Стоматолог Людмила Левшина из Прохоровки полвека посвятила своей профессии
Приём у Левшиной был гарантом высокопрофессиональной работы, попасть к ней стремились многие
-
Статья
-
Статья
Половина века в профессии – уже достижение, а если она требует ежесекундной концентрации, отличной координации, хорошей физической формы, то такие специалисты старшего возраста вызывают ещё большее восхищение.
Отличник здравоохранения, зубной врач высшей категории Людмила Левшина проработала в Прохоровской районной больнице 50 лет. В январе она отметила 80-летний юбилей, но и сейчас, несмотря на то, что уже семь лет как окончательно вышла на пенсию, нередко слышит: «Вы точно больше не лечите, может, дома принимаете? Как плохо без вас».
Кто‑то при встрече делится, что мост, который она устанавливала 35 лет назад, до сих пор стоит, кто‑то хвалится её вечными пломбами…
Никому не отказывали
Чтобы в начале шестидесятых поступить в Белгородское медицинское училище, требовался трудовой стаж. Хочешь не хочешь, а пришлось выпускнице школы Людмиле Левшиной устроиться заведующей гостиницей, но от этого её планы не поменялись.
«Мой отец, видя, как я постоянно делаю перевязки самодельным куклам, ставлю им уколы, всё время твердил: «Быть тебе врачом». Ни о чём другом я и не думала», – рассказывает «Белгородской правде» Людмила Григорьевна.
В те годы высшего учебного медицинского заведения в Белгороде не было, а в медучилище только две специальности: сестринское и зубоврачебное дело. У самой Людмилы были отличные зубы, зубного врача она никогда не посещала, бормашину в глаза не видела. Первый раз с настоящим больным зубом столкнулась на практике.
«Обучение было очень серьёзным. Анатомия как в высших учебных заведениях, органическая химия. В пять часов вставали и зубрили латынь», – вспоминает она.
На третьем курсе родила сына, государственные экзамены сдавала с ним на руках. После обучения вернулась домой в Прохоровку.
«Вышла на работу и очень старалась, я же местная, своя, надо завоевать авторитет. Пациент, который побывал у меня на приёме, должен ко мне и вернуться», – говорит Людмила Григорьевна.
Зубной врач 70-х годов прошлого века и сейчас как два разных специалиста – для нынешних выпускников требования того времени звучат нереально. Представьте, что за день на оборудовании, возможности которого и сравнить нельзя с современным, врач принимал 20–30 человек! И к тому же был универсалом.
«Я как хирург рвала зубы, лечила их взрослым и детям, позже по настоянию главврача дополнительно занялась протезированием, – рассказывает Людмила Левшина. – Пациентов было много, врачей на весь район только двое, но мы никому не отказывали, нас так научили».
Состояние зубов у сельских жителей было катастрофическим, зубоврачебной помощи они не получали многие годы.
«Во рту сплошные развалины, большинство зубов удаляла, что‑то пыталась сохранить, но очень мало», – рассказывает врач.
Был в её практике случай, когда председатель одного колхоза прямо в кабинете упал перед ней на колени:
«Выручай, не откажи! Как только собрание, люди кричат: «Давай нам зубного врача! Зубы болят, не пойдём доить коров!»
Каждую субботу она вместе с медсестрой, портативной бормашиной (это потом в хозяйствах появились специализированные кабинеты) выезжала в сёла, где её с нетерпением ждали. Хорошо, что дома помогала мама, которая присматривала за внуками – двумя сыновьями Людмилы Григорьевны.
Молотком приходилось выбивать
Слава о молодом способном враче распространилась быстро, люди стремились к ней попасть. Больным нравилась сдержанная, тактичная манера общения.
— Как во времена, когда бормашина напоминала, скорее, пыточную, а обезболивающие средства были слабыми, удавалось ладить с пациентами?
— Предварительно поговоришь, успокоишь. А когда работаешь, всё время повторяешь: всё-всё, уже сделали, потерпите ещё чуть-чуть, – вспоминает специалист.
Красивая, стройная, всегда модно одетая, она излучала уверенность, что всё будет хорошо. Так оно и было. И никто не знал, сколько бессонных ночей провела, переживая, как там больной после сложного удаления.
«Приходили же с разрушенными зубами, порой остатки молотком приходилось выбивать из кости. И как потом не переживать?» – говорит врач.
Удивительно, что при несовершенстве пломбировочного материала пломбы, поставленные ею, служили намного дольше некоторых современных. Её пациенты с удовольствием делились с ней историями о том, как в других регионах, где они обращались за зубоврачебной помощью, врачи восхищались её работой.
«Я делала всё по науке, как нас учили, поэтому мои пломбы никогда не вылетали. Согласна, материал тогда был слабый, но главное – правильно препарировать полость, сформированные прямые углы хорошо фиксируют пломбу», – объясняет Людмила Григорьевна.
Она начинала с пломб из цемента, затем в пломбировочный материал стали добавлять металлические опилки, но самыми стойкими были металлические пломбы – медную амальгаму во время приёма разогревали на специальной ложке, ртуть выдавливали через несколько слоёв марли. Но из‑за наличия токсичной добавки их вскоре запретили.
Добрых слов не жалела
Кроме ежедневного приёма в районной больнице, выездов в сёла, на врачах лежала забота о здоровье зубов детсадовцев и школьников. Но ведь где бормашина, там и детские слёзы.
«Я любила длинные красивые серьги. Любопытные детки меня окружат и смотрят. Я этим моментом пользуюсь и быстренько одному за другим санирую полость. Медсестра жаловалась: «Я за вами не успеваю», – улыбается Людмила Григорьевна.
Дети её не боялись. Добрых слов на приёме она не жалела, и, успокоившись, они послушно открывали рты и терпели все манипуляции. Как‑то проверять качество санирования детей из Белгорода приехала очень серьёзный специалист. Увидела результаты работы Левшиной и предложила ей перейти на работу в областной центр. Это было заманчиво, но возможную разлуку очень плохо пережила бы её мама, и она решила остаться в Прохоровке.
Живёт Людмила Левшина в родительском доме, который 58 лет назад построил её так рано ушедший из жизни отец, в нём выросли два состоявшихся в жизни и профессии её сына. В начале января друзья и родные поздравляли Людмилу Григорьевну с юбилеем. Но годы не властны над этой женщиной: она по‑прежнему очень привлекательна и наполнена энергией, чувствуя которую понимаешь, почему люди так хотели попасть к ней на приём и отчего старость обходит её стороной.
И как распрощаться со специалистом с 50-летним стажем, не узнав, что всё‑таки в сохранении здоровья зубов самое важное?
«Раз в полгода нужно приходить на профилактический приём, тогда есть возможность быстро справиться с возникшими проблемами. Обязательно чистить зубы два раза в день. Какой пастой? Никогда никакого толка от особых зубных паст не видела. И ещё: не жалейте зубы и дёсны, постоянно жуйте что‑то твёрдое».
Елена Мирошниченко