Бесхозяйное имущество. Почему в храме Новой Масловки гуляют ветры
Как храм XIX века, пережив гонения на церковь и войны, не устоял в мирное время
-
Статья
-
Статья
Полуразрушенная деревянная постройка, от которой остался только остов – это и есть церковь Трёх святителей в центре села Новая Масловка Чернянского района. Ночной снегопад прикрыл пушистым одеялом старую крышу и почти завалил дорожку к входу. Хотя дорога сюда давно поросла быльём.
Всем ветрам назло
Двери распахнуты, в покосившемся проёме просматриваются деревья. Внутри холодно и серо, полы и обивка на потолке частично сняты, окна немилосердно забиты разноцветными досками, в которых угадываются бывшие церковные росписи. Едва уцелевшие, они проглядывают и со стен – в них трудно узнать героев библейских сказаний. Растрескавшиеся и покрытые пылью лики грустны. Будто понимая всю безнадёжность положения, они со смирением приняли свою участь. С потолка на всё это взирает седой старец, сидящий на облаке, а внизу разводят руками женщины из местного ТОСа.
Пенсионерка Нина Таможникова – коренная жительница села, но действующей церковь не застала. Только из рассказов знает, что раньше она была двухэтажная, с большим золотым куполом и крестом.
«Старые люди рассказывали, что со всех окрестных деревень люди приезжали сюда на праздники, хороший храм был. Я сколько здесь живу, помню его только как колхозный склад, – рассказывает Нина Михайловна. – Но годов до 2000-х хорошо было тут, внутри все росписи сохранились, а потом, как колхоз развалился, склад закрыли и стали потихоньку разбирать: доски тут добротные».
Доски и правда как будто вне времени. Стены из потемневшего квадратного бруса никак не хотят поддаваться холоду, дождям и человеческой безалаберности. Потолок подпирают колонны из массивных стволов. Кое‑где их подточили жучки, краска потрескалась и местами облупилась, однако сами колонны стоят надёжно.
Пережил гонения и войны
Церковь Трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Здатоуста – в Новой Масловке построили в 1865 году.
В книге Бориса Осыкова «Сёла Белгородской области» написано, что в 1890-м в слободе Новая Масловка Чернянской волости Новооскольского уезда было 1 011 жителей: 525 мужчин и 486 женщин.
При церкви был причтовый дом для священников и трёхклассная церковноприходская школа. В ней обучались 110–120 детей из Новой Масловки и соседних сёл. У церкви было 33 десятины полевой земли и 392 рубля в год казённого жалования. Сведений о первом священнике не сохранилось, но с 1884 по 1914 годы в метрических книгах записаны имена семи священников, последним был Алексей Троицкий.
В 1918 году церковь закрыли, а в помещении расположился Новомасловский исполком сельского совета. В бывшем доме священника создали «народный дом», где молодёжь собиралась на громкие читки газет и театральные постановки. К 1937-му в Чернянском районе действующей оставалась всего одна церковь – в селе Гнилом. Во время оккупации в Великую Отечественную войну – с июля 1942-го по январь 1943-го – в здании жили немецкие солдаты. После войны и до середины 1990-х деревянная постройка использовалась как колхозный склад удобрений.
Сейчас церковь Трёх святителей – в числе 13 утраченных в Чернянском районе. Все они были построены в середине XIX века, и от многих не осталось ничего, кроме воспоминаний и архивных записей.
Не пережил мирного времени
Узнав, что писать про храм приехали журналисты из Белгорода, к нему собираются местные жители.
«Даже два года назад он был в лучшем состоянии: окна были, потолок и полы целые», – говорит местная жительница Наталья Переверзева, пока мы обходим постройку, стараясь не зацепиться за кованые гвозди, торчащие из массивных деревянных оснований.
Сейчас большая часть полов разобрана и внизу виден фундамент из красного кирпича. На земле лежат остатки зерна и мусор.
— Я в 1994 году запретил тут хранить зерно и удобрения – закрыли полностью. Церковь была в идеальном состоянии, и росписи были, и краска лазурная сохранена, – говорит бывший глава поселения Владимир Мишуров.
— А почему тогда не восстановили храм? – спрашиваю я.
— Закрыли и всё. Приезжали церковные служители, ходили, плечами пожимали… – отвечает он и обращается к женщинам: – А кто ж разобрал всё – наши, новомасловские?
— Приезжала машина, мужики поснимали всё. Девчата подошли, спросили, а нам, говорят, разрешили, – отвечают ему женщины. – Давно это было, лет восемь назад.
Восстановить любыми путями
В 2017 году жители объединились в ТОС «Новомасловская слобода» и стали искать меценатов, чтобы восстановить храм.
«Мы ж не просим денег – будем рады, если нам помогут стройматериалами, рабочей силой. Мы готовы участвовать в восстановлении, но нужен серьёзный подход, сами не справимся, – говорит представительница ТОСа Вера Бакарас. – Можно его восстановить, я в этом уверена, родники же восстановили».
С родниками у новомасловцев особенная история. Вера рассказывает, как давным-давно приезжал в другое село знахарь из Донецка. Вера была у него. Узнав, откуда женщина, он сказал ей и про родники, и про заброшенную церковь.
«Я знала, что вроде как родники раньше были, и попросила знахаря показать их. Он в Новой Масловке никогда не был, но сразу пошёл к пруду и показал, – рассказывает она. – Сказал, что любыми путями надо дать жизнь родникам и церковь восстановить, тогда село заживёт другой жизнью».
Тот случай забылся, а когда через несколько лет пруд спустили, открылись родники. Местные их расчистили и облагородили, но ключи затопило смывами с площадок одного из агропредприятий. В прошлом году силами тосовцев их снова расчистили и освятили.
«19 января очень много купальщиков было, и службу батюшка там провёл – душа радуется! Теперь очень хочется за церковь взяться, – говорит Вера Бакарас. – Если не получится восстановить, хотя бы сохраним то, что осталось: подлатаем стены, крышу и, может быть, воскресную школу откроем».
Владимир Аракелов, пресс-секретарь Белгородской митрополии:
«Инициатива по реконструкции храма замечательна тем, что исходит от самих жителей села. Они готовы создать общину, открыть счёт для сбора денег. Но важно понимать, что восстановление старинного храма требует больших финансовых вложений, особенно если речь идёт об образцах деревянного зодчества. В любом случае это благое дело следует начать с получения благословения правящего архиерея. Затем специалисты определят, можно ли восстановить храм».
Галина Акапьева, начальник регионального управления госохраны объектов культурного наследия:
«Храм в Новой Масловке в соответствии с приказом управления культуры Белгородской области от 2008 года включён в перечень выявленных объектов культурного наследия как объект религиозного назначения. Это значит, что в госреестр объектов культурного наследия он не внесён, а, скажем так, стоит на очереди. Сносить строение запрещено.
В соответствии с Федеральным законом об объектах культурного наследия он подлежит государственной охране до того момента, пока не будет принято решение, включать его в единый государственный реестр или нет.
Это очень долгая и сложная процедура. Необходимо, чтобы эксперты, аттестованные министерством культуры, провели историко-культурную экспертизу. Она проводится по инициативе заинтересованного лица на платной основе. Если экспертиза даст положительное заключение, то после общественного обсуждения региональный орган охраны объектов культурного наследия примет решение о включении в реестр.
Оценить состояние настенных росписей и понять, какую ценность они представляют, могут только специалисты данной области, и тоже на платной основе.
Говорить о стоимости и возможности ремонтных работ можно только на основании детального обследования здания и разработки проектно-сметной документации.
Но прежде чем начать все эти процедуры по включению в реестр, проведению обследований, составлению смет, надо определить собственника. Пока сведений о том, в чьей собственности находится данный объект, нет. Скорее всего, это бесхозяйное имущество».