Кислород спасает. Что такое барокамеры и зачем они нужны
Корреспондент «Белгородских известий» побывала в одном из барозалов белгородской клинической больницы святителя Иоасафа
-
Статья
-
Статья
Захожу и будто попадаю в фантастический фильм о межпланетных путешествиях. Посреди комнаты на чёрных колёсах-шасси стоит аппарат, похожий на миниатюрную ракету с девятью иллюминаторами, сделанными, кстати, из авиационного стекла. Это барокамера, в которой лечат и реабилитируют пациентов методом гипербарической оксигенации.
Опять что‑то космическое
«Очень правильные ассоциации, – улыбается врач – анестезиолог-реаниматолог Галина Овчаренко, которая работает с кислородом под повышенным давлением почти 30 лет. – Баротерапию придумали как раз во время подготовки наших космонавтов к полётам в космос, а успешно применять начали в 50-е годы прошлого века».
В Белгородскую областную клиническую больницу баротерапия пришла в 1989 году. За это время там накоплен колоссальный опыт лечения кислородом под давлением, а метод не раз доказал свою безусловную эффективность.
Как это работает
Человеческий организм – это огромная биохимическая фабрика. Чтобы все обменные процессы на этой фабрике происходили как нужно, необходим кислород. Если по какой‑то причине организм испытывает гипоксию на клеточном уровне, это может привести к целому ряду заболеваний.
«Нахождение в барокамере – это двойное воздействие на организм, – рассказывает Галина Овчаренко. – Кислородом и повышенным давлением. Именно таким способом мы можем доставить до клеток то количество кислорода, которого им не хватает для нормальной работы».
За несколько сеансов терапии внутренние органы и ткани в теле человека буквально насыщаются кислородом. Все процессы заживления и восстановления начинают протекать быстрее. Поэтому баротерапия – это ещё и эффективнейший способ реабилитации. Например, после обширных ожогов и пересадки кожи или после нейрохирургических операций, а с недавних пор и после ковидной пневмонии.
Выводит из комы
На самом деле показаний для баротерапии довольно много. Женщинам на последних сроках беременности, например, рекомендуют кислород под давлением как профилактику гипоксии плода, с которой связаны различные неврологические нарушения у новорождённых. Кроме того, баротерапия хорошо справляется с анаэробными инфекциями, последствиями сильного стресса, поддерживает пациентов с рассеянным склерозом, а также с патологиями позвоночника, вегетососудистой дистонией и эндокринологическими нарушениями.
«Есть такие ситуации, когда барокамера – это единственный способ спасти человека, – подчёркивает врач-анестезиолог. – Так, это отравление угарным газом. Только барокамера может справиться с этим состоянием и за один сеанс вывести человека из токсической комы. Таких пострадавших везут напрямую к нам, минуя приёмное отделение и терапевта. Ведь промедление может стоить жизни».
При этом противопоказаний у баротерапии почти нет. К ним относятся открытая форма туберкулёза, эписиндром и острые состояния при вирусных инфекциях.
Без украшений и косметики
Если вы решились пройти курс баротерапии, то к этому стоит отнестись со всей серьёзностью. Прежде чем улечься в кислородную капсулу, нужно соблюсти ряд правил. Чистый медицинский кислород, который подаётся в плотно закрытую капсулу под давлением, относится к легко воспламеняемым газам. А это значит, что кожа пациента внутри камеры должна быть хорошо обезжирена, волосы повязаны хлопчатобумажным платком, все украшения необходимо снять и облачиться в специальную пижаму, которую выдаст медсестра. Перед тем как ложиться в капсулу, пациента просят дотронуться до специальной медной пластины на стене – это заземляющий контур, он снимает статическое электричество.
«С собой в капсулу брать ничего нельзя, – подчёркивает Галина Андреевна. – Некоторые просят взять внутрь книгу или телефон, ведь сеанс длится от 45 до 55 минут. Но это категорически недопустимо. Старые специалисты так и говорят: всё, что в камере, кроме больного, – это дрова. Но по своему 30-летнему опыту работы я могу сказать так: если выдержана техника безопасности, произойти в аппарате не может ничего».
Медсёстры, которые строго следят за выполнением всех правил безопасности, контролируют и уровень влажности внутри капсулы, и состояние пациента во время сеанса. Связь поддерживается с помощью специального переговорного устройства.
Расслабляет и усыпляет
Сеанс в барокамере проходит в три этапа. На первом этапе внутри капсулы поднимают давление и в течение 10–15 минут со скоростью 300 литров в минуту подают чистый медицинский кислород. Потом в этой среде поддерживается созданный уровень давления. И в последние 10 минут давление начинает постепенно снижаться, а кислород – выводиться наружу.
«Пациенты, как правило, чувствуют себя комфортно, – говорит специалист. – Бывает, что немного тревожатся только во время первого сеанса. Потом в основном засыпают. Рассказывают после сеанса, что видели интересные сны, например как поднимались в горы».
Из‑за смены давления внутри капсулы иногда закладывает уши, как во время полёта на самолёте. В этом случае нужно просто сглотнуть слюну или слегка подвигать челюстями.
Капсулы-долгожители
К кислородным капсулам в областной больнице отношение особое. Эти аппараты можно назвать долгожителями – их в отделении ГБО установили в далёком 1992 году. С тех пор они исправно функционируют, проходят регулярную сертификацию и инженерную отладку. В настоящее время в больнице всего три таких аппарата: два – для стационарных и амбулаторных больных и ещё один – в реанимации.
«Конечно, это мало, – сетует Галина Овчаренко. – Но оборудование это очень дорогостоящее, и выпускает его одно-единственное предприятие в России – ракетно-космический завод им. М. В. Хруничева в Москве. Мы бы, конечно, хотели обновить аппараты, но это задача не такая простая: стоимость одной такой капсулы в зависимости от комплектации колеблется от 5 млн до 7 млн рублей. А потому всё, что мы можем, – это очень бережно относиться к оборудованию. Ведь мне, как специалисту, понимающему эффективность метода, не хотелось бы расставаться с баротерапией».
Анастасия Состина