История одной семьи
Светлана Солонченко – педагог дополнительного образования. Работает в школе с одарёнными детьми, проводит с ними исследовательские и научные работы. Она мама двоих взрослых сыновей. Аспирант психологического факультета. А ещё она 15 лет была волонтёром в детских домах и гостевой и приёмной мамой для детей и подростков.
«Желание взять в семью ребёнка из детского дома у меня было с детства. Помню, когда произошло землетрясение в Армении, многие семьи брали детей к себе, и я удивлялась только одному: почему мы не берём? В юности я пришла в детский дом и попросилась там бесплатно помогать, хотя бы нянечкой. Мне не было ещё и 18 лет, родители не разрешили.
Потом я стала волонтёром проекта «Невидимые дети». Мы общались с подопечным мальчиком из Ленинградской области, я отправляла ему посылки, но реально помочь никак не могла. Звонит в слезах – посылку отобрали старшие. Что я могу сделать? Было тяжело, и я попросила девочку поближе. Мне прислали фото Насти, она жила в детском доме в Курске.
Написала ей письмо, а Настя в ответ прислала поздравление с днём рождения и толстую вязаную салфетку. Это меня тронуло до глубины души, и я сразу отправилась в Курск. Она стала моим первым ребёнком на гостевом режиме. Насте тогда было 10 лет, сейчас – 21. За 11 лет все каникулы она проводила с нами. Поступила на бюджет в БГТУ имени Шухова, переехала в Белгород, живёт вместе с парнем, и мы остаёмся очень близки».
Будьте готовы
«Потом был Слава. Чудесный парень, был очень рад помочь по дому, отзывчивый. Помню, как‑то на кухне, думая, что я не слышу, поучал моих сыновей: разговаривайте с мамой уважительно, не спорьте и не ругайтесь, а цените её. У Славы сложная история. Родственники были против его поездок в гости, поэтому общение пришлось прекратить.
Похожая история получилась с Артёмом: его отец был ограничен в правах, вышел из тюрьмы и забирать домой сына не мог, но возмущался, что его забирает неизвестная женщина. Тут уже руководство детдома решило, что лучше нам прекратить общение. У детей почти всегда есть родственники, обычно неблагополучные, и нужно быть готовым к тому, что придётся с ними контактировать, разговаривать по телефону.
С прекрасной девушкой Даной мы познакомились два года назад, когда я приезжала в Разуменский дом детства. Спустя время мой сын попал в больницу, а её положили на операцию. Дана меня узнала и сама подошла, когда я в коридоре тихонько плакала от жалости к сыну. Она сидела рядом и гладила меня по голове.
Наверное, именно тогда и началась наша дружба. Трогательно было наблюдать, как сын и Дана помогали друг другу в больнице. Сын контролировал, чтобы она не прогуливала уроки, она следила, чтобы сын не забывал мерить температуру. После выписки я решила оформить гостевой режим для неё. Недавно она сказала, что хотела бы познакомить со мной парня, с которым встречается. Значит, я что‑то значу в её жизни.
Но бывают и те, кто не очень хочет в семью. Таких ребят много. Им достаточно комфортно в детдоме: привычный режим, понятные отношения с окружающими, зачем что‑то менять?
Из таких ребят, как мне кажется, Максим. Ему было 15 лет, когда я стала его брать в гости. Его детский дом был расформирован, и мы решили, что лучше ему остаться у меня под опекой. Но думаю, он не переехал бы, если бы не эти обстоятельства.
Большинство ребят в детских домах – это довольно взрослые подростки. Сложные, интересные, с характером.
Им труднее всего найти семью. И им такой опыт особенно важен сейчас, на пороге взрослой жизни, когда пора думать о своей семье. Ребята не знают, что такое забота о другом, как выстраивать близкие доверительные отношения, как устроена семья».
Никого не обманывать
«Обязательно сразу выстроить границы, никого не обманывать. Я говорила ребятам, которые приезжали к нам в гости, что насовсем забрать их не смогу, чётко проговаривала, как часто они смогут приезжать, чем мы будем заниматься. И своё обещание ни разу не нарушила.
Дети из детского дома очень остро чувствуют ложь, нельзя врать им, юлить, выкручиваться, нужно говорить честно, глядя прямо в глаза. И когда ребёнок поверит и поймёт, вопросов о забрать насовсем не возникает.
У меня не было никаких особенных условий: я одна воспитываю двух сыновей, каждый день хожу на работу, мы живём в обычной квартире. Не было даже машины, чтобы возить ребят на каникулы и обратно. С Настей мы катались аж в Курск, и ничего.
Сыновья были позитивно настроены, но поначалу ревновали, делили территорию. Когда поняли, что это надолго, конечно, приняли Настю, зовут сестричкой. А меня Настя много лет никак не называла, избегала прямо обращаться ко мне, старалась переспросить или ответить через мальчишек. Это очень угнетало, но потом решили вопрос: Настю крестили, и теперь она называет меня крёстная.
Я не устраивала каких‑то специальных программ, не стремилась ребят всюду сводить, всё показать. Мы просто жили нашей обычной жизнью вместе. Я старалась их максимально социализировать: они за квартиру ходили платить, в магазины за продуктами и одеждой. Понимали, что сегодня мы покупаем вкусняшки, а завтра нет, потому что ждём зарплаты».
Не по распорядку
«В детском доме строгий распорядок дня, и ребята почти ничего сами не решают. Просыпаюсь я в воскресенье в семь утра. Захожу в комнату, а там кровать заправлена, Настя причёсана, сидит по струнке и руки на коленях. «Что делать?» – спрашивает. «А что ты хочешь делать?» – «Не знаю».
Каждый раз, когда я пробовала завести серьёзный разговор, она начинала плакать. А ещё – очень низкий потолок амбиций. Она, умная девочка, мечтала стать маляром-штукатуром и даже не мыслила, что способна на большее. Но в целом с Настей было легко. Она очень хотела быть в семье. Сама решала все проблемы с братьями, мне не понадобилось вклиниваться. Думаю, нам очень повезло.
Не всегда всё бывает гладко. У ребят бывает сложный характер, они могут не принимать правила дома, не знают норм совместного проживания. Потребуется немного терпения.
Самое главное в этом для ребят – жить с возможностью поспать столько, сколько хочется, с катанием на горке до замёрзшего носа, с возможностью брать из холодильника то, что хочется, с походом в магазин за продуктами, с уборкой в квартире. Не по правилам и распорядку, а жизнью среднестатистической семьи».
Зачем брать детей в гости
- Ребёнок видит образец семейных отношений, которых у него никогда не было.
- У ребёнка появляется человек, которому он небезразличен, который им интересуется, что‑то для него делает. Он учится любить сам.
- Ребёнок расширяет кругозор, видит, как многообразен и интересен мир.
- Учится обычной жизни в быту: готовить, убирать, платить, планировать свой день и жизнь самостоятельно.
- Он формирует свой характер и психику. Да, он переживает, когда возвращается в детдом после гостей. Но это формирует характер, он закаляется, выходит из своей безопасной капсулы. Польза от вашего общения больше, чем боль расставания.
- Вы дарите любовь – это большое счастье. Ребёнку нужно время, чтобы освоиться, открыться. Не стоит ждать благодарности или моментальной любви в ответ. Это нужно вам.
Как взять ребёнка на гостевой режим?
Шаг 1. Документы
Пакет минимальный: паспорт, медицинское заключение, справка об отсутствии судимости.
Шаг 2. Органы опеки
Здесь нужно написать заявление и сдать документы, после чего получить разрешение на то, чтобы взять ребёнка домой.
Шаг 3. Детский дом
После разговора с руководителем вам предложат познакомиться с подходящими ребятами.
Шаг 4. Семья
Проведите вместе выходные или каникулы.
Записала Ольга Алфёрова
Подробнее о гостевом режиме и некоторых детях, которые к нему готовы, «БелПресса» рассказывала в октябре. А «Белгородские известия» предлагают познакомиться с воспитанницами Прохоровского центра развития и социализации ребёнка, которые ищут семью.
Дарья, 14 лет
Кто самый спортивный в центре? Кто участвует во всех спортивных соревнованиях района и области? Кто всегда возвращается с победой? Конечно, это Дарья.
Она родилась в Старом Осколе. Мама девочки умерла год назад, и поэтому ребёнок попал в центр. Даша общительная, активная, инициативная, эрудированная, может высказать и обосновать свою точку зрения по разным вопросам. У неё много друзей, она быстро находит общий язык со взрослыми и детьми, в общении с окружающими избегает конфликтных ситуаций, прислушивается к мнению старших.
«Два года занималась женским футболом, сейчас хожу на спортивную гимнастику. Готовлю номер оригинального жанра на конкурс «Созвездие». В основе будет сюжет о том, как я из пацанки превратилась в девушку», – рассказывает воспитанница.
Она любит спорт, занимается баскетболом, карате, волейболом, плаванием, но и футбол не бросает, играет с мальчишками в роли нападающего.
«Хочу стать ветеринаром, по биологии у меня хорошие оценки, химию подтяну. Люблю животных и хочу открыть для них приют, – делится планами девочка. – И хочу полную семью, заботливых родителей, чтобы папа был спортивным и занимался со мной. А дома я бы завела кошку Мусю или кота Жору».
Алина, 13 лет
Алина родилась в Удмуртии в многодетной семье. Мама не смогла справиться с воспитанием девочки, и в годовалом возрасте ребёнок попал под опеку в замещающую семью. Но в связи с тяжёлой жизненной ситуацией опекуны от неё отказались.
Алина поступила в центр недавно, но уже показала себя достаточно инициативной, самостоятельной и ответственной. Сейчас она учится в музыкальной школе по классу баяна. Первый же урок вызвал у девочки бурю восторга, и теперь она посещает занятия с огромным удовольствием.
Алина любит лапту, играет в футбол, занималась четыре года конным спортом, увлекается танцами.
«Хочу стать автостилистом, заниматься стайлингом автомобиля, то есть менять его внешний вид, чтобы из «феррари», например, сделать «мустанг». Я люблю машины и разбираюсь в них, но пока не умею водить», – говорит девочка.
Самая главная мечта Алины – это вновь обрести так нужное ей тепло семьи, где её будут по‑настоящему любить и ждать.
«Мечтаю, что однажды меня заберут в семью и будут любить, как раньше. Чтобы родители были добрыми, душевными, чтобы я могла им всё рассказывать. Маму представляю доброй, красивой, умной, папа – такой же, только ещё спортивный. Вместе мы будем слушать музыку, гулять», – рассказывает Алина.
Наташа, 13 лет
Мама по состоянию здоровья не смогла самостоятельно заниматься её воспитанием, поэтому Наташа вместе со старшей сестрой Машей в 2009 году оказалась в этом центре. Наташа очень любит старшую сестру. Когда они разъезжаются на время в лагерь или санаторий, то скучают друг по другу и с нетерпением ждут встречи.
«Я хочу стать певицей, моя любимая исполнительница – Нюша», – признаётся Наташа.
Поэтому вот уже третий год она поёт в школьном хоре, с удовольствием выступает на концертах центра с вокальными номерами. Наташа – настоящая артистка: на представлениях выступает с самыми яркими номерами. Сейчас она учится в седьмом классе и имеет особые образовательные потребности, при этом стремится получать хорошие оценки в школе.
Наташа добрая, ласковая и отзывчивая. Если кого‑то поругали, успокоит и пожалеет. В свободное время любит гулять, играть на детской площадке, смотреть мультфильмы и познавательные передачи, лепить, рисовать, вязать крючком.
«Хочу хорошую семью, нежную маму. Дом с огородом, чтобы мы там работали, сажали огурцы, помидоры, картошку. А в саду у нас бы росли яблоки и виноград», – представляет девочка.
Наташе очень хотелось бы обрести добрых, понимающих родителей, которые полюбят не только её, но и старшую сестру Машу.
Маша, 15 лет
Мария открытая, общительная и, самое главное, очень ласковая девочка. Она всех близких ей людей встречает радостной улыбкой и тёплыми объятиями. Всегда готова прийти на помощь нуждающимся в ней.
Так же, как и младшая сестра Наташа, девочка попала в центр восемь лет назад. С самого первого дня Маша заботится о младшей сестрёнке. Хотя разница в возрасте у них и небольшая, Машу можно смело назвать старшей сестрой с большой буквы. Добрая и бескорыстная, она может поделиться даже последним.
Мария с удовольствием посещает праздничные богослужения в храме Святых апостолов Петра и Павла в Прохоровке, воскресную школу, поёт на клиросе и регулярно участвует в православных слётах молодёжи.
«Мне там хорошо», – говорит Маша о храме.
Девочка имеет особые образовательные потребности, оканчивает девятый класс гимназии.
«Я мечтаю учиться на повара-кондитера. Хочу вкусно готовить разные блюда, печь пироги и торты, ведь ими я смогу накормить всю свою семью», – делится мечтами Мария.
Её самое заветное желание – чтобы они с сестрой обрели дружную и счастливую семью.
Валерия, 15 лет
Всегда приходит на помощь сверстникам и с большой охотой выполняет поручения взрослых.
«Я люблю танцевать, хожу на вязание, занимаюсь бисероплетением», – рассказывает девочка о своих увлечениях.
У Леры золотые руки. В центре она живёт всего два года, а год назад стала лауреатом областного конкурса «Абилимпикс». В этом году Валерия в этом же конкурсе заняла третье место.
«За восемь часов я сплела из бисера букет фиалок. А в прошлом году на конкурсе вязала шапку», – вспоминает она.
У Валерии прекрасный слух, она поёт и играет на домре. В прошлом году заняла третье место в областном творческом конкурсе «Созвездие» в номинации «Вокал». Ни одно мероприятие в центре не обходится без её участия.
Окончив школу, Лера планирует учиться на повара или парикмахера.
«Полезное дело и в жизни пригодится. Я уже умею готовить борщ, супы и салаты», – признаётся Лера.
Но больше всего она мечтает о ласковых, заботливых и любящих родителях:
«Хочу счастливую семью, в которой никто не ссорится, все друг друга любят и доверяют. Добрые родители, чтобы я им была нужна. Возле дома – сад с вьющимися розами, за которыми я буду ухаживать».
Подготовила Анастасия Писаревская