Доехать за 20 минут. В Белгородской области заканчивается централизация скорой помощи
Она началась в марте 2019 года
-
Статья
-
Статья
В Белгородской области 3 станции скорой медпомощи (Белгород, Старый Оскол и Губкин) и 7 подстанций. Единая диспетчерская находится в посёлке Северном – именно сюда по единому номеру 103 поступают вызовы со всей Белгородской области.
20 минут – на экстренный вызов
С 1 декабря единая диспетчерская служба принимает вызовы изо всех районов области (кроме Старого Оскола и Губкина) по одному номеру 103. Она интегрирована со службой МЧС, и если звонок поступит по номеру 112, карточка вызова в электронном виде всё равно попадёт сюда. Губкин и Старый Оскол пока работают со своими диспетчерскими, но подключатся к системе к 1 марта 2020-го.
«Если раньше каждый район принимал вызовы самостоятельно и сам себя обслуживал, и у нас не было понимания общего процесса, то теперь границы становятся условными, – объясняет суть централизации замглавврача по медчасти станции скорой медицинской помощи Белгородской области Светлана Оболевич. – Если происходит ДТП, например, между Валуйским и Алексеевским округами, какая бригада должна туда ехать? Сейчас отправляется любая ближайшая, вне зависимости от того, где она базируется».
Централизация помогает решить и другую важнейшую задачу – обеспечить к сложному пациенту 20-минутный доезд. Сегодня в это время, по словам Оболевич, удаётся уложиться в 94 % случаев.
«20-минутный доезд врачи должны обеспечить не на каждый вызов, а только на экстренные, – напоминает Светлана Ромуальдовна. – Не у всех есть понимание, что же такое это такое. Все вызовы делятся на неотложные и экстренные. Экстренные – это всё, что угрожает жизни человека: ДТП, кровотечения, роды, повешение или утопление, внезапная смерть. Все остальные случаи считаются неотложными».
За сутки в единую диспетчерскую звонят от 800 до 1 000 раз. Сейчас звонки принимают восемь фельдшеров, то есть на каждого приходится примерно по сотне вызовов. После присоединения Губкина и Старого Оскола число диспетчеров увеличат до 12.
Без бумажек быстрее
К категории экстренных, по статистике, относят около половины всех поступающих вызовов. На мониторе фельдшера они отмечены красным цветом (все остальные – зелёным). Определять категорию и срочность и в целом упростить работу и диспетчеров, и медиков помогает специальная программа.
В ней есть шаблонный опросник, в котором прописаны около 60 поводов для вызова – от простой головной боли до родов. Диспетчер просто отмечает всё, на что жалуется пациент, и затем передаёт эти данные в электронном виде врачу скорой. Записывать на бумаге от руки – ни диспетчеру, ни врачу – больше не нужно.
«Программа позволяет взять из справочника данные по пациенту и внести их в карточку вызова, которая потом поступает на планшет бригады скорой, – уточняет Оболевич. – Там уже заполнены Ф. И. О. и дата рождения и часть медистории пациента – предыдущие вызовы и т. д. Например, он вызывал скорую вчера и позавчера или лежал недавно в больнице. Всё это сокращает время нашей работы».
Далее фельдшер отправляет вызов в электронном виде на планшет бригаде скорой – той, что ближе всего к месту вызова. При этом её местонахождение и маршрут движения, как в приложении «Яндекс.Такси», диспетчер легко может отслеживать с помощью той же программы на мониторе своего компьютера. Визуализация помогает не только подыскать ближайшую машину, но и успокоить пациента, который перезванивает, чтобы уточнить, выехала к нему бригада или нет.
«Система также позволяет сделать отзыв бригады. Если случилось ДТП с большим количеством пострадавших, какие‑то бригады находятся на неотложных вызовах. По планшету мы можем передать, что поступил более сложный вызов, и просим их завершить побыстрее неотложный вызов и поскорее ехать на экстренный».
Эта программа – разработка соседней, Воронежской области, используется она во многих регионах страны. При этом постоянно дорабатывается: совершенствуется опросник, добавляются медицинские справочники и пособия – в зависимости от запросов конкретного региона. К примеру, Белгородская область сейчас собирается работать над интеграцией с поликлиникой.
«Часть вызовов, неотложных состояний хотим передавать в поликлиническую службу. Например, у человека повышение артериального давления без угрозы для жизни, гипертоническая болезнь. Вызов будет принят у нас, потому что иногда люди не звонят в поликлинику, чтобы вызвать своего врача, а звонят нам. Мы звонок примем, но передадим в поликлинику, откуда к пациенту приедет его семейный врач. Так освободится какая‑то наша бригада», – разъяснила Оболевич.
Парк скорой
В регионе работают 120 бригад скорой помощи. В сутки одна бригада отрабатывает до 15 вызовов, а это значит, что машины работают на износ. Поэтому автомобилями бригады обеспечены с резервом: на балансе Единой службы – 150 машин (а со Старым Осколом и Губкиным – 163). С начала централизации около 70 % автопарка обновили.
42 машины поступили в этом году. Современный автомобиль скорой как мини-медкабинет: тут есть дефибриллятор, аппарат для искусственной вентиляции лёгких и подачи кислорода, пульсоксиметр, который анализирует содержание кислорода в гемоглобине, монитор, позволяющий следить за сердечно-сосудистой деятельностью, носилки-трансформер, щит для переноски пациента с травмой позвоночника и т. д.
«Раньше автомобили тоже были укомплектованы полностью, но оборудование было изношено, – комментирует фельдшер общепрофильной выездной бригады Андрей Жигайло. – Сейчас оно идеально новое. Машина оснащена всем необходимым, мы можем оказывать медпомощь в полном объёме. В летнее время в салоне работает кондиционер, зимой – обогреватель, что тоже облегчает транспортировку пациента».
«Плюс в том, что сейчас всё находится в машине, мы ничего не достаём, – добавляет фельдшер Алина Шеина. – А раньше мы ходили с огромными сумками-чемоданами».
У каждой бригады скорой – тот самый планшет, на который они получают вызовы из диспетчерской. С помощью планшета врачи могут заранее передать информацию о тяжёлом пациенте в больницу, если принято решение о госпитализации.
Санавиация
В этом году парк медтехники пополнил ещё и вертолёт, рассчитанный на транспортировку двух пациентов. Он дислоцируется в белгородском аэропорту. Бригада врачей просто пересаживается в вертолёт и вылетает на место, к примеру в Алексеевку, забирает пациента и привозит в Белгород. Здесь из аэропорта уже на машине его отвезут куда нужно – в областную больницу, кардиоцентр, в детскую больницу, в перинатальный центр и т. д.
«Вертолёт тоже обеспечен всем медоборудованием. Это не просто перевозка – забрал и полетел: пациент подключён к монитору, в самом вертолёте ему может быть оказана медицинская помощь. Это тоже большое подспорье для нас в плане оперативности и качества», – добавляет Светлана Ромуальдовна.
Вертолёт может не быть востребован несколько дней подряд, а может сделать две-три транспортировки за день. С октября его использовали уже 20 раз для перевозки 23 пациентов.
Елена Байтингер