Генетический маркер. У людей с какой группой крови риск заразиться COVID-19 выше
Об этом «Белгородские известия» поговорили с профессором БелГУ, генетиком Михаилом Чурносовым
-
Статья
-
Статья
О том, что у некоторых людей есть генетическая предрасположенность к тому, чтобы заболеть коронавирусом, заговорили не так давно. Правда ли это?
— Вирусные инфекции – такая же группа заболеваний, предрасположенность к развитию которых может определяться генетическими факторами, – комментирует Михаил Чурносов. – Течение этих заболеваний – лёгкое, средней тяжести, тяжёлое – тоже зависит от генетических особенностей. Ведь генетика – основа того, что происходит с человеком. Это те наследственные задатки, которые каждый из нас получает от родителей и которые потом определяют, какими признаками – внешними и внутренними – мы будем обладать. И в том числе какие заболевания у нас с более высокой вероятностью возникнут. Но проявляют они себя в конкретных условиях среды, в которых находится человек.
— А эти условия среды сейчас у всего человечества с распространением коронавируса, мягко говоря, не очень. Что на этот счёт говорит генетика?
— Как показывают результаты исследований по коронавирусу, значимую роль в подверженности этому заболеванию имеют рецепторы к особому – ангиотензинпревращающему ферменту. Изначально он присутствует во всех тканях организма человека – участвует в регуляции водно-солевого обмена, артериального давления. Коронавирус легче взаимодействует с человеческими клетками и проникает в них с помощью этого фермента. А он в свою очередь определяется конкретными генами.
— И эти конкретные гены некоторые люди уже имеют от рождения?
— Да. Наряду с этим данные по заболеваемости населения показали связь риска заболевания коронавирусом с определённой группой крови человека. Эти факты уже подтверждены зарубежными исследованиями и нашими учёными: у людей с первой группой крови риски ниже, со второй – выше.
— Почему?
— Группа крови сама по себе не влияет на заражаемость коронавирусом. Это всего лишь маркер, такой же, как, например, цвет глаз или форма ушей человека. Но группа крови является генетическим маркером рядом расположенных генов, которые могут определять предрасположенность к заболеванию коронавирусом. Такими генами могут быть гены селектинов – они находятся рядом с генами системы группы крови и могут напрямую влиять на клеточные реакции, на взаимодействие рецепторов клеток с патогенными агентами-вирусами.
— И что не так именно со второй группой крови?
— С этой группой крови всё нормально, но, по‑видимому, ген второй группы крови находится рядом с другими генами, которые определяют более высокую вероятность заражения коронавирусом.
— Вы в лаборатории изучаете эти гены селектинов?
— В связи с коронавирусной инфекцией – нет. Ситуация с ней возникла не так давно и внезапно. Здесь требуются серьёзные исследования, которые предполагают формирование достаточно больших выборок для исследования – как больных коронавирусом, так и здоровых людей, изучение у них определённых генетических характеристик и сравнение их между собой. Это всё в будущем. Но мы уже много лет изучаем факторы генетической предрасположенности человека к другим заболеваниям, например сердечно-сосудистым, осложнениям беременности. В том числе изучаем роль и генов селектинов, которые находятся рядом с генами группы крови, в возникновении заболеваний человека.
— Как помочь обладателям второй группы и врачам, которые их лечат?
— Зная эту информацию, можно уже сейчас формировать группы риска. Помните, в начале пандемии были данные, что пациенты старшего возраста болеют тяжелее и риск неблагополучного исхода болезни у них выше? Тогда была сформирована рекомендация для них по максимальной изоляции. И это привело к тому, что в России сохранены многие жизни пожилых людей, по сравнению с Италией и Францией, где дома престарелых превратились в очаги инфекции. Так и с людьми, у которых вторая группа крови: данные, известные к настоящему времени, указывают на то, что они входят в группу риска и для них необходимо в большей степени, чем людям с другими группами крови, выполнять профилактические и в том числе ограничительные мероприятия.
— А что можно сказать про людей, у которых третья и четвёртая группы крови? Про тех, у кого первая, вы сказали, что у них риски заразиться ковидом ниже…
— Нельзя однозначно утверждать, что у людей с первой группой крови проблем не будет. Им тоже ни в коем случае нельзя расслабляться и пренебрегать защитными мерами, не носить маску например. Группа крови не абсолютный фактор в данном случае, есть и другие, влияющие на поражаемость людей коронавирусом. Так, у людей с такими соматическими заболеваниями, как ожирение, сахарный диабет, гипертоническая болезнь и другие, риск развития коронавируса выше.
Что касается людей с третьей и четвёртой группами крови, то для них риск заразиться ниже, чем у людей со второй группой, и выше, чем у людей с первой. То есть где‑то посередине.
— Как, по‑вашему, будет развиваться ситуация с коронавирусом в дальнейшем?
— Это вопрос больше к эпидемиологам. Но я тоже, конечно, слежу за ситуацией. Нам всем надо понимать её серьёзность. Даже если сейчас некоторым образом снизилась заболеваемость, то это только благодаря тем жёстким карантинным мероприятиям, которые в нашей стране ввели в предыдущие несколько месяцев. Они позволили ситуацию нормализовать. Результат мы видим, и его надо постараться сохранить. Но сейчас будет оживать экономика, повысится социальная активность – и риски опять возрастут…
— Осенью нас всё‑таки ждёт вторая волна заболеваемости?
— Думаю, да. Потому что вирус никуда не ушёл. Плюс сезонный фактор добавится: осенью придёт волна обычного гриппа и ОРВИ.
— И что же делать?
— Продолжать соблюдать все меры профилактики, социального дистанцирования. И в то же время помнить, что это не навсегда. Этот период пройдёт. Ну что такое несколько месяцев по сравнению с целой жизнью? Надо просто постараться снизить риск заражения для себя и своих родных с помощью простых вещей, которые доступны каждому и не требуют особых затрат: своим поведением, ношением масок. Это внутренняя самодисциплина. Конечно, мы все с ностальгией вспоминаем о нашей старой жизни: границы открыты, массовые мероприятия доступны. Но сейчас мы живём в новой системе координат, и надо смотреть на ситуацию с этой точки зрения: много людей болеют и тяжело переносят болезнь, врачи, которые больше всего контактируют с ними, заражаются и умирают. Всё серьёзно, поэтому и относиться к ситуации надо серьёзно. Только тогда и будет результат.
Беседовала Тамара Акиньшина