«Я же здесь живу». За что белгородский сельский фельдшер получил благодарность президента
«Белгородская правда» познакомилась с Виктором Зинковским из села Малобыково Красногвардейского района, к которому местные жители обращаются не иначе как доктор
-
Статья
-
Статья
«На вызов пришёл, бабульку уколол, корову уколол, поросёнка вырезал и пошёл дальше. К кому приходил – непонятно», – смеётся Виктор Иванович. То, что бывает в практике сельского фельдшера, городским медработникам и не снится. Он 28 лет заведует ФАПом в Малобыково, его стаж в муниципальном здравоохранении – 32 года.
Лампочку заменить и полку прибить
Пока в высоких кабинетах обсуждают преимущество семейной медицины, а на приёме очередной участковый врач смотрит на тебя равнодушными глазами незнакомого человека, да ещё измученного десятками вызовов и бумажной волокитой, искренне начинаешь завидовать жителям села. Каждый из 615 малобыковцев, живущих на участке фельдшера Виктора Зинковского, находится под его постоянным контролем. А это значит, что болезнь можно поймать на начальной стадии.
«Я же знаю, что у кого болит. Если вижу, что появилось что‑то новое, если что‑то меня настораживает, говорю человеку: раз у тебя такого не было, давай анализы возьмём, глубже обследуем», – рассказывает Виктор Иванович.
Далее его сомнения подтвердит или отвергнет участковый врач, профильные специалисты районной и, если необходимо, областной больницы. Но первым проблему заметит он, и теперь понятно, почему малобыковцы иначе как доктор к Зинковскому не обращаются.
Так как в селе все друг друга знают, общение порой переходит чётко очерченные границы «медработник – пациент». Отсюда и просьбы кабанчика кастрировать, корову уколоть, лампочку заменить и полку прибить.
«А что тут такого? У бабульки сын, может, только через неделю приедет, и она будет в темноте сидеть? – говорит Виктор Зинковский. – Мне совершенно не трудно помочь».
Ещё есть вызовы, которые так не любят работники скорых, когда врачебной помощи просят люди, в ней ненуждающиеся. Просто им одиноко, а порой страшно жить со своими недугами.
«К ложным вызовам отношусь спокойно, я же здесь живу, всех знаю, в том числе и житейские ситуации. Если человек считает, что ему плохо, значит, нужно с ним поговорить. Какое может быть раздражение? Если ему стало хорошо, то и мне хорошо», – объясняет фельдшер.
В его практике хватает и невымышленных болезней. В прошлом году он амбулаторно принял около двух с половиной тысяч пациентов, почти тысячу раз выезжал на дом. На его участке 228 человек стоят на диспансерном учёте, и все до одного осмотрены врачами, пролечены амбулаторно и стационарно. Чем страдают больше всего селяне?
«Сейчас начался сезон больных спин, причём у пожилых он закончился, и пошла волна тех, кто помоложе. Немало людей с ревматическими заболеваниями, около 40 на моём участке с сахарным диабетом, с возрастом у многих проявляется гипертония», – перечисляет Виктор Иванович.
Вот и в день нашего приезда он сделал инъекции и капельницы десяти больным, проходящим курсовое лечение, принял шестерых с жалобами. Съездил на два вызова с гипертоническими кризами, сделал дома блокаду человеку, который не мог с места сдвинуться из‑за боли в спине. Большинство назначений отработано годами, тогда незачем обращаться за консультацией к врачу. А про новые медикаментозные средства, их правильный приём он узнаёт из поступающих нормативных документов, участвуя в семинарах и конференциях. Плюс самообразование, которое никогда не прекращается.
Своими руками
Первый опыт медицинских манипуляций приобрёл ещё в детстве. Спирт, огонь, вата – и десятилетний мальчишка с лёгкостью поставил банки простуженной маме. Подрос – так же спокойно делал уколы.
Окончил Веселовскую школу и с одноклассником поступил в Валуйское медицинское училище. Группа была особая –
с временной отсрочкой от армии, в ней учились 26 мальчишек и четыре девочки. Большинство одногруппников в медицине не задержались, а он со школьным другом Евгением Литвиненко по‑прежнему ей верен.
Практического опыта набирался в Гредякинском фельдшерско-акушерском пункте, до службы в армии восемь месяцев ходил на работу по 10 километров из Весёлого и обратно. Но это того стоило: там познакомился с людьми, оказавшимися чуткими наставниками, повезло с коллегами и в Горовском ФАПе, в который он получил назначение после службы. С 1994 года Зинковский заведует малобыковским ФАПом. Сейчас, кроме взрослых, под тщательным присмотром Виктора Ивановича школьники, детсадовцы, новорождённые и груднички.
В Малыбыково ему предоставили квартиру в одном здании с ФАПом, так что до работы добираться меньше минуты. Правда, и у селян больше возможностей побеспокоить фельдшера в нерабочее время.
«Ты им про выходной, а они: «Доктор, ты же всё равно дома!» – улыбается Виктор Иванович.
И никогда не отказывает. Мало того, если человек спешит на работу, а лечиться необходимо, предложит делать капельницы в семь утра.
«В прошлые новогодние праздники у меня кололись курсами восемь человек. И в конце говорят: «Мы посоветовались и решили: ладно, дадим тебе завтра выходной», – смеётся Зинковский.
Он ко многим ситуациям относится с юмором, ведь порой добрая шутка лечит лучше новомодной таблетки. И то, что для кого‑то является проблемой, для него – вполне решаемая ситуация. Например, ремонт ФАПа. Выложенная плитка, постеленный линолеум, двери, деревянная скамейка в коридоре, палисадник – его рук дело.
— Средства на всё это, конечно, выделяли. Но чего ждать? Может, до сих пор бы ждал, – предполагает он. – Сейчас многое нужно пробовать делать самому, было бы время. За зиму машину переварил, например.
— Но за ремонт в ФАПе вам же не платили? – уточняю у своего собеседника.
— Ну и что? Память зато обо мне останется.
Красота в мелочах
Для своей семьи он построил баню, трёхлетняя внучка, как и дедушка, – большая любительница попариться и облиться холодной водой. Сам не прочь прыгнуть в прорубь, купальный сезон заканчивает поздней осенью, на личном примере показывая, как важен здоровый образ жизни и психологический настрой.
«В разгар пандемии как‑то выездной бригадой по сбору биоматериала приехали к одной жительнице брать мазок на ковид. Она встретила нас у калитки, руки в перчатках, спрашивает, есть ли для обработки спирт. Попросила взять анализы на улице, не заходя в дом. Нам не трудно, можно и на улице. Я сел в машину и сказал: она с таким настроем точно заболеет. Через десять дней так и случилось, – вспоминает Виктор Иванович. – Мы же бригадой 20 человек посещали ежедневно, но относились ко всему спокойно, и никто не заболел».
Он постоянно убеждает селян, что не сала нужно бояться при высоком холестерине, а того, что человек мало двигается. Скептически относится к новомодным советам зожников.
«Полезно то, что хочет ваш организм. Хочется – пусть это будет даже головка чеснока – съешьте, пейте, когда жажда, не вливайте в себя насильно рекомендуемые полтора литра воды», – говорит он.
А осеннюю хандру советует снимать походом в лес.
— Там же сейчас сыро и грязно?
— Листочек поднимите, под ним другой. Красота! – утверждает Виктор Иванович, не понимая, как можно не найти настроение в мелочах.
Лично он считает лучшим отпуском поездку по России с другом-дальнобойщиком. Проехали около 5 тыс. км, были на границе с Финляндией, в Санкт-Петербурге. И плевать ему на бытовую неустроенность, когда кругом такие пейзажи. Ведь если человек живёт в гармонии с собой, это передаётся и окружающим. А что может быть лучше уверенного в себе доктора, каким считают его односельчане? И благодарность президента Российской Федерации, которую он получил в прошлом году, – тому подтверждение.
Елена Мирошниченко