Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16 июля 2020,  16:52

Потерянный. В Ивнянском районе есть храм, о котором мало что знают белгородские архивы

«БелПресса» рассказывает о судьбе Свято-Никольской церкви в селе Студенок

Потерянный. В Ивнянском районе есть храм, о котором мало что знают белгородские архивыСвято-Никольская церковьФото: Алина Михайлова
  • Статья
  • Статья

«Сколько лет? А кто его знает? – местный житель смотрит, прищурившись, на поросшую травой крышу, на тоненькие, подрагивающие от ветра деревца вокруг купола и задумчиво добавляет: – Лет 100 точно есть. Может даже 150».

Тайна для историков

Ничего конкретнее от собеседника, как и от других прохожих, добиться не получается. Все растерянно разводят руками – знаем, что древний, пережил революцию, но на этом всё, ничем помочь не можем. В общем‑то, обычная ситуация – допроси белгородцев на тему Преображенского собора, получишь такие же результаты. Но только вот история Студенокского храма – тайна даже для историков.

«В белгородском архиве информации почти нет, – вздыхает директор Ивнянского историко-краеведческого музея Сергей Шаповалов. – Мы посылаем запросы им, они в ответ – нам, на этом всё и заканчивается».

Неизвестна даже точная дата появления Свято-Никольской церкви. Свет на обстоятельства её жизни немного проливает курский архив – всё же большую часть своего существования Студенок относился к Курской губернии. Так, в одном из самых ранних упоминаний о нём, за 1771 год, Студенок назван селом. Если верить традиционному разделению «с храмом – село, без – деревня», можно сделать вывод, что церковь в 1781 году была – а появилась, значит, ещё раньше. Но это лишь догадки. А вот четыре года спустя храм в Студенке был наверняка – об этом свидетельствует «Генеральный план», составленный в ходе генерального межевания. Одна из построек на карте обозначена крестом – обычно это обозначает именно церковь.

«Расположение отмеченного крестиком здания совпадает с нынешним местонахождением церкви. Но в справочной книге, вышедшей в 1908 году, датой постройки храма назван 1836 год! Как такое могло быть? Скорее всего, первый храм, который мы видим на карте, был деревянным. А в XIX веке вместо него возвели новый, каменный», – рассуждает Сергей Евгеньевич.

Картина проясняется

Во второй половине XIX столетия отследить существование храма намного проще: упоминания идут одно за другим – 1862 год, 1873-й, 1890-й… Одно из самых подробных описаний относится к 1908 году: в «Справочной книге о церквах, приходах и притчах Курской епархии» указаны даже количество церковной земли (1,5 десятины усадебной и 33 десятины распашной) и фамилии церковных служителей.

«Один из родственников моего дедушки был тут последним батюшкой. Когда храм закрылся, его сослали», – рассказывает коренная жительница села Таисия Колганова.

После революции храм какое‑то время ещё продолжал действовать. Акт его обследования от 7 сентября 1937 года сообщает:

«…здание церкви ввиду отсутствия надлежащего ремонта в течение 40 лет пришло в полуразваленное состояние. Не осуществляет религиозные богослужения с 1929 года по настоящее время».

 Тогда же здание передали колхозу «Новый мир». Здесь дробили и хранили зерно, рядом стояла весовая, а на только начинающей зарастать травой крыше любили играть местные ребятишки.

«Я молодой был, не дюже обращался к этому делу – стоит и стоит. Храмом у нас его не называли, только церковью, – вспоминает старейший житель села, 88-летний Юрий Истомин. – Как советская власть пошла, он, ясное дело, уже не работал. Внутри был склад зерна, а площадку вокруг обнесли железом. Когда зерно хранили, его и белили в серёдке, и уход был. А когда колхоз закрылся, всё и кончилось.

В 2001 году, во время бури, упал крест. Какое‑то время лежал рядом, в сухой траве, потом пропал – возможно, кто‑то сдал его на металлолом. Местные вспоминают: крест был серьёзный, кованый.

«Металл был непонятный: и не чугун, квадратный какой‑то, – пытается описать прохожий. – Кусок его остался у соседа, а остальное куда делось – неизвестно».

Что осталось?

Сейчас, после ударного колхозного прошлого, запустелых 1990-х и так неудачно начавшихся 2000-х храм медленно оживает. Полуразрушенный, но несломленный, он вновь принимает верующих. Несколько раз в год, на великие праздники, здесь проводит службы настоятель ивнянского Свято-Никольского храма отец Максим (Лазарчук).

За неделю до его приезда селяне наводят в храме порядок: подметают полы, расставляют иконы и свечи. В остальное время храм закрыт – последние несколько лет на двери висит крепкий замок, а ключ хранится у Германа Иванова, в ближайшем доме.

«Было дело, влезал сюда кто‑то пару раз, – признаётся Герман Архипович. – Но вообще‑то, если есть интерес, можно просто прийти и попросить открыть. Мы обычно не отказываем».

При виде неожиданных гостей резко взлетают под купол голуби – давно и надёжно прописавшиеся нежеланные жители. О том, что птицы оборудовали здесь постоянную базу, говорят помёт и похрустывающая яичная скорлупа под ногами – хорошо хоть опустевшая. Порядок тут не наводили несколько месяцев – последняя служба была в апреле, на Пасху.

В углу, аккуратно упакованные в пакеты, лежат иконы. Есть среди них несколько старинных – потемневшие образа смотрят за стёклами печально и устало. Их принесли местные жители, когда в храме снова – пускай и нечасто – начали проходить службы. Интересно, что, по воспоминаниям графини Веры Клейнмихель, до революции в Студенке была икона Божьей Матери, считавшаяся чудотворной. Что с ней стало потом? Ещё одна тайна.

«Когда я ребёнком была, мы с мамой ходили храм белить, – говорит Таисия Колганова. – Не помню точно чем: то ли известью, то ли мелом. И фрески забеливали тоже».

Спустя десятилетия побелка практически полностью смылась. Если поднять голову, увидишь – высоко, под сводами, застенчиво проглядывают сквозь облупившуюся белизну бирюзово-голубые тона. Из центра купола загадочно тянется к земле длинная кованая цепь. Старожилы утверждают, что раньше здесь было электричество и висела большая люстра.

 

Покинутый приход

Фрески на стенах выцвели: чтобы разглядеть редкие сохранившиеся образы, приходится долго всматриваться в потрескавшуюся краску. Кажется, та вот-вот начнёт осыпаться прямо на наших глазах, теряя последние следы былого величия.

«Пару лет назад кто‑то из области затеял ремонт, крыши старые убрали, а новые устанавливать не стали – конечно, началось обводнение. Пошли трещины, фрески стали тускнеть и пропадать, да ещё и голуби залетают – тоже не дело. Если бы вовремя все дыры в крыше закрыли, было бы великолепно», – сетует Герман Архипович.

Местные жители пытались исправить ситуацию своими силами – вызывали вышку, замеряли отверстия, чтобы чем‑то загородить, перекрыть доступ птицам и непогоде. Нижние окна успели застеклить, чтобы можно было проводить службы зимой, не опасаясь ветра. Но прослужили они недолго: весной какой‑то разудалый хулиган кинул в проём камень, и теперь восточное окно подслеповато щурится остатками стекла.

Если приводить храм в порядок, нужно идти до конца: проверить все трещины, укрепить стены, всё зачистить. А для этого желания нескольких селян – пусть даже очень сильного и искреннего – мало. Нужна поддержка со стороны – как физическая, так и финансовая. А её нет.

Местные понимают, что такое невнимание к храму объясняется просто: слишком уж тут мало людей. Так, в 1890 году в селе проживало 980 человек, а сейчас в Студенке осталось немногим больше 100 жителей. Внушительная часть – турки-месхетинцы, которые православные богослужения, разумеется, не посещают.

«Конечно, приход считается маленьким. Но если бы храм восстановили, сюда наверняка приезжали бы из окрестных сёл и деревень, – уверена Таисия Николаевна. – Даже сейчас на большие праздники многие из Федчёвки едут к нам, а не в Ивню. Потому что здесь народу меньше, душе спокойнее».

Школа в комплекте

С правой стороны от храма, через дорогу, расположились несколько кирпичных домов. Ещё в 1970-е годы на их месте был дом другой – тоже кирпичный, но куда более возрастной: примерный ровесник храма. Первоначально пристанище священника, после 1930-х он был переоборудован в сельскую восьмилетнюю школу.

«Там была директорская квартира, мой дядька с семьёю жил, он был учителем», – говорит Юрий Истомин.

Одним из учеников Студенокской школы был Виктор Ткачёв. До сих пор ему вспоминаются дубовые полы, толстые – почти метр толщиной – стены из такого же, как и церковь, кирпича. И образовавшаяся в одном из углов школы трещина, из‑за которой здание решили снести.

«Говорят, стены разваливали тракторами, они долго не поддавались. Позже, когда ту площадку распахивали, въехали в фундамент, – продолжает Герман Иванов. – Кирпич там был не такой, как сейчас – вязкий, просто так не рассыпался. И с маркой «Клейнмихель».

Сергей Шаповалов подтверждает:

«У графа был свой кирпичный завод. И хотя ни на одном из церковных кирпичей клейнмихельской марки не видно, местные уверены, он тот же самый. Крепкий, фирменный. Настоящий графский».

Сергей Шаповалов и Герман Иванов Сергей Шаповалов и Герман Иванов / Фото: Алина Михайлова

Таинственные находки

«Однажды, когда я классе в шестом был, слух прошёл по школе, что нашли возле церкви гробницу! Естественно, уроки сорваны, а мы все рванули туда, – рассказывает Виктор Ткачёв. – Смотрим, и правда: из камня выложена гробница, по размеру – детская. Внутри – гробик, позолотой обитый, лежит скелет, а на нём позолоченные туфельки. Склеп этот продержался потом ещё около трёх лет, пока однажды зимой туда случайно не упал сторож. Тогда гробницу засыпали обратно».

Эту историю косвенно подтверждают и исторические источники. В списке церквей Курской епархии за 1890 год можно прочесть:

«Храм окружён оградой железной, у восточной стены за алтарём могилы».

По расположению – а Виктор Алексеевич показал, где примерно была гробница из его детских воспоминаний, – всё совпадает: у восточной стены, за алтарём.

Ещё одна легенда связана с подземным ходом из храма. Впервые о нём мельком упоминает Герман Иванов, стуча носком ботинка по провалившемуся каменному квадрату пола:

«Говорят, здесь когда‑то ход был. Правда или нет, не знаю, но именно тут всегда влаги много собирается. И когда асфальт делали, проседала земля очень сильно».

Главный эксперт в подземноходовой теме – снова Виктор Ткачёв. Именно к нему направляют все селяне за подробностями, а он охотно делится ещё одной загадочной историей из детства. По словам Ткачёва, подземный ход обнаружили случайно:

«Рыбак выкопал ямку и бросал туда улов. Собрался уходить, полез за рыбкой – а её нет! Начал искать – докопался до кирпичей. Красных, как в церкви».

Потом найденный ход оккупировала местная ребятня. Виктор Алексеевич вспоминает, что они сделали там шалаш. Впрочем, длилось это недолго.

«Взрослые ходом не заинтересовались, а когда мы, пацаны, начали копать дальше, крыша попросту обвалилась. Сейчас я вряд ли смогу точно найти то место, но могу поручиться, что ход был. А когда нам делали от пруда водопровод, то трактором были выворочены красные кирпичи из‑под земли – вот и ещё одно подтверждение», – говорит Ткачёв.

Потерянный. В Ивнянском районе есть храм, о котором мало что знают белгородские архивы - Изображение Фото: Алина Михайлова

Надежда остаётся

Что будет с храмом дальше – неизвестно. Крепкий и внушительный, он, кажется, с лёгкостью простоит и ещё 200 лет – медленно ветшая, поддаваясь налётам птиц, зарастая травой, но даже так поражая своим величием. Единственное, что может что‑то изменить, – вмешательство со стороны. Прислать бригаду тракторов и экскаваторов, наказав снести здание под корень, конечно, проще и дешевле, чем попытаться его восстановить (хотя, судя по рассказам селян о сносе дома священника, скорее сломается техника, чем упадёт постройка).

Но всё меняется постепенно. И для начала достаточно было бы покрыть чем‑нибудь крышу, чтобы сохранить остатки фресок, стены, узорную лепнину. Может ли это случиться? Хочется верить.

Александра Токтарёва

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×