Непредсказуемый возраст
— Екатерина Александровна, смерть ребёнка – самая страшная трагедия для любой семьи. Почему подросток может решиться на суицид?
— За всеми трагедиями, как правило, стоит одиночество: в определённый момент подросток остался один на один со своей проблемой. И если беда случается, то всю оставшуюся жизнь каждого из близких будет мучить вопрос: «Что я не так сделал?».
— Почему эта тема чаще всего поднимается именно в связи с подростковым возрастом?
— В этом возрасте самосознание только формируется. Ребёнок пробует себя в разных социальных ролях, в разных группах сверстников, видах деятельности, порой рискованных. Он становится дерзким, категоричным в суждениях, болезненно самолюбивым. Некоторые испытывают себя на слабó. И мысли о смерти связаны как раз с кризисом личностного развития. Ребёнок сталкивается с феноменом смерти, с фактором невозвратности, когда, например, в семье умирает кто‑то из старших родственников. Возникают философские мысли о жизни и смерти, фоном для которых может стать соответствующая музыка, литература. К тому же нужно учитывать, что подростковый период у современных детей может наступать довольно рано: в 10–11, а то и в 9 лет. В этом возрасте снижен страх по отношению к смерти.
— Они не понимают фатальности своих действий?
— Подростки ведь считают себя особенными, думают, что поиграют в эти страшные игры и всё потом будет по‑прежнему. К сожалению, так не бывает.
— Несмотря на то что для этого возраста характерно резкое падение авторитета взрослых, ребёнок по‑прежнему нуждается в их любви и понимании?
— Безусловно. Когда семья для ребёнка – крепость, в которой он может пересидеть кризисную ситуацию, получить эмоциональный ресурс, то мысли о суициде, если даже и возникнут, быстро уйдут. Если же такого ресурса в семье нет, может запуститься негативный механизм: ребёнок решит, что такой, какой есть, он никому не нужен, и ценность жизни для него снижается. Страх перед жизнью может стать сильнее страха перед смертью. Тогда спусковым крючком может послужить всё что угодно. Порой суицид становится спонтанной реакцией на конфликтную ситуацию.
![](/media/cache/6f/46/6f46cf2a6910ebf7a3082d3543e4173d.jpg)
Сигналы тревоги
— Подросток ведь так или иначе заявляет о своей проблеме? Какие внешние проявления могут говорить о том, что ребёнок задумывается о самоубийстве?
— Да, большинство попыток суицида, в основе которых нет психического расстройства, носят демонстративный характер. Любое резкое изменение в поведении – это сигнал тревоги для родителей и учителей. Например, если подросток внезапно скатывается на двойки, теряет мотивацию к учёбе; перестаёт есть или же, наоборот, вовсю балует себя чем‑нибудь вкусным, хотя прежде считал каждую калорию; резко меняет отношение к гигиене тела; раздаривает самые дорогие для него вещи: любимую толстовку, единственный плеер; старается завершить свои дела – например, после двухлетних безрезультатных уговоров наводит порядок в своём шкафу; не планирует ближайшее будущее. В его разговорах могут звучать фразы, подобные этой: «Скоро вы без меня отдохнёте». Ни в коем случае нельзя игнорировать такие слова и поведение, даже если кажется, что ребёнок просто пытается манипулировать вами.
— Куда семья может обратиться в такой ситуации?
— Наш центр готов оказать психологическую помощь. Аналогичные учреждения есть в Губкине и Старом Осколе. Здесь с подростком и родителями обязательно работает клинический психолог. В нескольких случаях наши специалисты делали заключения о высокой готовности ребёнка к попытке суицида, и, к счастью, родители нас услышали.
Бывает, необходима медикаментозная помощь, мы рекомендуем консультацию врача-психиатра. Иногда с подобными проблемами к нам обращаются школьные психологи и учителя, заметившие изменение в поведении ребёнка. Во всех случаях мы выходим на семью, потому что работать с несовершеннолетним можем только с разрешения родителей или законных представителей.
— Сейчас большой акцент делается на работе школьных психологов.
— Работа школьных психологов важна уже потому, что они в числе тех, кто общается с ребёнком и может профессионально оценить его эмоциональное состояние. Но этот специалист выполняет вполне определённые задачи: сопровождает детей в образовательном процессе, формирует мотивацию к учёбе, анализирует тревожность по отношению к школе, мотивирует к решению задач возраста и так далее.
Далеко не каждый педагог-психолог имеет подготовку по патопсихологии и кризисной психологии. Поэтому они могут выполнять диспетчерскую функцию, направляя семью в наш центр. Для меня это показатель их ответственного отношения к делу.
![](/media/cache/d5/07/d507f24e027d0e9755155f117542f669.jpg)
Согласитесь, задача школы – формировать культурного, воспитанного, образованного человека. А душевный комфорт, внутренняя симфония настраиваются в семье. Это главный антисуицидальный фактор. При этом состав семьи не имеет определяющего значения. Важнее, чтобы у ребёнка был духовно близкий ему человек. Не всегда таким человеком становится родитель. Порой это бабушка или дедушка, старший брат или сестра, крёстный… Повторю: главное – чтобы он был, этот взрослый наставник, принимающий подростка со всеми плюсами и минусами.
Анализ гибели детей показывает, что чаще всего трагедии происходили в семьях, которые со стороны казались абсолютно благополучными. Но это лишь внешняя оболочка, за которой общение с ребёнком сводится к одному вопросу: какую оценку получил в школе? А ведь можно спросить, как прошёл день, с кем сегодня дружил, с кем поссорился…
— Как стать для ребёнка этим самым другом и наставником?
— Нужно помнить себя ребёнком. К сожалению, часто из‑за боязни потерять авторитет взрослые не рассказывают детям о том, с какими проблемами они сталкивались в их возрасте и как справлялись. Такие беседы могли бы научить ребёнка преодолевать трудности, не чувствовать себя одиноким. При этом родитель должен идти в ногу со временем. О чём он будет разговаривать со своим ребёнком, если не видел нового модного фильма, если не умеет включать компьютер? Не нужно ставить перед своим чадом сверхзадачи, но и занижать его самооценку не следует. Оценивайте по его возможностям и способностям. Подчёркивайте положительные стороны, но и указывайте на недостатки, помогайте их исправлять. Учитесь договариваться с ребёнком, особенно по поводу свободы и контроля. Не лицемерьте перед ним, не притворяйтесь, не жалуйтесь на жизнь.
Остановить у черты
В прошлом году в Белгородской области запустили проект «Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних».
«Участники проекта проводят лекции в школах и обучающие семинары для специалистов кабинетов кризисной помощи, разработали памятки для несовершеннолетних и их родителей, методические рекомендации для педагогов-психологов», – рассказывает уполномоченный по правам ребёнка в Белгородской области Галина Пятых.
По её словам, прошлогоднее анкетирование, охватившее более 20 тысяч подростков в возрасте 13–15 лет, позволило выявить группу риска, с которой теперь работают педагоги-психологи.
В Белгородской области есть суицидологическая служба. При выявлении признаков кризисного и суицидального поведения пациента врачи первичного звена направляют его на консультацию в Белгородскую областную психоневрологическую больницу (несовершеннолетних – с согласия родителей; подростки старше 15 лет дают согласие сами). Далее запускается механизм оказания помощи, в котором задействованы психиатр, суицидолог, психолог, психотерапевт и социальный работник.
Мнения
Крик о помощи
«В большинстве случаев попытки свести счёты с жизнью совершают психически нормальные подростки, оказавшиеся в сложной психологической ситуации, – говорит заведующая детским отделением областной психоневрологической больницы, главный внештатный детский психиатр области Юлия Туркова. – Чаще всего попытки носят демонстративно-шантажный характер. Это крик о помощи, крайний способ ребёнка привлечь к себе внимание».
![Юлия Туркова. Юлия Туркова.](/media/cache/20/e5/20e502b389640e55c7eab9d7b9826ccb.jpg)
Фото Наталии Козловой
Тем не менее все несовершеннолетние, у которых выявляют суицидальное поведение, обязательно направляются на консультацию врача-психиатра. При необходимости юных пациентов госпитализируют в стационар. Например, в областной психоневрологической больнице предусмотрены четыре кризисные койки.
В последние годы врачи наблюдают рост пограничных состояний (то есть психических расстройств) на невротическом уровне.
«Дети и подростки с имеющимися психологическими проблемами, такими как эмоционально-волевая неустойчивость, нарушение внимания, памяти, не могут справляться с постоянно увеличивающейся информационной нагрузкой, – говорит Юлия Туркова. – Такие состояния могут способствовать тому, что в кризисной ситуации ребёнок выберет добровольный уход из жизни как решение проблемы. При этом подростки недостаточно адекватно оценивают последствия своих суицидальных действий».
Самолечение недопустимо
С октября прошлого года в Белгороде и Старом Осколе работают кабинеты медико-социально-психологической помощи. Один из них расположен в диспансерном отделении областной психоневрологической больницы, где ведёт приём психиатр-суицидолог Лилия Цымбал.
За консультативно-лечебной и профилактической помощью к этому врачу белгородцев, в том числе и подростков, направляют участковые психиатры, специалисты подобных центров. Бывают и экстренные случаи – когда пациента госпитализируют в стационар в связи с попыткой суицида. Однако обратиться сюда за помощью можно и самостоятельно.
«Близкие, семья, друзья – это те люди, которые первыми должны бить тревогу, заметив в поведении подростка суицидальные наклонности, – уверяет Лилия Цымбал. – На практике бывает как раз наоборот: именно для родителей и ближайшего окружения попытка ребёнка наложить на себя руки становится неожиданным потрясением. А ведь в подавляющем числе случаев подросток так или иначе заявляет о своих намерениях».
Примечательно, что по просьбе родителей специализированную помощь оказывают анонимно.
«Бытует мнение, что обращение к врачу-психиатру ставит клеймо на дальнейшей судьбе. Это не так. Самолечение в кризисных ситуациях, способных привести к катастрофе, недопустимо», – подчёркивает суицидолог.
Телефоны доверия
В Белгородской области работает федеральный телефон доверия: +7 (800) 2000–122 (звонок бесплатный с любого номера), а также региональные телефоны: (4722) 34–09–71 и 23–10–43.