Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
27 августа 2023,  18:34

Две недели интенсива. Чему в Белгороде учатся молодые музыканты из других регионов страны

«БелПресса» побывала на репетиции нового Южнорусского молодёжного симфонического оркестра и узнала, где в ближайшее время пройдут его первые концерты

Две недели интенсива. Чему в Белгороде учатся молодые музыканты из других регионов страныФото: Павел Колядин
  • Статья
  • Статья

С 21 августа в Белгородской филармонии началась первая образовательная сессия «Симфонической академии для молодых музыкантов России и Донбасса». Масштабный творческий проект автономной некоммерческой организации «Комитет развития спортивных и творческих индустрий» получил поддержку Президентского фонда культурных инициатив.

Цель проекта – обозначить на карте страны новую точку роста для молодых музыкантов через взаимодействие с профессиональным симфоническим оркестром, дирижёрами и опытными артистами. Такой площадкой стала филармония Белгорода. Здесь уже сформировали Южнорусский молодёжный симфонический оркестр. Его первые концерты состоятся в регионе уже в начале сентября. 

Попасть в «Симфоническую академию»

Отбор в «Симфоническую академию» стартовал этой весной. В неё, а, соответственно, и в новый коллектив, вошли 57 молодых музыкантов из Донецка, Луганска, Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Пензы, Белгорода, Губкина, Старого Оскола и других городов страны. Управляющая – лектор-музыковед и маркетолог филармонии Любовь Безрукова – поясняет, что именно столько человек нужно симфоническому оркестру, чтобы исполнять произведения классического репертуара.

 

Две недели интенсива. Чему в Белгороде учатся молодые музыканты из других регионов страны - Изображение Фото: Павел Колядин

 

В двухнедельной программе первой (всего их будет две) образовательной сессии – каждодневные общие оркестровые, групповые и индивидуальные репетиции, творческие лаборатории, мастер-классы. К проекту присоединились как концертмейстеры и артисты симфонического оркестра филармонии, так и приглашённые музыканты: концертмейстеры Национального филармонического оркестра России Кирилл Солдатов (труба), Андрей Михайловский (кларнет), Сергей Журавель (флейта), концертмейстер Государственного академического симфонического оркестра России им. Светланова Сергей Гиршенко (скрипка). 

В состав оркестра вошли студенты творческих ссузов и вузов и уже работающие в музыкальных коллективах артисты. Всем им меньше 35 лет. Это было одним из ограничений при отборе в академию. 

«Думаю, что здесь возраст имеет значение. Потому что у тех, кому только 18 лет, ещё нет такого опыта работы, и они словно тянутся за тем, кто более опытен. Когда музыкант старше, у него за плечами не один оркестр, не один дирижёр и не одна программа. Это довольно большой объём исполнительского репертуара, который в руках, в губах у духовиков особенно. И вот более молодые музыканты – по ним видно – вслушиваются в интонации своих старших коллег и пытаются чему‑то у них научиться», – рассказывает Безрукова.

Две недели интенсива. Чему в Белгороде учатся молодые музыканты из других регионов страны - Изображение Фото: Павел Колядин

 

По её словам, график занятий составили так, чтобы у музыкантов оставалось много времени на индивидуальные репетиции. 

«Так как мы собрали в одном коллективе людей с совершенно разным уровнем подготовки, им намного проще и увереннее себя ощущать, когда есть возможность позаниматься и подготовиться», – добавляет она.

Сейчас с молодёжным оркестром работают два дирижёра: Дмитрий Филатов из Уральского молодёжного симфонического оркестра и симфонического оркестра филармонии и Михаил Илющенко из Донецкого академического симфонического оркестра им. Сергея Прокофьева.

 

Две недели интенсива. Чему в Белгороде учатся молодые музыканты из других регионов страны - Изображение Фото: Павел Колядин

«Мы целенаправленно не выбираем главного дирижёра или второго дирижёра, потому что здесь у нас нет жёсткой и чёткой иерархии, которая характерна для классических симфонических оркестров, – отмечает Безрукова. – Под Южнорусским молодёжным симфоническим оркестром мы подразумеваем коллектив, который объединяется по интересам, по возможностям исполнения не только географически. К нам могут присоединяться и музыканты из других регионов, и другие дирижёры. Будем очень рады, если кто‑то из дирижёров предложит свою программу с нами поиграть. Мы не искали возможности работать только с одним закреплённым дирижёром, а хотели создать коллектив гибкий, всем интересующийся».

Две недели интенсива. Чему в Белгороде учатся молодые музыканты из других регионов страны - Изображение Фото: Павел Колядин

Погрузились в творческую среду

Михаил Илющенко говорит, что в последнее время число симфонических оркестров, состоящих только из молодых музыкантов, в стране растёт, как и интерес публики к их творчеству. В качестве примера он приводит первый Фестиваль юношеских оркестров, прошедший буквально на прошлой неделе в столичном парке «Зарядье». Поэтому на предложение поработать с новым коллективом в Белгороде Илющенко согласился сразу. С прошлого года он сотрудничает с Донецким симфоническим оркестром в качестве дирижёра. 

«Мы, дирижёры, и я в частности, (Михаил учится в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Римского-Корсакова – прим. авт.) всегда учимся, встречаясь с новыми людьми, – рассказывает он о сотрудничестве со сформированным оркестром. – На первых репетициях дирижёр привыкает к оркестру, и оркестр привыкает к дирижёру. Всегда так бывает, потому что разные руки, разные жесты, разная дирижёрская техника у всех».

Две недели интенсива. Чему в Белгороде учатся молодые музыканты из других регионов страны - Изображение Фото: Павел Колядин

 

По его словам, двухнедельная сессия станет хорошей школой для молодых исполнителей. 

«Есть несколько человек в молодёжном составе, которые уже опытные оркестранты. А для многих здесь абсолютно новые условия работы – в оркестре, – и каждый из них понимает свои слабые стороны, в этом тоже есть свой плюс. У нас получились такие две недели интенсива, как при изучении иностранных языков, когда человека погружают в среду, и он разговаривает только на этом языке», – объясняет Илющенко. 

После образовательной сессии Михаил вернётся к репетициям с Донецким симфоническим оркестром. У коллектива запланированы гастроли по регионам страны. 

«У нас на данный момент почти полностью восстановился состав, чему мы очень рады, потому что оркестр очень пострадал, когда объявили мобилизацию в республике. Сейчас мы ожидаем возвращения ещё нескольких человек. У нас концерты не проводятся, и единственная возможность выйти на сцену – это гастрольная деятельность. Но главное, чтобы состав оркестра был полным. Тогда можно будет играть серьёзную симфоническую музыку, над чем‑то работать, развиваться», – продолжает Михаил.

Две недели интенсива. Чему в Белгороде учатся молодые музыканты из других регионов страны - Изображение Фото: Павел Колядин

Учиться, учиться и ещё раз учиться

В перерыве знакомимся с участниками сессии, музыкантами Южнорусского молодёжного симфонического оркестра. 
Арфистка Анастасия Русанова приехала из Донецка. Она 7 лет работает в Донецком симфоническом академическом оркестре им. Сергея Прокофьева. 

«Так сложилось, что я одна арфистка на весь Донбасс. Хотя раньше нас было трое в Донецке: одной артистки не стало, другая, мой педагог, вынуждена была переехать», – делится она. 

Узнав о новом проекте, Анастасия решила к нему присоединиться. 

«Такая творческая академия – это то, что интересно для любого музыканта, который хочет развиваться, потому что никогда нельзя бросать учиться, это надо делать всю жизнь, – считает девушка. – Мои педагоги уже со званиями заслуженных артистов всегда, когда куда‑то приезжают с концертами, сразу подходят к своим коллегам, к дирижёрам, чтобы пообщаться, перенять или поделиться опытом. Артисты между собой должны общаться. А здесь вообще интересно получилось: задействованы студенты из ссузов и вузов, те, кто уже работает. Наше общение полезно всем».

Две недели интенсива. Чему в Белгороде учатся молодые музыканты из других регионов страны - Изображение Фото: Павел Колядин

 

В Белгороде Русанова познакомилась со своей коллегой по инструменту и наставницей – артисткой симфонического оркестра филармонии Инной Макаренко

«У Инны Васильевны большой опыт. Она переиграла, наверное, весь арфовый репертуар. Я с ней занимаюсь в роли ученицы. Спасибо ей большое и низкий поклон за это. Она отвечает на все мои вопросы. На концерте у меня будет сольная партия фрагмента из балета «Щелкунчик» Чайковского, и я буду с ней советоваться. Потому что я играла так, как играла, а она, возможно, поможет что‑то новое открыть», – признаётся арфистка.

По словам Анастасии, три будущих концерта для неё – это в первую очередь радость от встречи с публикой в зале. С февраля прошлого года в Донецке приостановили культурно-массовые мероприятия с очным присутствием зрителей. Из‑за непрекращающихся обстрелов концерты в Донецкой филармонии – это повышенный риск и для слушателей, и для музыкантов.

 

Две недели интенсива. Чему в Белгороде учатся молодые музыканты из других регионов страны - Изображение Фото: Павел Колядин

«Но мы нашли выход – записываем онлайн-трансляции концертов. Такой опыт у нас уже был с 2020 года. Снова этим воспользовались и уже как‑то научились работать в таком формате. Но до сих пор бывает дискомфортно играть в огромном зале, когда издалека на тебя смотрит только одна камера. В июле перед закрытием сезона так прошёл мой сольный концерт. Нельзя творческим людям останавливаться, что бы ни было», – говорит Анастасия. 

Скрипачка Алина Близнюк приехала из Старого Оскола. В этом году она окончила музыкальное училище имени Гнесиных в Москве. Узнав о наборе в «Симфоническую академию», сразу подала заявку: 

«Для меня это в первую очередь знакомство с людьми. Например, я сейчас живу со скрипачкой из Питера. И это хорошая возможность творческого взаимодействия в будущем: приезжать на концерты и работать вместе. Ещё это хороший шанс пообщаться с музыкантами, которые старше меня, уже работают в филармониях и могут поделиться опытом. Здесь с нами будут работать два дирижёра, а я до этого работала только с одним в училище, и это значит, что мой практический багаж знаний пополнится. Ещё я выйду на сцену и как солистка. Это будет суперопыт для меня».

Две недели интенсива. Чему в Белгороде учатся молодые музыканты из других регионов страны - Изображение Фото: Павел Колядин

«Ждём зрителей»

Белгородец Никита Богданцев – студент факультета исполнительского искусства БГИИК – играет на кларнете. На большую сцену в составе оркестров он уже выходил, и для него это не в новинку. 

«Какое‑то время я играл и в концертном оркестре духовых инструментов здесь, и в симфоническом подсаживался пару раз, – вспоминает Никита. – Что для меня здесь новое, так это творческие лаборатории с концертмейстером симфонического оркестра, первой скрипкой Натальей Онищенко. Это очень интересно и я многое для себя узнал: как правильно строить фразы, как вести себя на сцене в оркестре в принципе».

Две недели интенсива. Чему в Белгороде учатся молодые музыканты из других регионов страны - Изображение Фото: Павел Колядин

 

К будущим, хоть и непродолжительным, гастролям по региону Богданцев готов: 

«Жду, что придёт много зрителей, и мы порадуем их красивой музыкой». 

День рождения Южнорусский молодёжный симфонический оркестр отметит первым концертом для школьников 1 сентября в Чернянке. Вечером 2 сентября коллектив соберёт слушателей в Старом Осколе на набережной реки Оскол в квартале «Старая мельница» в честь Дня города. 

«Мы решили поработать на открытой площадке, чтобы таким образом сравнить и показать музыкантам разницу с выступлениями в зале», – объясняет Безрукова.

Две недели интенсива. Чему в Белгороде учатся молодые музыканты из других регионов страны - Изображение Фото: Павел Колядин

 

3 сентября в 18:00 оркестр даст концерт в большом зале филармонии. 

«Чтобы интересно было и ребятам, и публике, программу составили по типу гала-концерта. Мы представим музыку разных эпох. Обязательную классику – Моцарта и Бетховена. Бетховен для молодого оркестра – очень хорошая школа, базис. Представим и Чайковского, и Рахманинова. Во втором отделении прозвучит Штраус. Ещё я предложил, чтобы несколько человек из оркестра сыграли сольно», – раскрывает секреты Илющенко. 

По его мнению, уже на второй сессии, которая состоится в следующем году, молодёжный оркестр сможет взяться за крупные симфонические сочинения – сюиты и симфонии. И это значит, что впереди у белгородских слушателей ещё не одна встреча с Южнорусским молодёжным симфоническим оркестром. 

Оксана Придворева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×