С верой в сердце. Зачем жители алексеевской Афанасьевки прятали дома храмовые иконы
О возрождении местного храма и чудесном спасении икон рассказали отец Сергий и директор Афанасьевской школы Николай Сапелкин
-
Статья
-
Статья
Село Афанасьевка Алексеевского округа славится в первую очередь своими жителями, которые сумели сохранить уклад, обряды и песенные традиции российской глубинки. Фольклорный коллектив села – эталон культурного наследия юга России. Но ещё одна особенность афанасьевцев – их преданность православной вере.
На протяжении полувека они хранили храмовые иконы, которые вернули потом в возрождённый храм Святителя Василия Великого. Сама церковь уникальна своей историей, она охраняется государством как памятник архитектуры эпохи эклектики.
Строили 11 лет
Село Афанасьевка основали однодворцы в середине XVII века. По одной из версий, своё название поселение получило от первой деревянной церкви имени святого Афанасия Александрийского. В 1775 году в селе построили новую деревянную церковь – Васильевскую. Но в конце XIX века афанасьевцы решили возвести большой каменный храм, что стало настоящим событием не только для села, но и для всего уезда.
«Организатором постройки каменного храма стал житель села Фёдор Михайлович Ходыкин, – рассказывает Николай Сапелкин. – Приступили к строительству в 1894 году, а в 1905-м оно было завершено. За 11 лет работы для возведения стен толщиной в полтора метра, по моим подсчётам, сделали 1,2–1,3 млн кирпичей. Построено всё было качественно и добротно. Когда началась реконструкция храма, привлекли научный институт из Белгорода. Прорывали шурфы (искусственные вертикальные углубления в земле, дающие доступ к отметке ниже нижней плоскости (подошвы) фундамента – прим. ред.) внутри и снаружи и обнаружили, что фундамент уходит на глубину три метра, а в ширину два метра. И выложен кирпичик к кирпичику».
Есть ещё одна особенность у прихода села Афанасьевка. Престольный праздник здесь отмечают не один раз в году, а два. Во времена Александра III государство не помогало строить храмы. Поэтому возведение святыни ложилось на плечи людей. Таким образом, храм появился благодаря народу, построив его, люди заказали и иконостас.
«16 сентября, когда храм открыл свои двери для прихожан, жители села предложили: «Давайте будем отмечать этот день ежегодно!» 14 января – праздник святого Василия Великого, в честь которого и назван храм. Великому богослову посвящают 10 божественных литургий в году, и первая как раз 14 января. Так на общественном сходе и решили – пусть будет два престольных праздника: один в честь Василия Великого, а второй в честь нашей духовной работы», – говорит Николай Тимофеевич.
Гонения и возрождение
В годы советской власти церковь пытались разрушить, её осквернили.
«Великую Отечественную храм наш отстоял, но в 1947 году был закрыт. До 60-х там оборудовали склад, затем Дом культуры. Но местные жители спасли часть храмовых икон и хранили по домам», – вспоминает Николай Сапелкин.
В 1990-м местный житель Иван Шлыков стал писать во все инстанции, чтобы храм вернули верующим.
«В 2005 году церковь начали восстанавливать – подняли колокольню и свод, потратили на это полмиллиона кирпичей. 13 июля 2008 года храм Святителя Василия Великого вновь был освящён», – отмечает директор.
Самое трогательное событие, по мнению Николая Тимофеевича, это возвращение старинных икон. Сапелкин стал свидетелем их передачи и до сих пор не перестаёт восхищаться преданности селян:
«Это, конечно, невероятная история, – говорит он. – Несколько десятилетий хранить эти иконы по домам и верить в то, что будет куда вернуть, могут по‑настоящему верующие люди. Ведь иконы сами по себе уникальны – изготовлены в Санкт-Петербурге, написаны на пихтовой доске-пятидесятке с золотой чеканкой по периметру. Одна из них – Неопалимая купина – освящена на горе Афон».
До советского разрушения, по примерным подсчётам, иконостас афанасьевского храма вмещал 75 икон. К сожалению, сохранилась только 21, но даже это – чудо, учитывая, в каких условиях жителям села пришлось держать церковное имущество.
Уникальные иконы
Настоятель храма протоиерей Сергий Дащенко в Афанасьевке служит 17 лет. 15 из них – в отреставрированной церкви Святителя Василия Великого. В канун Рождества священник рассказывает о величии праздника, о его важности не только для православных, но и для всего мира:
«Праздник этот посвящён новой эпохе человечества – с рождением Христа большинство признали это событие началом другой эпохи. Так сложилось, что на Рождество Христово традиционно в храмах проводят ночные богослужения: Всенощное бдение, а утром – Божественную литургию. В нашем храме мы совершаем ночью литургию. Собираемся приходом, разговляемся и встречаем Рождество».
Отец Сергий показывает старинные иконы, которым уже более 100 лет:
«Икону Спасителя новоафонского стиля отреставрировали в меру сил, и теперь она занимает своё место в храме. А вот икона Богоявления, она же Крещения Господня. Эти святыни сохранили люди, живущие в нашем селе. Уникальна икона святых Константина и Елены. Константин первый дал христианской вере легитимный статус и сам принял крещение, потому признан равноапостольным. Есть икона Спасителя Вседержителя».
Лики со старинных икон смотрят на прихожан, будто радуясь, что вера в селе пережила тяжёлые испытания. Отец Сергий проводит экскурсию по храму и рассказывает об особенностях прихода:
«Когда я сюда пришёл, здесь приход уже был. Мне не нужно было собирать прихожан, как обычно это происходит после открытия нового храма».
Я интересуюсь, в чём отличие этого прихода от других.
«Сельские приходы одинаковые, это служба по выходным и праздничным дням, – замечает священник. – В будние дни в храме служб нет, потому что у людей нет такого количества времени, чтобы каждый день посещать церковь. Некому петь, читать, не с кем просто службу вести. Поэтому у нас храм выходного дня, можно сказать. Сейчас мы нуждаемся в ремонте. Всё время пытаемся восстановить храм понемногу. Прилагаем все силы, чтобы службы продолжались».
Алексей Стопичев