Как идёт централизация службы скорой медпомощи Белгородской области
-
Новость
-
Новость
Об этом на общественном совете департамента здравоохранения и социальной защиты населения региона рассказал главврач станции скорой помощи Белгорода Александр Белоножко.
Централизация началась в 2018 году. Причин для старта проекта было много. Ключевая – низкий уровень оказания услуг из‑за плохой материально-технической базы и загруженности работников.
«Когда мы начинали этот проект, служба скорой медицинской помощи Белгородской области состояла из 43 структур. Это были самостоятельные станции СМП в Белгороде, Старом Осколе, Губкине, отделения при центральных районных больницах и подстанции в тех же ЦРБ», – пояснил Белоножко.
Половина области – Борисовка, Грайворон, Красная Яруга, Ракитное, Ивня, Прохоровка, Короча, Шебекино, Белгород и Белгородский район – уже охвачены централизованной системой.
Для этих муниципалитетов теперь работает Единая диспетчерская служба (номера 103 и 112) на базе МЧС-центра. Диспетчеры принимают и передают информацию в межтерриториальные диспетчерские центры.
До этого Единой диспетчерской службы не было и в 78 % случаев белгородцы вызывали скорую через городские номера, в 20 % – через 112 и в 2 % – через 103.
«Мы проанализировали, как люди обращаются за скорой медпомощью, и сильно удивились: около 70 % вызовов идёт по шестизначным номерам. Это в скорую, когда неотложное состояние, которое возникает внезапно, и возможен фатальный исход. И в этой ситуации люди должны вспомнить шестизначный номер, дозвониться и получить помощь. Вот одна из причин, по которой мы пошли на централизацию», – акцентировал внимание Белоножко.
В среднем на 1 тыс. белгородцев приходится 329 вызовов скорой. Это очень высокий показатель. Из них только 60 % экстренные. Оставшиеся 40 % – неотложные, и в подавляющем большинстве случаев больным госпитализация не требуется, они остаются дома.
«Мы страдали, оттого что бригада находится на неотложном вызове, а на экстренный вызов некому выехать, – констатирует врач. – К нам зачастую по незнанию обращаются пациенты с вопросами из компетенции семейного доктора».
Александр Белоножко предложил продумать систему, при которой диспетчеры смогут передавать неотложные вызовы в пункты неотложной помощи при поликлиниках или семейным докторам.
Плохая материально-техническая база также подтолкнула медиков к централизации службы. До начала проекта почти 70 % спецтранспорта на балансе скорой подлежало списанию. Сейчас в распоряжении медиков 163 санитарных автомобиля, только 63 из них моложе пяти лет.
«Автомобиль – это не просто средство доставки бригады к пациенту. Это и оказание помощи в пути, и обследование, и оперативность. Наличие хорошо экипированных автомобилей крайне важно», – подчеркнул специалист.
Кроме обновлённого медицинского автопарка, в регионе появится санитарная авиация. С её помощью будут транспортировать тяжёлобольных из муниципалитетов в областной центр, а также медики смогут оперативно прилетать на место ЧП.
Централизация должна решить и проблему неравномерного географического расположения подразделений скорой медпомощи. Сейчас в 86 % вызовов скорые добираются до пациентов за 20 минут и меньше. К 2021 году работу хотят наладить так, чтобы бригада медиков смогла доехать на экстренные вызовы за те же 20 минут в 92 % случаев.
Кроме того, бригады скорой получат планшеты, чтобы оперативно принимать и передавать информацию. Это очень важно, особенно когда пациента доставляют в больницу. Принимающий его врач ещё до приезда бригады будет знать максимально возможную информацию о больном. Также это позволит выстроить логистику по маршрутам доезда. Медики заведут электронные карты.
В централизованной службе скорой медпомощи будет 43 подразделения (9 межтерриториальных диспетчерских центров-подстанций, 13 пунктов СМП и 21 пункт временного пребывания бригад). Их работу будет курировать единое руководство.
Наталия Козлова