Близнец нашёлся! Как работники Металлоинвеста спасают тяжело больных людей
В декабре прошлого года сотрудник Лебединского ГОКА стал донором костного мозга
-
Статья
-
Статья
Трансплантация костного мозга нужна для лечения онкологических, аутоиммунных, наследственных болезней, а также заболеваний крови.
Помощь – в крови
Ежегодно в этой процедуре нуждаются более пяти тысяч россиян. Близкие родственники могут стать донорами только в 15–20 % случаев. Чаще всего нужно искать генетического близнеца.
Это люди, которые не являются родственниками, однако у них идентичные генотипы. Такие близнецы есть у большинства людей, и они могут стать донорами. Но вероятность тканевой совместимости донора и пациента очень невелика – примерно 1 к 10 000.
Информацию о потенциальных донорах в России собирает Федеральный регистр доноров костного мозга. Сейчас в нём числятся 215 тысяч человек. Чтобы каждый пациент нашёл своего донора, последних должно быть не менее полумиллиона. Благодаря проекту «Помощь у нас в крови», который в 2022 году запустил Металлоинвест, потенциальными донорами костного мозга стали 538 работников компании.
«Как гриппом поболел»
Бригадир рудоуправления Лебединского ГОКа Станислав Титовский записался в регистр несколько лет назад. Летом прошлого года ему позвонили с просьбой помочь стволовыми клетками пациенту петербургского НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии. О нём Титовскому ничего не сообщили, кроме веса (он нужен, чтобы рассчитать объём переливания). И того, что лейкоз крови поставил его на грань жизни и смерти.
В Белгородской области Титовский стал седьмым донором кроветворных стволовых клеток. Сначала их сдачу запланировали на июль, но пациенту стало хуже, и пришлось ждать, пока его состояние придёт в норму. В итоге в Петербург Станислав отправился уже в декабре. Стволовые клетки у него брали без хирургического вмешательства – прямо из крови. За неделю до операции донору начали вводить препарат, который провоцирует их выделение.
«Помните состояние, когда начинается грипп? Все кости ломит, слабость, угнетённость, – рассказывает Титовский. – По ощущениям ничего страшного – вполне переносимо».
Сама операция напоминала взятие кровяной плазмы и была для горняка привычной: он тоже Почётный донор, за его плечами – 63 кровосдачи. Только на этот раз специальный аппарат извлекал из крови стволовые клетки. А вскоре врачи рассказали губкинцу: их уже перелили пациенту, они полностью прижились, и больной пошёл на поправку.
Когда Станислав собрался на операцию, жена и дочка спорить не стали. Поддержали решение и коллеги. На участке, где он работает, доноров немало – так что это практически корпоративная традиция.
«Коллектив у нас мужской, суровый, – улыбается Станислав. – Собирался в Питер – мужики надо мной подшучивали: мол, смотри, чтобы тебе там чего‑нибудь не вырезали! Когда вернулся и рассказал, что сдать стволовые клетки – это не страшно, ребята удивлялись. Но все были единодушны: «Молодец. Помог!»
Зачем это нужно?
«В моей донорской практике сдача стволовых клеток получилась самой значимой и волнующей. С одной стороны, ты просто проходишь медицинскую процедуру, пусть хлопотную и не очень приятную. Но зато твоё решение, твоя помощь спасает чью‑то жизнь. И это здорово!»
Кстати. Донорство костного мозга – процедура безвозмездная и добровольная. Войти в регистр может каждый желающий от 18 до 45 лет, не имеющий противопоказаний. Для этого нужно сдать из вены всего 3 миллилитра крови – для определения её типа.
Процедура сдачи костного мозга проходит только в государственных клиниках. Она бывает двух видов: эксфузия – пункция тазовой кости и аферез – когда клетки берут из крови.
Ярослав Макаров