«Она всегда при нас». За что жители Самойловки ценят своего соцработника Татьяну Старченко
«Белгородские известия» рассказывают о корочанском социальном работнике, которая пришла в профессию 31 год назад
-
Статья
-
Статья
Эту милую трудолюбивую женщину подопечные воспринимают как родного, близкого человека, готового прийти на помощь в любое время суток. Татьяна Николаевна это осознаёт настолько, что даже отпуск для неё вещь формальная. Не может она оставить надолго своих бабушек, уехать на море, в санаторий – душа изболится: как они, есть ли у них хлеб, лекарства, кто отвезёт их к врачу?
Старики ценят эту безотказность Татьяны Старченко, но одновременно и поругивают за неё: столько на себя берёт, не бережётся, машину свою мотает по любой просьбе. Почти как в каждой большой семье, где у родителей есть любимая и любящая дочка, которая для них лучше всех.
Обычная история
История жизни Татьяны Николаевны обычная для многих селян. После школы окончила бухгалтерские курсы и устроилась нормировщицей в колхоз им. Кирова в родной Новой Слободке, который в начале 1990-х, как и тысячи других в стране, приказал долго жить.
«А тут слышу по радио объявление, что создают специальную службу для помощи одиноким людям, требуются работники. У меня по соседству жили две бабушки, с которыми я дружила и по мере сил опекала. И как‑то мы с ними ладили, находили общий язык, я понимала, что старикам нужно. Поэтому и решила: попробую, почему нет? А тут ещё оказалось, что за это неплохо платят: я в колхозе 90 рублей получала, а тут 120, представляете?»
Для начала дали Татьяне Старченко 12 одиноких бабушек – тогда только таких обслуживали.
«Работа была на честном слове, без бумажек – одним продукты привезти, другим покушать приготовить, у третьих убрать. И пообщаться, конечно, – в этом старики больше всего нуждаются», – рассказывает Татьяна Николаевна.
Сегодня перечень нуждающихся в обслуживании людей расширился (это и инвалиды, и просто пенсионеры, необязательно одинокие), а в бытность работы вошли дневники посещений на каждого человека, электронные отчёты.
Соцработнику приходится постоянно повышать личный уровень знаний, чтобы рассказывать людям о переменах в обществе, законодательстве, медицине, предупреждать о мошенниках – в общем, вести их по нынешней бурной информационной жизни.
Семейный подряд
Замуж Татьяна Николаевна вышла в 20 лет и переехала в соседнюю Самойловку.
«Но бабушек своих не бросала, 5 лет на попутках проездила к ним».
Спустя время, чтобы легче было управляться, соцработник получила права, купила машину. С тех пор всегда на колёсах, что где‑то облегчает работу, а где‑то добавляет нагрузки – её всегда посылают туда, куда безлошадные не доберутся.
«Сейчас без машины сложно. У нас тут ни магазина, ни почты, ни аптеки. За всем езжу в Корочу. Ещё вожу подопечных на экскурсии, в клуб, церковь, парикмахерскую, фельдшерский пункт, библиотеку».
А когда надо в больницу лежачего доставить, выручает социальное такси из райцентра – это всегда пожалуйста.
Сегодня на попечении Татьяны Николаевны 8 бабушек в возрасте от 70 лет. Самой взрослой было 98, ей Татьяна Николаевна помогала 15 лет.
«Самое тяжёлое, что я‑то их и смотрю, сама умершими нахожу и в последний путь провожаю. Раньше, когда службы специальной не было, обмывала покойных, одевала. А что сделаешь – это жизнь».
Жизнь же обязала помогать старикам не только саму Старченко, но и её близких.
«Когда был жив муж, он мне тоже помогал, сейчас сыновья на подхвате, хоть и в городе живут. Если нужно покосить где‑то, тяжёлое привезти, погрузить, они не отказывают. Можно сказать, что у нас социальный семейный подряд. Я рада, что дети понимают меня и мою работу. С малых лет приучены, что старость нужно уважать и заботиться о тех, кому это нужно».
Волки и голуби
Как обычный сельский человек, когда‑то держала Татьяна Николаевна пять коров, свиноматку, птицы немерено.
«А ещё было у меня много голубей всяких, я до сих пор всех голубятников в округе знаю. Потом в связи с жизненными обстоятельствами раздарила их», – рассказывает она.
В последнее время на большое хозяйство сил нет, огород тоже сократился: на работе, считай, живёт, всё время уходит на бабулечек, гораздо больше, чем график предполагает: посещать каждую через день, затрачивая на визит около часа.
А ещё очень уж любит Татьяна Старченко волков и всё, что про них написано, снято или нарисовано. Серые хищники у неё на картинах, посуде, даже на постельном белье. Можно предположить, что в этой любви есть что‑то закономерное: эти сильные и красивые звери живут семьями, эмоционально привязываются к сородичам, преданны своим партнёрам и зачастую альтруистичны в отношениях.
Сама же Татьяна Николаевна в дебри психоанализа не погружается:
«Нравятся, и всё тут, не знаю, откуда это у меня».
Неотказная наша
Бабе Шуре Виноходовой 83 года. Она, что называется, бодрячок, хоть и с палочкой. С удовольствием рассказывает про своих индоуток, вспоминает голодное послевоенное детство, пропавшего без вести в боях под Смоленском отца.
«Такая беднота была. Держали колхозных овец прямо в доме – сараи‑то все были разрушены, мясо сдавали, а из шкур нам, детям, шили шубы. Так я в школу в такой и ходила круглый год: в валенках, штанах из занавески и этой шубе», – вспоминает пенсионерка.
Прожив тяжёлую жизнь, она особенно ценит, что на старости лет есть такая возможность – забота от государства в виде соцработника.
«У меня есть сын, и он мне помогает, но живёт в Белгороде, каждый день не наездишься. А Таня тут, всегда рядом. Во всём, что не попросишь, подсобит. Неотказная она у нас», – говорит старушка.
Другие подопечные Татьяны Николаевны говорят не только об отношении к себе, но и об участии соцработника в жизни поселения.
«Она же то столбы красит, то посадки вырубает, никакое благоустройство без неё не обходится», – перечисляет Надежда Белашова.
По уважительной сельской привычке просят самойловские подопечные Татьяны Старченко поздравить её с наступающим праздником и районное начальство: начальника соцзащиты района Светлану Лазухину, директора Комплексного центра социального обслуживания населения Любовь Агееву, завотделением социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов Елену Дармину.
«Они же нас не забывают, приезжают, поздравляют с праздниками», – отмечают пенсионерки.
Под конец своего визита задаю бабушкам провокационный вопрос:
— А что если Татьяна всё‑таки на моря соберётся?
— Не соберётся, она при нас будет! – машут на меня руками, но, поразмыслив, что такой вариант возможен, успокаивают себя и меня заодно: – Тогда она всё заранее подготовит, всё закупит, всё проверит и поедет спокойно.
Ольга Бондарева