Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
17 июля 2022,  14:02

«Светлый был человек». Как в Ливенке хранят память о молитвеннике земли белгородской

Подробнее – в материале «Белгородской правды»

«Светлый был человек». Как в Ливенке хранят память о молитвеннике земли белгородскойУспенский храм в ЛивенкеФото: Олег Гончаренко
  • Статья
  • Статья

Давно уже не существует здесь скит старца Афанасия, бывшего клирика ливенской Успенской церкви. Но поставлен православный крест на холме, внизу обустроена купель и источник чистой воды. Вверх ведёт капитальная лестница.

Самое главное

«Идею лестницы я подсмотрел в Карачаево-Черкесии, – рассказывает депутат муниципального совета Красногвардейского района Виктор Волков. – На подъезде к посёлку Архыз такая железная лестница ведёт к нерукотворному лику Христа, чудесным образом проявленному на скале. А мы решили увековечить память нашего батюшки».

Депутат, житель Ливенки, сам в этом участвует. С помощниками строил купель и колодец. Купель освящена во имя святого Николая. Стоит беседка для отдыха, обустроены две клумбы. Скоро появятся тротуары от дороги к купели и ограждение площадки от автомобилей.

Благоустройство территории выполняется в рамках губернаторского проекта инициативного бюджетирования. Начало – в апреле 2022 года, срок сдачи – сентябрь. 

«Кроме того, что в селе появится новое место для массового отдыха, зимнего и летнего купания, самое главное – всё это в память о нашем отце Афанасии, который жил здесь, служил, поддерживал ливенцев во время войны и даже в период оккупации», – подчёркивает депутат, инициатор проекта.

В охране императора

Жизнеописание старца собрала краевед, учительница местной школы № 1 Елена Клеткина.

«Иеромонах Афанасий (в миру Яков Игнатьевич Шевченко) родился в Ливенке, ориентировочно в 1882–1885 году, – рассказывает Елена Викторовна. – В 20 лет его призвали в армию, сообщает вышедшее в 2007 году в Санкт-Петербурге издание «Православие. Полная энциклопедия». А так как роста он был огромного, 1 метр 90 сантиметров или даже 2, крепким физически и красоты необыкновенной, вскоре был назначен в охрану Николая II».

В Санкт-Петербурге Яков Игнатьевич, посещая церковные службы, получил причастие от Иоанна Кронштадтского, который в 1990 году причислен к лику русских святых.

Отслужив шесть лет, Афанасий вернулся в Ливенку. Красавец гвардеец сразу стал завидным женихом. Но он, немного побыв дома, ушёл послушником в Валуйский Успенский мужской монастырь. Где, вероятно, и принял монашеский постриг и новое имя.

«Там пробыл до закрытия монастыря в 1924 году. В 1935 году на территории монастыря разместили исправительную колонию, которая существует до сих пор, – уточняет Елена Клеткина. – После закрытия монастыря батюшка вернулся в родное село. А в конце 1930-х годов его посадили лет на 10 или 12. За веру ли он пострадал или за службу при царе, или за всё это вместе».

Схииеромонах Иов Схииеромонах Иов / Фото: архив Елены Семенихиной

Служили Богу

В третий раз иеромонах вернулся в Ливенку перед началом войны. Летом 1942 года оккупанты открыли в селе закрытую прежде Успенскую церковь – это была их обычная практика показного дружелюбия к жителям. Ливенцы обратились к батюшке с просьбой в ней служить.

«Он понимал, что советская власть вряд ли оставит без внимания этот факт. И всё‑таки служил! – констатирует Елена Клеткина. – В Белгородском госархиве мы нашли характеристику на протоиерея Павла Глаголева. В ней указывается, что он начал служить в Успенской церкви с 12 декабря 1942 года, а до него служил «безграмотный иеромонах Афанасий (Шевченко)». Но почему безграмотный? Он учился в школе, служил в царской гвардии. Скорее всего, имелось в виду отсутствие у него духовного образования».

История ливенских священников в войну схожа с сюжетом художественного фильма «Поп» 2009 года – о непростом выборе и сложном положении русского духовенства на оккупированных территориях. Они служили, но не немцам – Богу.

 

 

И после войны батюшка вынужден был доказывать это следователям. Его арестовали по доносу, обвинив по двум статьям: сотрудничество с гитлеровцами и антисоветская пропаганда.

Сохранились воспоминания жительницы соседнего села Кулешовка Екатерины Владимировны Голованёвой. В 1945 году ей было 18 лет.

«Как батюшку арестовали, меня, и маму мою, и ещё некоторых жителей сёл Кулешовка и Ливенка вызывали на допросы в Валуйки в качестве свидетелей. Много людей вызывали, расспрашивали, но никто показаний против отца Афанасия не дал, и, продержав около месяца в камере, его отпустили».

В четвёртый раз он вернулся в родное село уже навсегда.

 

Вынесет узел конфет…

«Жил он в домике на пригорочке, где стоит поклонный крест», – говорит депутат Виктор Волков. 

Из воспоминаний жительницы села Любови Алейниковой:

«Отец мой, Дудченко Алексей Васильевич, был певчим в церкви и дружил с отцом Афанасием. Хорошо помню, как папа ругал его за строгий пост. Не только в пост, но и в простые дни ел только раз в день. Перед Пасхой он ел только хлеб и водой запивал и даже падал в голодные обмороки. Это при том, что еды у него было всегда много. Посылки ему слали со всей страны, и денежные переводы, и люди шли с рабочего поезда каждый день по 3–4 человека. Я тогда была ребёнком, и зачем шли люди, плохо понимала. А вот что конфет у дедушки Афанасия много, это мы, дети, хорошо знали. Зимой катались на санках прямо от его крыльца. Он, бывало, выйдет, позовёт нас и вынесет целый узел конфет и печенья».

За год до смерти иеромонах Афанасий принял схиму – и в схимничестве стал схииеромонахом Иовом. С этим именем и преставился.

«Светлый был человек, и память о нём осталась светлая», – заключает Елена Викторовна. 

Олег Гончаренко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×