Вся деревня ликовала. Зачем восстанавливают церковь в валуйском селе Подгорном
«Белгородские известия» рассказывают историю храма Архистратига Михаила
-
Статья
-
Статья
Храм открыли за несколько лет до революции. В XX веке, как и многие другие, он пережил разграбление и забвение. А в прошлом году его решили возродить из небытия.
Два здания – две истории
«И октябрёнком я была, и пионеркой, и комсомолкой. И хватило у меня ума и силы воли сказать по‑узбекски: «Нет, отец! Спасибо за хлеб, за соль, а в мусульманстве я никогда не буду. Меня мама и папа крестили в русской православной церкви». В этой», – Татьяна Белозёрова говорит поставленным учительским голосом.
Давным-давно, молоденькую, приехавшую по направлению учительницу, чуть не выдали замуж в Узбекистане.
Сейчас, в свои 80 с хвостиком, она, коренная жительница Подгорного, на пенсии. А до этого много лет, вернувшись в Белгородскую область, проработала в школе, возле которой мы и ведём беседу. Тень от здания дореволюционной постройки спасает от полуденного зноя, через дорогу – церковь. Ещё прохладнее в школьном музее, куда нас привели в первую очередь.
Школу в Подгорном открыли в 1913 году. Построило её валуйское земство. По страховой и действительной оценке каменное здание обошлось почти в 12,5 тыс. рублей. Попечителем значилась Зинаида Бурачкова. Весь прошлый век сельская школа, как и тысячи других по стране, меняла статусы. С начала 2000-х она основная. В сохранившемся здании занимаются начальные классы.
Внешне кажется, что школа и храм Архистратига Михаила построены в одно время. И вроде бы так и есть, но доподлинно неизвестно. Можно сказать, что зданию школы повезло вдвойне: и само уцелело, и его история.
Михайлов день
Краевед и журналист Борис Осыков в энциклопедическом издании «Сёла белгородские» так пишет о Подгорном:
«В 1900 г. Валуйского уезда Насоновской волости д. Подгорная (Петровка) при р. Палатовке – 128 дворов, 897 жит. (463 муж., 434 жен.), 2 общественных здания, винная лавка. 22 октября 1916 г. в д. Подгорная была освящена «вновь построенная церковь».
Прошло больше века, и в селе Подгорном менее 700 жителей, Дом культуры, ФАП, школа, несколько магазинов. Само оно относится к Насоновской территории. На церковные службы местные жители ездят в Рождествено и Валуйки, в Самарино и Никитовку.
В музее Татьяна Сергеевна крестится перед иконами на столе. Одну из них, небольшой тёмный от времени образ на доске, показывает нам.
«Из храма нашего. Принесла её нам, когда мы музей делали, бабушка Вера. Дощечка, видите, куда‑то вставлялась, – объясняет учительница. – Когда церковь разгромили, она пошла в храм и нашла эту иконку. Тогда она лучше была».
Верчу чудом сохранившийся образок в руках. Какой на нём святой – понять трудно.
Валуйский краевед Михаил Сухоруков записал воспоминания жительницы Подгорного Марьи Зиновьевны, 1905 года рождения. Когда начали строить церковь, ей было семь.
«Церковь получилась большой и красивой, из красного кирпича… В храме имелся богатый, сверкающий позолотой иконостас, три колокола на колокольне, один из которых громадный. Говорили, что, когда он звонит, слышно даже в Липягах», – рассказывала Марья Зиновьевна.
Её воспоминания опубликовали в 1996 году в районной газете «Валуйская звезда».
А Татьяна Сергеевна помнит, как рассказывал об освящении храма её дедушка Иван Петрович: «Вся деревня ликовала». Ещё что венчались в этой церкви её родители, Сергей и Анастасия, – в Михайлов день (21 ноября), на престольный праздник.
«Мама немногословная была, да и некогда было говорить: шестеро детей, муж погиб на войне. А её подруга рассказывала: торжественно так было, красиво. И мама такая ладная стояла, что отец глаз не сводил», – вспоминает Белозёрова.
Снимали крест и возвращали
«А потом в деревне шёл разговор, что два мужика лазили, крест снимали и бросали и колокольню», – продолжает она.
После революции храм работал долго, но перед коллективизацией местные комсомольцы сбросили колокола и кресты. Прихожане возмутились, и кресты вернули на место. А потом скинули снова, взялись за разрушение иконостаса. Его опутали цепями, цепи привязали к трактору и через главный вход вытащили наружу.
«Все иконы и другие церковные ценности были разбиты, а что уцелело, доламывали тут же руками. Куда делись ценные предметы, я не знаю, но, по всей вероятности, их просто растащили по домам. Вместе с иконостасом вытащили и церковно-приходские книги… Мужики-курильщики тут же набросились на книги, и в считанное время от них ничего не осталось».
С большой вероятностью после этого здание использовали как хозпостройку.
Когда в Великую Отечественную войну в село пришли оккупанты итальянцы, они на ночёвку оставались в школе. В бывшую церковь загоняли лошадей.
Вросла ногами
«Когда их прогнали, бригадир ходил по дворам и к маме приходил: «Михайловна, в церкви надо убрать весь мусор». Убрали, почистили, полы помыли. А потом стал там склад, зерно хранили», – продолжает Татьяна Сергеевна.
«Это её и сберегло, – подключается к разговору вторая Татьяна, Лифенцева, ведущий библиотекарь Нагоренской модельной сельской библиотеки. – Может, так бы и разрушили. Попробовали откалывать, чтобы по кирпичам растянуть, а не получилось. Колхоз здание поддерживал, крышу крыли».
Когда в 1990-х колхоз кончился, здание заколотили и оставили стоять. Время, снега, дожди и ветра сделали своё дело.
— Татьяна Сергеевна, а церковь в селе нужна?
— Нужна. Не всякий поедет в Никитовку, в Валуйки. Она нужна, но будет ли наша деревня – вот вопрос, – в музейной тишине сказанное звучит громко. – Хорошо одно, что техника теперь такая: приехали, за два дня посеяли, за два дня убрали. Но разбежались все: в Валуйки, в Алексеевку, в Никитовку, в Насоново – кругом разбежались. А вдруг позаберут своих детей, трудоспособные уедут, а старики умрут?
— В храм пойдёте, когда его откроют?
— Да как же не пойду? Если буду живая и не уеду.
Уехать к себе её зовёт дочь. Она пока отказывается:
— Я ей говорю: «Дочка, я вросла ногами в эти бурьяны».
Дуб звенел
Мы идём в храм. За его крышу крепко то тут, то там держатся деревца. Все двери открыты, у одного из входов лежит песок и кирпичи – их безвозмездно предоставило для будущего строительства одно из белгородских предприятий. Внутри пахнет осыпавшейся побелкой, слежавшимся зерном, трухой, проржавевшим железом – одним словом, временем. На потолке над алтарём едва различимы остатки фресок. Часть церковных окон забита и заштукатурена – ещё со времён колхоза. Судя по надписям на стенах, бывали тут любители оставить после себя незамысловатые и не всегда приличные послания для потомков.
«Старались, конечно, чтоб сюда со стороны не заходили. Но молодёжь есть молодёжь», – говорит Татьяна Лифенцева.
Под ногами труха: прошлой осенью здесь сняли полы, убрали мусор.
«Полы были дубовые, и дуб такой – аж звенел, – рассказывает глава Насоновской территориальной администрации Анна Безгодкова. – Здание храма принадлежит местной власти. Восстановленную церковь передадут Валуйской и Алексеевской епархии. Мы доски эти отвезли тем, кто нуждался в дровах».
На уборку пришли местные жители.
«Кто с вёдрами, кто с лопатами, с граблями, – рассказывает Татьяна Лифенцева. – День работали, а убрали немного. А потом ребята наши местные посмотрели на это и трактор загнали».
«Около 12 телег шелухи отсюда вывезли, – подытоживает Анна Безгодкова. – Люди не против помочь. Материально пока воздерживаются, говорят: как начнётся строительство, тогда и мы подключимся».
Силами благотворителей
Восстановление храма курирует попечительский совет. Его возглавляет депутат Белгородской областной Думы Олег Полухин. В совете также глава округа Алексей Дыбов, представители епархии, руководители предприятий и организаций, индивидуальные предприниматели.
Ремонтировать и реставрировать церковь будут за счёт пожертвований и инвесторов.
«Есть подрядная организация, начали работу над проектом, провели экспертизы», – прокомментировала замглавы администрации округа по строительству, транспорту, ЖКХ и системам жизнеобеспечения Инна Кочетова.
Ящики для сбора пожертвований на храм с зимы установили в нескольких учреждениях в Валуйках и в самом Подгорном. Работы по восстановлению начали в июле (раскрыли крышу, демонтировали повреждённые погодой стены), а завершат к ноябрю 2020 года.
Оксана Придворева