Крепость Господня. Почему корочанский сельский храм так и не стал клубом
«Белгородские известия» рассказывают о деревянном Ильинском храме в селе Самойловка
-
Статья
-
Статья
Всё в облике сельского храма скромно и мило, и тем невероятнее кажется сила, с которой он хранит память о патриархальном прошлом. Но при этом он всегда окружён тайной, постичь которую дано не каждому.
Ильинский храм одновременно скромный и величественный, когда‑то попранный и возрождённый. Он и символ нашей земли, и её обыденность, в которой много событий переплелось, но все они не единожды подтверждали, что только вера была и остаётся главным источником нашего духа.
Перст Божий
Старожилы Самойловки передают из уст в уста историю о том, как в середине XIX века их предки задумали поставить церковь. Место выбрали, как им казалось, подходящее – на красивом холме в хуторе Должике. Водрузили на нём крест, освятили. А утром обнаружили его на своей земле жители слободы Самойловки, куда меньшей по числу дворов (было в ней их на тот момент 27, а в хуторе – 31 и почти в два раза больше жителей). Вернули крест на прежнее место, а на следующий день история чудесным образом повторилась. Не стали селяне больше испытывать судьбу и поставили храм там, где указал перст Божий.
Возводили его, как водится, всем миром и с той особой основательностью, которая всегда отличала корочанцев.
«Построен храм Пророка Божия Илии в 1858 году из морёного дуба окрестных лесов на пожертвования прихожан и богатых купцов», – гласят краеведческие документы.
Технология заготовки морёного дуба сложна. Сначала для прочности древесины на протяжении долгих лет ствол подвергался сложным химическим реакциям в воде – на затопленные в реке деревья сверху накидывали глинистый ил. Потом древесина несколько лет сушилась в естественных условиях. Зная весь этот сложный процесс, занимавший не одно столетие, сейчас трудно предположить, когда именно селяне задумали возвести храм. Однако есть версия и о том, что в реках, интенсивно подмывавших леса, в XIX веке скопилось много деревьев, которые и применяли при строительстве храма.
Так или иначе, но в том, что в Самойловке использовались именно морёные брёвна полуметрового диаметра, сомнений нет. Стоит лишь взглянуть на фотографии храма до ремонта: на древесине графитного цвета видно лёгкое посеребрение – типичный признак такой обработки материала. Для работы селяне наняли плотников-старателей, которые работали только топорами и пилы не использовали, за что прозвали их рубленниками. Освятили храм в 1864 году под именем пророка Божия Илии, которое переводится как «крепость Господня». Об этом гласит надпись на кресте, чудом уцелевшем во время исторических потрясений XX века.
Нетипичная классика
Храм построен без колокольни по принципу «восьмерик на четверике», увенчан двухъярусной маковицей с куполом и крестом. Три его входа украшены крыльцами с изящными столбиками и арочными проёмами. Необычные арки венчают и навес перед главным входом, придавая храму совершенно уникальный вид: ничего похожего ни в нашей области, ни в других местах не встречали.
«Подобных построек не припоминаю», – подтвердил наши впечатления московский архитектор, член Союза дизайнеров России Дмитрий Шумидуб.
Он предполагает, что здание храма, вероятнее всего, в какой‑то момент было изменено относительно изначального облика.
«Наверняка была резьба по дереву, какие‑то украшения. Допускаю также, что нынешний облик храма представляет собой квинтэссенцию понятий о прекрасном у того настоятеля, который занимался восстановлением».
Молитва сквозь слёзы
Самые ранние доступные снимки храма датируются 2000-ми, но сохранились документы, рассказывающие о его истории с начала XX века.
«По состоянию на 1909 год в Самойловке имеется деревянная Ильинская церковь, земли под ней 33 десятины усадебной и 33 полевой… Священник – Димитрий Тимофеевич Попов, псаломщик – Андрей Иванович Шумов», – упоминает курский краевед Василий Потапов.
В 1915 году в докладе Курской епархии о состоянии дел в храмах Корочанского уезда говорилось, что в них (в том числе самойловском) «церковные документы ведутся исправно. Священнослужители, как совершители богослужения, все обладают всеми нужными для сего качествами природными. Исполняют свои обязанности примерно, рачительно. Проповедь и пастырская деятельность в связи с задачами военного времени течёт правильно…»
Неспешное течение жизни закончилось в 1918 году, когда особым декретом большевики отделили церковь от государства. Несколько лет власти допускали нестрогое исполнение закона и храмы полулегально, но действовали. Но в 1929-м антирелигиозная пропаганда приняла по‑настоящему истребительский характер. Ильинская церковь закрылась в 30-е годы. Но настоятель иерей Владимир Смиренский продолжал крестить детей и отпевать покойников.
Трагическую судьбу священнослужителя когда‑то описала дочь церковного старосты Трофима – Анна Балабанова:
«Во время фашистской оккупации службу в храме возобновили. Однажды во время литургии в храм вошли немцы и приказали молиться во имя победы Германии над Россией. Отец Владимир долго отказывался, но под дулами автоматов ему пришлось это сделать. В моей детской памяти ярко запечатлелось лицо священника с льющимися из глаз слезами. Он читал молитву и плакал. С приходом Красной армии в наше село отцу Владимиру пришлось бы ответить за свой поступок. Но расстрелять его не успели – он умер прямо на пороге храма. Похоронен батюшка у южной стены алтаря храма».
Официальная дата смерти настоятеля Владимира – 1948 год. Известно, что в этом году в Новослободском сельсовете был закрыт лицевой счёт на священника Владимира Смиренского (1885 года рождения), на могильном кресте также указана эта дата.
Очередные нападки на памятник религиозной культуры пришлись на хрущёвские времена. В 1961 году под предлогом, что в церкви спекулируют свечами, храм закрыли и организовали в нём клуб. Даже кинобудку завезли, но местные жители развлекаться в святое место не приходили. Потом, как часто случалось, превратили церковь в зернохранилище.
Стоит добавить, что селяне в большинстве своём никогда не разделяли «линию партии» в отношении церкви. Оттого, вероятно, и не разобрали храм по брёвнышку для своих нужд. Хотя такая возможность была. И ко всем священнослужителям – их в Самойловке сменилось немало – всегда относились с должным почтением.
Лица и лики
Лишь в конце 1990-х началось восстановление церкви – во многом благодаря хлопотам директора Самойловской школы Василия Виноходова. Силами художника-самоучки Владимира Белашова у многих селян появились живописные портреты, которые Владимир Иванович с удовольствием дарил землякам, а в Ильинском храме – более 20 икон, написанных мастером.
К сожалению, не так сильно повезло строению, нераздельно связанному с храмом, – добротная некогда церковно-приходская школа, служившая просвещению местной детворы с начала XX века до Великой Отечественной войны, стоит неподалёку, заброшенная и унылая. А если взглянуть прагматично: идеальный объект сельского туризма – храм и церковно-приходская школа. Будем верить, что не канет в лету старинная постройка. История этого места обязывает верить и надеяться на лучшее.
При подготовке статьи использовались исследования директора историко-краеведческого корочанского музея Натальи Дубининой и учителя Новослободской школы Елены Цуркиной. Редакция благодарит за помощь в подготовке материала настоятеля храма Пророка Божия Илии иерея Павла Линника
Ольга Бондарева