Просто любить… Почему священники братья Качаловы из Ракитного сочиняют и поют песни
О своём творческом пути священнослужители рассказали «Белгородским известиям»
-
Статья
-
Статья
Калужская область. Оптина Пустынь. 2008 год. Возле монастыря два 40-летних священнослужителя спрашивают, как найти старцев (духовных наставников), чтобы получить благословение. Священники, приехавшие в монастырь, похожи друг на друга как две капли воды. И неудивительно – это братья-близнецы Константин и Вадим Качаловы.
На вопрос монахов, зачем братьям старцы, священники скромно отвечают, что начали писать песни и теперь хотят узнать, что с этим делать. Монахи пожимают плечами и отправляют их в монастырь, искать отца Илиодора. Так начался удивительный путь дуэта «БраТцы» двух белгородских священников.
Рок-н-ролл
Константин и Вадим Качаловы родились в посёлке Ракитное в 1968 году. Папа работал мастером дорожного управления, мама – директором библиотеки. Оба родителя – люди неверующие, потому мальчишек даже не крестили. Да и сами ребята поначалу о религии не задумывались. Играли в футбол, хоккей, занимались музыкой.
«Мы ходили на домру, – улыбается отец Константин. – И не очень любили это дело. Придём, бывало, возьмёмся за ручку двери, решим, что закрыто – и домой. А учительница звонит маме и спрашивает, почему на занятия не пришли».
«А потом преподаватель наша одну ошибку сделала, – подхватывает отец Вадим. – Она нас завела в класс, где стояли барабаны, гитара, бас-гитара. И всё! После этого мы бросили домру, ушли в подвал и начали играть рок-н-ролл».
Два священника в рясах выходят на сцену и берут гитары. Садятся на стулья перед микрофонами. Один из них трогает струны – и на сцене начинается настоящее чудо.
«Нам Господь заповедал две заповеди исполнить», – запевает отец Вадим.
Зал замирает. Гитара и бас-гитара создают чарующую музыку, а голоса братьев, переплетаясь, дополняют друг друга обертонами. Когда плавная мелодия вдруг переходит в рок, бас-гитара врывается в общую картину резкими ритмичными нотами. И так раз за разом, песня за песней. Пока братья-священники на сцене, зал не отпускает напряжение.
Отец Вадим и отец Константин поют о Боге, любви, сострадании, правде и чести. И каждая строчка их песен вызывает в душе отклик. А глаза священников, чуть грустные и всё понимающие, с любовью смотрят в зал.
Не боялись ни сцены, ни телевизора
Путь Константина и Вадима к Богу был непрост и тернист. Но при этом, будто вся жизнь вела их именно к сцене и… к Богу. В школе братья выступали в самодеятельности, а в 1982 году даже попали на федеральное телевидение:
«Сцены мы не боялись совсем, как и телевидения. В 1982 году была такая программа «Здоровье». А у нас была врач, Герой Социалистического Труда Лилия Ивановна Дьячкова. И когда про неё приехали снимать передачу, спросили, есть ли интересные пациенты. Врач тут же ответила: «О, это Качаловы!» И нас приезжали снимать».
С 1986 по 1988 год братья отслужили в армии, вернулись старшими сержантами запаса. Так как увлекались музыкой, поступили в Орловский институт культуры. И всё так же оставались некрещёными.
«Из верующих в нашей семье никого не было, кроме бабушки по отцу. Наталья Ивановна у отца Серафима Тяпочкина 20 лет на клиросе пела. Она всегда просила маму окрестить нас. Мама отказывалась. А мы тянулись к Богу. На Пасху ходили в Троицкий храм, который был напротив нашего общежития в Орле», – рассказывает отец Константин.
«Когда у нас, как у музыкантов, брали автографы, мы всегда писали: «Храни вас Господь! Помоги Господь!» В 1992 году окончательно решили креститься. Родителям не сказали, но мама вдруг предложила: «Есть священник хороший. Хотите креститься?» 9 мая 1992 года мы крестились», – вспоминает отец Вадим.
Знамение
Одно время работали на телевидении в Орле, потом приехали домой, в Ракитное.
«Вернулись мы под звон пасхальных колоколов. Тогда ещё не собирались священниками становиться. Но, видно, бабушка нас отмолила, и мы пришли в итоге к вере. Стали ходить в храм. Пели и читали на клиросе. В музее работали, занимались краеведением. Когда стали верующими, успокоили жизнь свою», – рассказывает отец Константин.
«До этого был случай. Почувствовали, что прежняя жизнь не для нас, а как дальше быть – не знаем. И на службе в храме я про себя сказал: «Господи, вот что сейчас ты скажешь через священника, то ты сказал для нас с братом! Я верю в это непреложно, потому что не знаю, как дальше жить!» Священник читает: «Шёл Господь мимо галилейского озера, увидел двух братьев – Петра и Андрея – и сказал им: «Идите за мной, я сделаю вас ловцами человеков. Потом увидел Иакова и Иоанна, двух братьев, и сказал им то же самое». Вышли из храма, я и говорю Константину: «Мы будем священниками!» – говорит отец Вадим.
«И ещё одно знамение было, – вспоминает отец Константин. – Привезли мы крест на могилу отца Серафима Тяпочкина. А его духовное чадо – жена известного писателя Геннадия Снегирёва Татьяна – подарила нам фото отца Серафима и говорит: «Кому я эти фото дарю – все священниками становятся!»
«Тут владыка Иоанн приехал, это было в 1996 году. Наш священник говорит: вот, мол, братья, институт культуры окончили, поют на клиросе, помогают в богослужении, ходят в воскресную школу. Владыка отвечает: «Готовь их в священники!» Мы обалдели. А через три месяца нас рукоположили в сан», – вспоминает отец Вадим.
«Самое интересное, что по рождению я старший, а по хиротонии – отец Вадим, – улыбается отец Константин. – Его первого рукоположили. Теперь по возрасту старший я, а по вере он».
К старцам
С 1996 года отец Константин и отец Вадим забросили музыку. Отец Константин служит в храме посёлка Октябрьский, отец Вадим – в сёлах Колотиловка и Вязовое Краснояружского района. А в 2008 году вдруг один брат написал акафист (православное хвалебное песнопение), а отец Вадим – песню.
«Мы испугались! – вспоминает старший брат. – Не писали ничего столько лет – и тут на тебе! Нам сказали, что нужно ехать к старцам, чтобы испросить благословения. Мы поехали в монастырь Оптина Пустынь к старцу отцу Илие. Приехали туда, заходим в ворота и рассказываем монахам о цели визита. А они смеются и говорят: «Это вам к отцу Илиодору. Идите, вы его узнаете».
В итоге старцы Илиодор и Илий очень тепло встретили священников и благословили на творчество.
«Пишите песни – это Господь даёт талант!» – сказал отец Илиодор.
«Это миссионерство! Нужное дело. Но служба превыше всего», – добавил старец Илий.
С тех пор братья пишут и исполняют свои песни. У них уже вышло три альбома, сейчас работают над четвёртым. Но если концерт выпадает на время службы – он отменяется. Так и занимаются священники-братья и богослужением и миссионерством, ездят с концертами по стране. Выходят на сцену в рясах, с крестами и начинают петь. О любви к Господу, вере, жизни с правдой. И каждый текст – как наставление и молитва в стихах:
«Не гоняйся, дружок,
за богатством земным,
Невелик жизни срок,
не гоняйся за ним…
Что блестит на земле,
тускло на небесах,
Дорогá нищета наша
в Божьих очах.»
Вместо послесловия
Когда я встретился с этими невероятными людьми лично и побывал на их концерте, ещё несколько дней находился под впечатлением. Сразу несколько песен добавил в свой плейлист. Впрочем, вместо тысяч рассказов о братьях-священниках лучше один раз послушать их песни. И тогда вы тоже пополните ряды их фанатов, как это случилось со мной.
Алексей Стопичев