Как улучшить память и стать более трудоспособным
22 июля – День мозга
-
Статья
-
Статья
Что влияет на интенсивность работы мозга и как помочь ему справляться с ежедневными задачами, «Белгородской правде» рассказали учёные БелГУ Андрей Присный и Ульяна Круть.
Вспомнить забытое
— Начнём с основ: что представляет собой мозг?
Андрей Присный:
— В основе структуры мозга – нейроны, узкоспециализированные клетки нервной системы. Они энергоёмки, 70 % синтезирующейся в организме энергии расходуется на их работу.
Есть чёткая закономерность в расположении нейронов, они контактируют между собой. И эти контакты – очень важная функциональная единица деятельности головного мозга, который обеспечивает обмен импульсами между ними.
Сила и функциональность мозга зависят не от количества нейронов, а от количества и качества связей между ними – синапсов, образующихся в течение всей жизни, когда мы получаем какую‑либо информацию.
— Возьмём, к примеру, школьную программу, из которой мы треть точно не вспомним. Эта информация потеряна навсегда?
— Если информация востребована, через синапсы постоянно проходят импульсы, связи между нейронами усиливаются. Но если она нам длительное время не нужна, то связь слегка размыкается, ведь импульс по указанному пути не идёт. Но это не означает, что информация утеряна, путь смыкания нейронов остался на всю жизнь.
— А как вспомнить то, что очень нужно?
— Вы можете напряжённо размышлять, прибегать к ассоциациям, воспоминаниям. Но момент, когда наконец‑то вспомнили, как щелчок: раз – и готово, то есть синапс замкнулся и прошёл импульс. Но он может и не проявиться, если эта информация долго не была востребована.
Расширяйте память
— Заходит в кабинет коллега и восклицает: «Столько работы, кажется, мозг взорвётся». Он прав? У ресурсов мозга есть границы?
Ульяна Круть:
— Возможности мозга безграничны, мы его очень мало нагружаем. В век информационных технологий у многих возникает чувство утомления, но мозг не устаёт от интеллектуальной работы. Чувство усталости и апатии в первую очередь появляется из‑за эмоций и переживаний. Дайте мозгу перезагрузиться.
— Что нужно сделать?
— Лучше всего выспаться. Во время сна мы наблюдаем четыре состояния мозга с разной активностью. Если представить его как персональный компьютер, то в это время происходит очистка кэша, уходят незначительные воспоминания. То, что важно и что мы хотим запомнить, мозг переводит из краткосрочной памяти в долгосрочную. Работает подсознание: ему необходимо очистить виды памяти и вынести то, что нам важно. Мозг никогда не спит и не отдыхает, а во сне он работает даже больше, чем когда мы бодрствуем.
— Можем ли мы мозг прокачать, сделать его более трудоспособным?
Андрей Присный:
— Как от физической нагрузки зависит состояние мышечной ткани, так и у мозга от регулярных тренировок повышается ёмкость памяти, скорость реакций и остальные процессы.
С самого детства важно обеспечить постоянный поток информации от сенсорных входов всех наших импульсов, систем. Основа работы мозга – электрическая активность, но она зависит от биохимических процессов, происходящих в каждой нервной клетке организма. Если мы тренируем нервную клетку, постоянно нагружаем её событиями, требованиями, то будет активно работать и мозг.
— Как вы относитесь к совету учить для тренировки памяти стихи?
— Как‑то ко мне подошёл знакомый и сказал: выучил «Божественную комедию» Данте, а память не стала лучше. Утилитарный подход. Почему говорят о стихах как способе тренировки? Их проще всего выучить и запомнить. Но действенная тренировка мозга на запоминание информации должна так запустить биохимические процессы в нейронах, чтобы они быстро смыкались. Для этого есть непременное условие: информация должна быть очень важна для человека. Если он к ней равнодушен, она неинтересна, запомнить и воспроизвести её будет сложно.
И второе условие: мозг необходимо тренировать как мышцу, день ото дня повторяя и запоминая нужное.
Ульяна Круть:
— На протяжении жизни вы обучаетесь новым вещам, и приобретаемый опыт физически меняет строение мозга: увеличивается плотность нейронной сети, улучшается её качество. Процесс реорганизации происходит постоянно, поэтому важно его с возрастом не останавливать. Порой слышу фразу: не грузите меня информацией. Но чем больше информации мы получаем, тем больше расширяется память. Она ничем не ограничена: чем больше перерабатываем, тем лучше мозг усваивает.
Танцы для мозга
— Нам при рождении даётся определённый набор нейронов или он формируется в течение жизни?
Андрей Присный:
— Каждый рождается со своей нейронной сетью, но прогрессивное развитие головного мозга и увеличение его общей массы продолжается до 25 лет.
Когда ребёнок рождается раньше срока, семимесячным, мы видим, что его физиологические системы сформированы. Зачем нужны ещё два месяца, которые младенцы проводят в утробе матери? Считается, что в это время идёт созревание головного мозга.
Но вот интересный момент: исследования показывают, что недоношенные семимесячные дети усваивают речь и ряд иных навыков быстрее, чем родившиеся в срок. Это связано с потоком сенсорной информации, которая на них обрушивается и которой в данное время нет у доношенных детей.
— Насколько для мозга важно качество информации?
Андрей Присный:
— Он не любит примитивную информацию, простое времяпрепровождение, надо культивировать желание постоянно узнавать что‑то новое. Особенно это касается пенсионеров, когда они заканчивают профессиональную деятельность, но не находят хобби, поддерживающее их.
Мозг не развивается от просмотра однотипных передач и фильмов на нашем телевидении. Что мы видим? Передачи, похожие одна на другую: кто кого обманул или кто кому изменил. Фильмы по одному сценарию: он бизнесмен, она простая девушка – история любви. Мы знаем, чем всё закончится, для мозга нет ничего нового.
Чем сейчас у многих занят вечер? Социальными сетями, бесконечным перелистыванием ленты. Для мозга это жевательная резинка, это его убийство: ведь нового и нужного минимум.
Профессор Татьяна Черниговская говорила: не стоит ждать ничего хорошего от мозга в старости, если вы читаете глупые книги, общаетесь с неинтересными людьми и слушаете плохую музыку.
— Можно ли физической активностью повлиять на деятельность мозга?
Ульяна Круть:
— Конечно, и многие упражнения мы для этого делаем с детства, та же пальчиковая гимнастика. Не зря же говорят, что развитие ребёнка находится на кончиках его пальцев. Тонкая моторика оказывает огромное значение на развитие центральной нервной системы, активируют через неё свой мозг и взрослые. Помогут вышивка, бисероплетение, игра на музыкальных инструментах и даже просто письмо на бумаге. Почему у нас так плохо стало с памятью? Мы мало пишем и много работаем на клавиатуре.
А какие задачи ставят перед нами танцы! Сначала вам трудно повторить за преподавателем, а затем, изучая новые движения, вы стимулируете мозг по‑иному работать. Йога – тысячелетняя история о том, как движение формирует мозг.
Да и в целом физическая нагрузка – ходьба, бег, силовые упражнения – вызывает активное потребление кислорода, улучшает метаболические процессы. Чем мы физически активнее, тем здоровее наш мозг.
Елена Мирошниченко