«Неделями не видели друг друга». Как борются с ковидом в Великобритании
Об опыте британцев в борьбе с пандемией «Белгородская правда» узнала у нашей землячки Людмилы Шереметьевой
-
Статья
-
Статья
Людмила живёт в Лондоне уже более 20 лет.
Про доверие
«Коренные британцы исключительно дисциплинированны, уважение к закону является источником национальной гордости англичан. В моём окружении учёные, юристы, врачи, предприниматели, представители высшего и среднего класса. У этих людей развито обострённое чувство ответственности за окружающих. Когда началась кампания по вакцинации, у большей части населения не возникло сомнения, ставить прививку или нет.
Другая часть перестала метаться, когда стало известно, насколько трудно попасть в больницу, и появилась страшная статистика смертей.
Здесь могут не верить уговорам правительства, однако многие абсолютно доверяют авторитетному мнению учёных Оксфордского университета, разработавших вакцину AstraZeneca.
Я из тех, кто верит учёным Оксфорда, и сделала прививку в феврале 2020-го одной из первых, задолго до старта массовой кампании. Очень много езжу по стране и миру, и вакцина давала мне возможность путешествовать. И второй момент, почему я решила сделать её – не хотелось рисковать. Вакцину Pfizer поставила перед поездкой в Россию.
Мнения меняются, наука развивается. В прессе выдвигают разные точки зрения о прививках, вакцинации, хотя никто из ведущих учёных не даёт гарантий. У каждой вакцины есть степень эффективности, о которой всем известно. Мы знаем, что вероятность заболеваемости после прививки снижается».
Себе дороже
«Так же как и в России, непривитые, которые, например, идут на стадион, должны показать свежий лабораторный тест на коронавирус. В автобусах или метро не надо ничего предъявлять.
В обществе очень осуждают всякие махинации с QR-кодом. Если обман раскроется, поймают за руку, можно вылететь из университета, например. Окажешься в чёрном списке – хорошей карьеры тебе не видать.
В телефоне у каждого привитого есть приложение, которое показывает, какой вакциной, под каким номером партии, где и когда человек прививался. Вся эта информация предъявляется при посещении массовых мероприятий, в аэропортах, ресторанах, отелях».
Про тесты
«Есть два вида. Один – экспресс-тест для самостоятельного проведения дома. Например, чтобы проверить ребёнка перед тем, как отправить его в детский сад. Или если есть подозрение на болезнь. Результат известен через 20 минут. Правда, точность не очень высока.
В аптеке бесплатно в одни руки дают две упаковки, в каждой по семь тестов. Перед тем как ехать в Белгород, я прошлась по нескольким аптекам, взяла их с собой в дорогу.
Можно сделать тест по почте. На домашний адрес присылают пакет с подробной инструкцией. В том же пакете конверт с обратным адресом лаборатории, куда надо положить мазок и отправить.
Кроме того, бесплатный тест можно сдать, обратившись в саму лабораторию или специальный центр, которых открыто очень много. Здесь тоже всё делаешь сам, никто к тебе не прикасается руками. На расстоянии двух метров от человека стоит волонтёр, который показывает и рассказывает последовательность действий.
Вернувшиеся из‑за границы или те, кто собирается в санаторий, сдают платный тест. Цены в частных лабораториях варьируются, самый дешёвый – 69 фунтов (более 7 тыс. рублей)».
Про штрафы и маски
«В первый локдаун уровень сознательности англичан был очень высок, люди ничего не нарушали. Сказали сидеть дома – все сидели, не высовывали носа. Сказали держать дистанцию два метра – до сих пор соблюдают это правило.
Летом в Лондоне маски были не обязательны, а сейчас опять, говорят, нужны. Тонкие, медицинские или тряпочные со стразами не рекомендуют носить. Более надёжными считаются сделанные из очень плотного материала.
В магазине маску дадут бесплатно, если забыл. В такси без неё не сядешь, водитель сам откажется тебя везти. Не из страха перед полицией или штрафом, а потому что нельзя нарушать правила. И да, маска стоит денег.
Уже давно в Британии существует недостаток врачей и особенно среднего медицинского персонала. Это началось после выхода государства из Евросоюза, когда медики из соседних стран, работавшие здесь, стали массово увольняться. Тогда уехали тысячи специалистов. Сегодня те, кто остался, работают за двоих–троих, невероятно напряжённо».
Про последствия
«У меня в Англии маленький бизнес, по российским меркам что‑то вроде ИП. В локдаун, весной 2020-го, такие компании, как моя, позакрывались. Правительство объявило, что будет компенсировать 80 % зарплаты сотрудникам частных компаний, которые потеряли работу. И не обманули.
Ещё много отраслей экономики, которые пока не смогли вернуться к нормальной работе после локдауна – туризм, общепит, отельный бизнес. У них есть возможность попросить помощи у государства.
В зиму 2021-го у нас, по‑моему, был самый строгий локдаун в мире. Ничего не работало. Мы имели право выйти один раз в день на улицу, чтобы сходить в аптеку или магазин. Люди неделями не видели друг друга. Увы, но статистика показывает, что во время локдауна вырос уровень психических расстройств населения.
И всё‑таки хорошие новости есть. На днях премьер-министр Борис Джонсон объявил о том, что с 25 января в Англии отменили обязательные ковидные паспорта, требование работать на удалёнке и ношение масок в общественных местах. Статистика говорит, что пик распространения инфекции омикрона в Англии прошёл. Смертность во время этой волны была минимальной благодаря высокой степени вакцинации, которая наиболее эффективна против омикрона».
Записала Анна Золотарёва