Маленькая лаврочка. Чем уникален Никольский храм в Валуйках
«Белгородские известия» узнали, почему местные жители издавна почитают эту церковь с непростой судьбой
-
Статья
-
Статья
В центре города Валуйки, откуда ни посмотри, видны четыре купола Никольского храма, покрытые золотом. Этой величественной красотой гости небольшого райцентра могут любоваться часами.
Где сходятся история и современность
По преданию, в 1695 году в Валуйках побывал Пётр I и приказал выстроить здесь просторную пятиглавую церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. Её возвели на Красной площади, где сейчас расположена братская могила «Скорбящая мать». В XIX веке прихожан было много, и царский храм стал недостаточно вместителен. Весной 1843 года с разрешения Святейшего Синода и благословения правящего архиерея Антония недалеко от старого каменного собора заложили новый. В 1853-м строительство церкви закончилось и её двери открыли для прихожан.
Мы идём на Красную площадь, к храму. Минуем арочные ворота, которые венчает купол, под ним – образ святителя Николая. Завершить входную группу куполом решил протоиерей отец Михаил (Чайка), благочинный Валуйского округа, он 10-й год служит в этом храме.
В его сопровождении заходим в церковь. Притвор, трапезная часть, алтарь – святая святых. Здесь совершают Божественную литургию.
Отец Михаил – священник во втором поколении. Его родителю – отцу Фёдору – сейчас 76 лет, он служит настоятелем храма иконы Божией Матери «Знамение» и до сих пор восстанавливает его.
«Я вырос на Валуйской земле, в Уразово. Окончил школу, отслужил в армии, потом поступил в Белгородскую духовную семинарию, затем – в Киевскую академию. В областном центре служил в Преображенском и Смоленском соборах, в Новом Осколе – в Успенском. Четыре года отдал миссии в Германии и Аргентине», – перечисляет факты биографии наш собеседник.
Заглядываю в телефон, на сайте Валуйского благочиния читаю, что отец Михаил служил в армии в отдельном разведывательном батальоне, в Аргентине четыре года был настоятелем храма Всех Святых в Буэнос-Айресе и близлежащих провинциях. Прихожанами были эмигранты первой волны из России, их потомки второй волны – из Советского Союза. Имеет несколько церковных наград, среди них – медаль святителя Иоасафа Белгородского I степени.
Вопреки всем приказам властей
Осматриваю стены храма, его убранство. Недавно сделанный ремонт заметно преобразил памятник архитектуры, отсчитывающий уже второй век своей истории. Интересуюсь судьбой церкви в сложные для вероисповедания времена.
«Это единственный храм в Валуйках, который уцелел после богоборческой власти. Ранее на площади, где сейчас находится «Скорбящая мать», был Владимирский собор. В 1932 году, в канун Пасхи, его взорвали, но рядом стоящий Никольский храм уцелел: он был поменьше, менее привлекательный, люди вышли и защитили его, как говорят, всем миром. Я думаю, тогда такое отношение к нашему храму было шок-впечатлением от разрушения Владимирского собора», – констатирует факты отец Михаил.
Великая Отечественная война не пожалела святыню. В 1940 году храм закрыли и сделали здесь склад воинской части. Кресты и колокола сбросили, имущество растащили. Лестницу забрали в пожарную часть. Богослужение в церкви возобновили только через год после окончания войны.
В 2020 году к подготовке празднования 180-летия храма подключилась вся общественность. Благоустроили территорию, построили церковную лавку, заменили полы, поставили новый иконостас и киоты. Деревянные колонны украсили резьбой.
«С главой администрации Алексеем Дыбовым и с благословения митрополита Иоанна мы начали ремонт. Огромную работу провели: поменяли купола, поставили на них кресты с рубиновыми стёклами, обновили кровлю, зачистили фасад, покрасили, переделали ограждение. Сейчас храм очень красивый, а в 2012 году выглядел он не так презентабельно», – вспоминает настоятель.
Ещё одна история связана с Казанской иконой Божией Матери. Старожилы рассказывали, что в послевоенное время много людей умерли от тифа и чумы. Их хоронили на местном кладбище. 21 июля, в День Казанской иконы Божией Матери, с образом идут на кладбище и там служат по усопшим, а несколько лет назад совершили крестный ход, который стал ежегодной традицией.
«Я нашёл икону в плачевном состоянии. Она висела в самом дальнем углу совсем чёрная, мы её отреставрировали, прорисовались следы оклада, видимо, раньше было дорогое оформление с золотым тиснением. Художники, реставрирующие образ, сказали: «Ради таких икон и храмы строят», – вспоминает мой собеседник.
В последнее время церковь посещают больше военнослужащих. Они молятся перед образами Георгия Победоносца, святителя Николая и целителя Пантелеймона.
«Георгия просят о победе над тёмными силами, которые сейчас вокруг России. Я думаю, с Божьей помощью мы выстоим и все невзгоды преодолеем», – уверен настоятель.
Перед алтарём – несколько икон. Их подарили прихожане ещё в конце 1940-х годов.
«Возможно, это работы иконописцев Борисовской школы», – предполагает отец Михаил.
Осматривая иконостас, постепенно двигаемся ко входу в алтарь. Священник открывает двери и разрешает взглянуть издали: туда женщинам входить запрещено.
«Здесь находится старинная Курская-Коренная икона Божией Матери в серебряном окладе, почитаемая у нас. Выносят образ из храма на праздники. А подлинник хранится в США – в Нью-Йорке. Иногда оттуда на крестный ход икону привозят на Валуйскую землю», – объясняет настоятель.
Крест отца Серафима
На стене в трапезной, справа от алтаря, – главный образ святителя Николая. Икона почитаемая, намоленная, об этом говорят украшения, которые подарили прихожане. По словам отца Михаила, кто‑то из духовных чад пожертвовал крест преподобного архимандрита Серафима (Тяпочкина).
«Лично знал Серафима Тяпочкина, потому что отец начинал духовное становление в Ракитном. Помню его с детства, – продолжает священник. – Мы, дети, всегда обедали вместе, он нас благословлял со строгостью».
Люди, которые приходят в церковь поделиться радостью или исповедоваться, рассказывают: если сердечно молиться перед иконой Николая Чудотворца, то просьбы доходят до святого и он их исполняет.
К сожалению, иконы и церковные предметы украли в середине XX века. Но кое‑что местным жителям удалось сохранить и вернуть в храм, да и настоятели, служившие здесь в разное время, собрали уважаемые и почитаемые святыни. Отец Михаил рассказывает о некоторых из них.
«Вот старинная и почитаемая икона «Взыскание погибших». Она написана на пожертвования в 1914 году, во время Первой мировой войны. Тогда было много пропавших без вести, люди молились, чтобы найти своих близких. На обороте есть надпись «В честь Победы», – настоятель показывает её мне.
Фрески и картины
Реставрация сбитых и практически уничтоженных в подкупольном пространстве картин и фресок начиналась ещё в 1980-е при настоятеле отце Андрее (Паюле), он служил в церкви 15 лет.
Рассматриваем роспись сводов храма. Вот прихожан благословляет Бог Отец, затем видим «Тайную вечерю» – воспоминание о том, как в Великий четверг молились Господь и его ученики. Здесь же изображён предатель Иуда Искариотский. Далее – «Вход Господень в Иерусалим», перед выходом – «Страшный Суд».
Для росписи стен и купола в храме по совету священнослужителя, художника-иконописца архимандрита Зинона, пригласили российского художника Николая Мухина. К этому времени Николай Александрович уже принял участие в восстановлении храма Христа Спасителя и имел большой опыт иконописной работы. Всего в 1980–2000 годах народный художник и его ученики расписали 12 православных храмов в России и за её пределами.
Мы покидаем маленькую лаврочку, как называют этот храм валуйчане, с сожалением – наш материал ограничен газетным форматом. Остаётся большое желание в будущем рассказать и о воскресной школе, и о могильных плитах, которые при благоустройстве нашли на территории церкви, о том, что при храме есть столовая, где кормят малоимущих и обездоленных, и как здесь оказывают помощь нуждающимся. Единственное, в чём убеждаемся, выходя из храма, – память и вера человеческая вечны, они никогда не исчезнут с лика нашей земли.
Елена Ховхун