Крепость Господня. Почему корочанский сельский храм так и не стал клубом
«Белгородские известия» рассказывают о деревянном Ильинском храме в селе Самойловка
![Крепость Господня. Почему корочанский сельский храм так и не стал клубом Крепость Господня. Почему корочанский сельский храм так и не стал клубом](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/8d/a5/8da51cf9-f71f-4266-a3e5-291572a36962/zv_9937.jpg__750x415_q75_crop-True_subject_location-420%2C392_subsampling-2_upscale.jpg)
-
Статья
-
Статья
Всё в облике сельского храма скромно и мило, и тем невероятнее кажется сила, с которой он хранит память о патриархальном прошлом. Но при этом он всегда окружён тайной, постичь которую дано не каждому.
Ильинский храм одновременно скромный и величественный, когда‑то попранный и возрождённый. Он и символ нашей земли, и её обыденность, в которой много событий переплелось, но все они не единожды подтверждали, что только вера была и остаётся главным источником нашего духа.
Перст Божий
Старожилы Самойловки передают из уст в уста историю о том, как в середине XIX века их предки задумали поставить церковь. Место выбрали, как им казалось, подходящее – на красивом холме в хуторе Должике. Водрузили на нём крест, освятили. А утром обнаружили его на своей земле жители слободы Самойловки, куда меньшей по числу дворов (было в ней их на тот момент 27, а в хуторе – 31 и почти в два раза больше жителей). Вернули крест на прежнее место, а на следующий день история чудесным образом повторилась. Не стали селяне больше испытывать судьбу и поставили храм там, где указал перст Божий.
Возводили его, как водится, всем миром и с той особой основательностью, которая всегда отличала корочанцев.
«Построен храм Пророка Божия Илии в 1858 году из морёного дуба окрестных лесов на пожертвования прихожан и богатых купцов», – гласят краеведческие документы.
![Фото: Вадим Заблоцкий Крепость Господня. Почему корочанский сельский храм так и не стал клубом - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/62/39/62399ce6-b58a-4581-aa32-42594e55f685/zv_9927.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Технология заготовки морёного дуба сложна. Сначала для прочности древесины на протяжении долгих лет ствол подвергался сложным химическим реакциям в воде – на затопленные в реке деревья сверху накидывали глинистый ил. Потом древесина несколько лет сушилась в естественных условиях. Зная весь этот сложный процесс, занимавший не одно столетие, сейчас трудно предположить, когда именно селяне задумали возвести храм. Однако есть версия и о том, что в реках, интенсивно подмывавших леса, в XIX веке скопилось много деревьев, которые и применяли при строительстве храма.
Так или иначе, но в том, что в Самойловке использовались именно морёные брёвна полуметрового диаметра, сомнений нет. Стоит лишь взглянуть на фотографии храма до ремонта: на древесине графитного цвета видно лёгкое посеребрение – типичный признак такой обработки материала. Для работы селяне наняли плотников-старателей, которые работали только топорами и пилы не использовали, за что прозвали их рубленниками. Освятили храм в 1864 году под именем пророка Божия Илии, которое переводится как «крепость Господня». Об этом гласит надпись на кресте, чудом уцелевшем во время исторических потрясений XX века.
![Фото: Вадим Заблоцкий Крепость Господня. Почему корочанский сельский храм так и не стал клубом - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/1e/2a/1e2a66b9-13cf-405c-aeab-a8bd6b82ca7b/zv_9930.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Нетипичная классика
Храм построен без колокольни по принципу «восьмерик на четверике», увенчан двухъярусной маковицей с куполом и крестом. Три его входа украшены крыльцами с изящными столбиками и арочными проёмами. Необычные арки венчают и навес перед главным входом, придавая храму совершенно уникальный вид: ничего похожего ни в нашей области, ни в других местах не встречали.
«Подобных построек не припоминаю», – подтвердил наши впечатления московский архитектор, член Союза дизайнеров России Дмитрий Шумидуб.
Он предполагает, что здание храма, вероятнее всего, в какой‑то момент было изменено относительно изначального облика.
«Наверняка была резьба по дереву, какие‑то украшения. Допускаю также, что нынешний облик храма представляет собой квинтэссенцию понятий о прекрасном у того настоятеля, который занимался восстановлением».
![Фото: Вадим Заблоцкий Крепость Господня. Почему корочанский сельский храм так и не стал клубом - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/a0/ae/a0ae2346-726d-4043-8ab4-ce40fa732e04/zv_9943.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Молитва сквозь слёзы
Самые ранние доступные снимки храма датируются 2000-ми, но сохранились документы, рассказывающие о его истории с начала XX века.
«По состоянию на 1909 год в Самойловке имеется деревянная Ильинская церковь, земли под ней 33 десятины усадебной и 33 полевой… Священник – Димитрий Тимофеевич Попов, псаломщик – Андрей Иванович Шумов», – упоминает курский краевед Василий Потапов.
В 1915 году в докладе Курской епархии о состоянии дел в храмах Корочанского уезда говорилось, что в них (в том числе самойловском) «церковные документы ведутся исправно. Священнослужители, как совершители богослужения, все обладают всеми нужными для сего качествами природными. Исполняют свои обязанности примерно, рачительно. Проповедь и пастырская деятельность в связи с задачами военного времени течёт правильно…»
![Фото: Вадим Заблоцкий Крепость Господня. Почему корочанский сельский храм так и не стал клубом - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/6d/82/6d82c7ca-91cf-463a-80cd-d7269981a084/zv_9933.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Неспешное течение жизни закончилось в 1918 году, когда особым декретом большевики отделили церковь от государства. Несколько лет власти допускали нестрогое исполнение закона и храмы полулегально, но действовали. Но в 1929-м антирелигиозная пропаганда приняла по‑настоящему истребительский характер. Ильинская церковь закрылась в 30-е годы. Но настоятель иерей Владимир Смиренский продолжал крестить детей и отпевать покойников.
Трагическую судьбу священнослужителя когда‑то описала дочь церковного старосты Трофима – Анна Балабанова:
«Во время фашистской оккупации службу в храме возобновили. Однажды во время литургии в храм вошли немцы и приказали молиться во имя победы Германии над Россией. Отец Владимир долго отказывался, но под дулами автоматов ему пришлось это сделать. В моей детской памяти ярко запечатлелось лицо священника с льющимися из глаз слезами. Он читал молитву и плакал. С приходом Красной армии в наше село отцу Владимиру пришлось бы ответить за свой поступок. Но расстрелять его не успели – он умер прямо на пороге храма. Похоронен батюшка у южной стены алтаря храма».
![Фото: Вадим Заблоцкий Крепость Господня. Почему корочанский сельский храм так и не стал клубом - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/ee/32/ee32d4a2-6494-403a-baa7-a28ce57f7c5c/zv_9940.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Официальная дата смерти настоятеля Владимира – 1948 год. Известно, что в этом году в Новослободском сельсовете был закрыт лицевой счёт на священника Владимира Смиренского (1885 года рождения), на могильном кресте также указана эта дата.
Очередные нападки на памятник религиозной культуры пришлись на хрущёвские времена. В 1961 году под предлогом, что в церкви спекулируют свечами, храм закрыли и организовали в нём клуб. Даже кинобудку завезли, но местные жители развлекаться в святое место не приходили. Потом, как часто случалось, превратили церковь в зернохранилище.
Стоит добавить, что селяне в большинстве своём никогда не разделяли «линию партии» в отношении церкви. Оттого, вероятно, и не разобрали храм по брёвнышку для своих нужд. Хотя такая возможность была. И ко всем священнослужителям – их в Самойловке сменилось немало – всегда относились с должным почтением.
![Фото: Вадим Заблоцкий Крепость Господня. Почему корочанский сельский храм так и не стал клубом - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/d2/ae/d2ae7d9f-1687-431d-ac1f-ffd14330a2c6/zv_9904.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Лица и лики
Лишь в конце 1990-х началось восстановление церкви – во многом благодаря хлопотам директора Самойловской школы Василия Виноходова. Силами художника-самоучки Владимира Белашова у многих селян появились живописные портреты, которые Владимир Иванович с удовольствием дарил землякам, а в Ильинском храме – более 20 икон, написанных мастером.
К сожалению, не так сильно повезло строению, нераздельно связанному с храмом, – добротная некогда церковно-приходская школа, служившая просвещению местной детворы с начала XX века до Великой Отечественной войны, стоит неподалёку, заброшенная и унылая. А если взглянуть прагматично: идеальный объект сельского туризма – храм и церковно-приходская школа. Будем верить, что не канет в лету старинная постройка. История этого места обязывает верить и надеяться на лучшее.
При подготовке статьи использовались исследования директора историко-краеведческого корочанского музея Натальи Дубининой и учителя Новослободской школы Елены Цуркиной. Редакция благодарит за помощь в подготовке материала настоятеля храма Пророка Божия Илии иерея Павла Линника
Ольга Бондарева