фильмов, крутим их периодически», – Виктор Николаевич показывает на окошко кинорубки под потолком.
Поясняет, что сохранилось всё после ремонта практически в первозданном виде, потому что подопечных, безусловно, воспитывают в этом смысле, прививают им ценность красоты, порядка, культуру поведения.
Кроме огромной столовой, где готовят еду профессионалы, есть в доме аналог кухни с бытовой техникой. Здесь жильцы дома могут освоить навыки хозяйствования, да и просто состряпать праздничный обед и пригласить гостей, например на день рождения. Для проживания – уютные комнаты на два-три человека, в которые всячески стараются привнести уют красивыми шторами, цветами на подоконниках, зеркалами.
«Не положено, но хочется обойтись без казёнщины, чтобы действительно было как дома», – говорит Виктор Николаевич.
Прекрасно оборудована и комната психологической разгрузки – эдакий космический мини-корабль с фантастической подсветкой и звёздным небом, удобными диванами и приятной музыкой.
Терпение и труд
Для рукодельников работает масса кружков, где можно вышивать, рисовать, собирать мозаичные картины, мастерить искусственные цветы.
«В основном, конечно, занимаются женщины, – объясняет заведующая социально-психологическим отделением Олеся Солодовник. – Хотя бы потому, что так сложилось давно: их у нас традиционно больше, среди наших подопечных всего 37 мужчин».
Привлекают обитателей дома и к уборке территории, озеленению. Для подопечных, уверяют нас, такой труд в удовольствие, есть люди, по‑настоящему влюблённые в работу на земле. У 15 человек была возможность обучиться в Борисовском агрономическом техникуме на работников зелёного хозяйства. Один из них сегодня оформлен в учреждении уборщиком территории и прекрасно справляется со своими обязанностями. Вообще, сотрудники дома подмечают и поощряют наклонности своих подопечных.
«У нас, например, живут в аквариуме красноухие черепашки, о которых с удовольствием заботится наша Лена», – рассказывает специалист по соцработе Наталья Сорокина.
Восемь человек получают среднее образование с помощью приходящих учителей.
Для персонала тоже создали достойные условия: отдельные кабинеты, необходимая оргтехника.
Из общения понимаем, что равнодушных здесь нет, тем более ветераны задают тон и поддерживают сложившиеся традиции отношения к делу. Как, например, замдиректора по медицинской части Наталия Безродных, работающая в доме около 30 лет.
В 2014 году её признали лучшим врачом социального учреждения в России. Но главное признание всё‑таки идёт от её «детей» (многие подопечные зовут её мамой, независимо от возраста). Идёт она по коридору, а те спешат навстречу, каждый со своей просьбой, жалобой, предложением. И всех выслушивает доктор с неизменным терпением, доброй улыбкой, отмечая кому и как нужно помочь.
Дать тепло и понимание
Огромная территория учреждения с приходом Горбаня изменилась до неузнаваемости: более двух тысяч саженцев деревьев и кустарников привезли 13 лет назад из Польши и высадили по дизайнерскому проекту. Аллеи оформили тротуарной плиткой (более 4 тыс. кв. м), на 2,4 тыс. кв. м уложили рулонный газон. Венчают всё это ландшафтное пиршество фонтан в растительном антураже, альпийские горки, деревянная беседка. И вообще, куда ни глянь – образцовый порядок, всё вычищено, выбелено, вымыто – не хуже, чем во дворце.
Виктор Николаевич гордится и домашней молельной комнатой, в которой регулярно служит иерей Виктор Белозерский. Его в доме соцобслуживания очень любят и ждут.
Комнату мы посещаем в финале встречи, что очень кстати напоминает о том, как назывались социальные заведения в старые времена – богоугодные. И о том, что по‑настоящему угодными Богу они становятся благодаря должному отношению государства, ответственным руководителям и рядовым сотрудникам, как в Грайворонском доме социального обслуживания.
У них действительно очень сложная, энергозатратная и ответственная обязанность – дать дом, тепло, любовь, внимание самым слабым и незащищённым детям Бога. И через их труд мы понимаем, насколько милосердное, гуманное общество существует у нас здесь и сейчас.
Ольга Бондарева