Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
08 ноября 2021,  12:54

Чем занимается социальный педагог

О своей работе «Белгородским известиям» рассказала Надежда Турчанова

Чем занимается социальный педагогНадежда ТурчановаФото: Тамара Акиньшина
  • Статья
  • Статья

Она занимается со сложными детьми в школе № 47 Белгорода.

На свой страх и риск

«Ещё одна семья попала на учёт», – вздыхает Надежда Николаевна и берёт из шкафа толстенную папку-скоросшиватель, которая скоро станет ещё тяжелее.

На всех новобранцев внутришкольного учёта заводят целое досье: социальный педагог составляет план работы с ребёнком и его семьёй, к которой подключаются все школьные службы – психолог, логопед (если он необходим), классный руководитель. Первый проводит тестирование, выявляющее признаки неблагополучия, последний предлагает тематику бесед с ребёнком и его родителями, а социальный педагог теперь обязан следить за тем, в каких социально-бытовых условиях живёт школьник. Он составляет график посещения неблагополучной семьи и должен ему следовать.

Все учётные попадают под неусыпный контроль – во время визита в семью представитель школы оценивает условия жизни ребёнка: есть ли у него место для сна и учёбы, имеется ли одежда по сезону, в наличии ли еда в холодильнике и ещё множество пунктов, которые составляют акт обследования жилищно-бытовых условий.

«В некоторые семьи прихожу, а меня открытым текстом посылают матом. И это ещё самое безопасное. Бывало, что и угрожали», – говорит социальный педагог.

Поэтому ходить лучше с инспектором по делам несовершеннолетних, но, увы, скооперироваться с ним у социального педагога получается не всегда. А посещать надо – без вариантов. И Надежда Николаевна идёт одна – на свой страх и риск.

«Очень сложно нам, социальным педагогам, воспитывать родителей – взрослых людей, которые иногда по возрасту старше меня. А у некоторых уже и внуки есть», – поясняет она.

Здравствуй, учёт!

Взять последний случай: семья переехала в областной центр из района и уже сменила не одну квартиру в Белгороде. Нигде надолго не задерживается: шумные дебоши, вызовы полиции соседями. Родители ведут далеко не благопристойный образ жизни, ребёнок (и чаще всего в таких семьях детей и два, и три) заброшен. Стоит ли удивляться, что после школы он не хочет возвращаться домой. Поэтому большую часть времени пропадает во дворе или болтается по городу. Пока однажды не задерживается на улице позже разрешённых 22:00 и не попадает в поле зрения полиции. Та сообщает в школу – и, здравствуй, учёт!

Или вот ещё два брата – ученика начальной школы – оказались на учёте из‑за опасной шалости: развлекались тем, что бросали с пятого этажа в прохожих яблоки и поливали их водой. Один из пострадавших оказался принципиальным – не просто поговорил со старшими членами семьи, а накатал на малолетних хулиганов заявление в полицию. И снова круг замкнулся на образовательном учреждении. В результате сейчас на учёте в школе № 47 состоят шестеро детей: двое – за драку, один – за нарушение устава школы, один – за уход из дома и двое – за хулиганство. У всех есть шанс через полгода покинуть чёрный список при условии примерного поведения. А вот если на учёт попала семья, то она, как правило, остаётся там до конца обучения ребёнка.

«Несчастные дети… Родившиеся случайно, ненужные родителям, они являются заложниками такой семейной ситуации. Как можно стать благополучным в асоциальных условиях?..» – вздыхает Турчанова.

Чем занимается социальный педагог - Изображение Фото: pixabay.com

Содействие и контроль

Выправить кривую дорожку, по которой идёт семья, социальный педагог, конечно, не может. Но увести с неё ребёнка школа пытается всеми силами. Бесконечные беседы, организация полезной занятости.

«С каждым ребёнком стараешься если не подружиться, то, по крайней мере, найти к нему подход, вывести на откровенный разговор. Но быть рядом 24 часа в сутки я не могу», – сетует соцпедагог.

В этом году школа совместно с управлением образования реализовывала хороший проект – «Содействие». Дети из неблагополучных семей и тех, которые находятся в группе риска, посещали бассейны, квест-комнаты и другие развлекательные мероприятия. Каждый день их летних каникул был расписан по часам. Вроде бы везде соломки подстелили, но от случайностей никто не застрахован: один из, казалось бы, благополучных старшеклассников ушёл из дома.

«Поссорился с мамой. Девятый класс окончил и почувствовал себя взрослым: решил, что уже достаточно самостоятельный, чтобы жить отдельно. Искали его всем городом: школа, управление образования, сотрудники всех отделов полиции. К счастью, нашли быстро – у друзей был», – рассказывает Надежда Николаевна.

В школе есть свой совет профилактики. Он собирается как раз по таким случаям. В заседаниях принимает участие не только социально-психологическая служба образовательного учреждения, но и классный руководитель проштрафившегося ученика, его родители и представитель полиции. Если внутришкольный учёт не сработал, ребёнка (или его семью) ставят на межведомственный, вызывают на комиссию по делам несовершеннолетних, которая уже может и оштрафовать нерадивых родителей за ненадлежащее исполнение прямых обязанностей по воспитанию ребёнка.

 

Чем занимается социальный педагог - Изображение Фото: pixabay.com

25 часов в сутки

Школьный социальный педагог работает в тесной связке с другими органами профилактики. Это и управление образования, и полиция, и инспекция по делам несовершеннолетних, и прокуратура, представители которой приходят в школу с лекциями, и Октябрьский районный суд, куда детей периодически приглашают на разные тематические беседы. А ещё школа взаимодействует – опять‑таки при посредничестве социального педагога – с общественными организациями, такими, например, как Красный Крест и Центр профилактики и борьбы со СПИДом. А это значит, ученики участвуют в многочисленных совместных благотворительных акциях (например, «Белый цветок» и «Помоги собрать детей в школу») и творческих конкурсах (в прошлом году одна из старшеклассниц заняла первое место в городском конкурсе плакатов на тему борьбы с ВИЧ инфекцией). Кроме всего прочего, социальный педагог занимается ещё и трудоустройством детей в школьные трудовые отряды.

В общем, работы у этого специалиста вагон и маленькая тележка. И бумажной в том числе. За заполнением многочисленных отчётов Надежде Николаевне порой приходится задерживаться до вечера. А между тем зарплата социального педагога невелика.

 

Чем занимается социальный педагог - Изображение Фото: Тамара Акиньшина

 

Однако же бросать свою непростую, трудо- и нервозатратную, а местами даже опасную работу, на которой она трудится уже третий год, специалист даже не думает. Наоборот, развивается в профессии, повышает квалификацию, делится опытом с коллегами, публикуя статьи в журнале «Инспектор по делам несовершеннолетних». А своё второе высшее юридическое образование считает хорошим подспорьем к первому – педагогическому.

«В идеале я представляю школу, в которой нет трудных детей и неблагополучных семей. Ведь чаще всего проблемы ребёнка идут из семьи. Когда он будет чувствовать любовь и поддержку родителей, то не будет проявлять агрессию или уходить из дома», – заключает Надежда Николаевна.

Но пока, увы, это лишь мечта социального педагога, которую она изо дня в день пытается приблизить к реальности.

Тамара Акиньшина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×