Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
30 октября 2017, 14:34
 Анна Морозова 7609

Назад от цивилизации. Почему древняя религия вновь становится популярной

Бывший москвич рассказал, как уехал из столицы в Белгородскую область, чтобы жить в гармонии с природой

Назад от цивилизации. Почему древняя религия  вновь становится популярной Велеслав ещё в столице загорелся идеей гармонии человека и природы. Фото из личного архива
  • Анна Морозова
  • Статья

Лада, Сварог, Перун – в названиях небольших местных фирм всё чаще просматривается интерес к древнеславянским богам. И в соцсетях число сообществ, пропагандирующих языческие культы, за пару лет выросло в разы. Их называют неоязычниками. Хотя, по мнению учёных, к древним они не имеют прямого отношения.

Журналисты «Белгородской правды» побывали в гостях у жителя Борисовского района, которого им рекомендовали как одного из «продвинутых» неоязычников.

Обычные люди

«Только учтите: мы обычные люди, – предупреждает по телефону Велеслав Донской.

Встречаемся на небольшой полянке у санатория Красиво. Деревянный указатель гласит: «Поляна любви». От обычной опушки она отличается только дубом, увешанным разноцветными ленточками.

«Это яркое свидетельство почитания живой природы, – поясняет Велеслав. – Славяне всегда бережно относились к дубам. Молодожёны привязывают ленточки, чтобы их союз был крепким, как этот дуб. После этого едут венчаться. Вполне мирно уживаются традиции разных эпох».

По его словам, в древности такие места назывались «местами силы», которые наши предки умели очень хорошо чувствовать.

Велеслав приветлив и вежлив. Никаких языческих амулетов. Густая борода, льняная рубашка, камуфляжные брюки, на поясе болтается нож. Сразу пояснил, что живёт со своей семьёй обособленно, не вступая ни в какие языческие объединения.

— Судя по имени, вы выделяете какого‑то конкретного бога?

— Нет. Когда мы созерцаем природу, то не можем сказать, что главнее – небо, земля, солнце. При отсутствии хотя бы одного элемента живые организмы не смогут существовать. А имён, имеющих славянскую основу, в современном мире очень много. Владимир, Ярослав, например. Моего сына зовут Яромир. А Велеслав – от Велеса. Славяне подразумевали его как мудрого бога, который покровительствовал богатству.

 

Велеслав Донской.
Велеслав Донской.
Фото Вадима Заблоцкого

О Москве не скучает

Велеслав не любит, когда его называют неоязычником. Впрочем, по отношению к нему это слово действительно звучит странно. Ещё несколько лет назад он был госслужащим в столице. А сегодня живёт земледелием и воспитывает троих детей, совмещая всё это с юридической практикой.

«Интерес к языческой культуре появился во время работы над дипломным проектом, в котором я рассматривал, в том числе, право гражданина на вероисповедание. Интересно было, – признаётся Донской, – изучить, как выглядел мир со славянской точки мировоззрения. Оказалось, что он, на мой взгляд, по своей широте и гармоничности не уступает христианской философии».

Рассказывает, как, определившись и нащупав научную базу, загорелся идеей гармонии человека и природы. Супруга Екатерина, с которой он познакомился на празднике летнего солнцестояния (в ночь на Ивана Купала), полностью его поддержала. Пара приобрела участок земли в Белгородской области.

— А почему не родовое поместье? Вы имеете отношение к «Звенящим кедрам»?

— Наша семья наблюдает за этим явлением. Издания Владимира Мегре призывают людей жить на гектаре земли. Почему нет? Главное, чтобы эти люди жили в гармонии с природой, осознавая себя как её часть. Нам же вполне хватает участка, чтобы прокормить семью и поделиться излишком, – отвечает он.

Сегодня для семьи бывшего москвича Велеслава язычество – не религия, а, скорее, образ жизни, практическая философия. У предков они учатся, в первую очередь, земледелию и социальным взаимоотношениям.

«Вы не задумывались, откуда пошло выражение «поможем всем миром»? – спрашивает Велеслав. – Понятийный аппарат славян под «миром» полагал деревню. И любую проблему они решали всей деревней».

В качестве примера приводит общинный дом, который до недавнего времени существовал в селе Никитском Борисовского района. Со слов старожилов, он служил не только резервным складом для зерна. Любой погорелец, семья, попавшая в трудную ситуацию, могли жить там. А в случае гибели урожая местный житель мог позаимствовать зерно со склада, при возможности вернув его обратно.

«Ни о каких процентах и речи не шло. Всё делалось на уровне человеческих взаимоотношений. Эти традиции, культурные памятники нужно сохранять, чтобы показывать подрастающему поколению, что социальные отношения можно строить на других, нематериальных принципах. Если подобный опыт удастся реализовать даже в небольшой группе людей, это может стать хорошим примером и неплохим толчком к развитию села в нынешних экономических реалиях», – убеждён собеседник.

 

Бездрожжевой хлеб по старинному рецепту.
Бездрожжевой хлеб по старинному рецепту.
Фото Вадима Заблоцкого

Услышать другого

Велеслав убеждён: несмотря на то что большинство белгородцев исповедуют христианство, элементы язычества встречаются в нашем быте постоянно. Разделить современные и древние традиции так же сложно, как желток и белок в свежем яйце. Языческая мифология сохранилась в наших сказках, ту же сущность имеет под собой русская хороводная культура, ряд детских и ролевых игр.

— А христианские традиции вы поддерживаете?

— Некоторые – да. Например, в воскресенье стараемся не работать. Важно уважительно относиться к людям, которые нас окружают. Одному легче осознавать мир через православие, другому через буддизм. Главное, чтобы твоя система взглядов не мешала жить другому человеку.

Велеслав говорит откровенно. Заметно, что синдром избранности, который часто диагностируют неоязычникам, у него отсутствует напрочь. На выборы ходит, но за политической ситуацией особенно не следит – в доме намеренно нет телевизора. К вере подходит как исследователь, а не как мистик, старается читать больше по теме. И «покой мятущейся души» ищет не в экзотических землях, а в глухих уголках собственной.

«Я лично не причисляю себя к неоязычникам, родноверам и прочим. Считаю, это чисто академические, кабинетные обозначения. Как они применяются в жизни, мне непонятно, – говорит он. – Под язычеством принято понимать некую дохристианскую совокупность народных представлений и верований. Но народный взгляд не является чем‑то фиксированным, перед ним всегда встают острые вопросы существования – мы вечно находимся в динамике и развитии».

Как жить гармонично

Однако при всём стремлении «жить на земле» Велеслав от благ цивилизации не бежит. Наоборот, пытается найти пути, объединяющие деревенский образ жизни с городским бытом. Например, в работе использует мобильный телефон и компьютер. Занимаясь органическим земледелием, не отказывается от современной техники вроде газонокосилки, но при этом категорически против агрохимикатов.

«Если на картошку нападает колорадский жук, то мы собираем жуков с плантации вручную, спасаем урожай. Это очень красивая картинка, когда человек потребляет экологически чистые плоды своего тяжёлого труда на земле. И для детей расти в таких условиях просто прекрасно».

 

Велеслав Донской с дочкой Златой.
Велеслав Донской с дочкой Златой.
Фото Вадима Заблоцкого

Детей у Велеслава трое. В детсад они не ходят и при желании помогают в домашнем хозяйстве. Каждую неделю семейство проводит мастер-классы по приготовлению бездрожжевого хлеба по старинному рецепту, который сильно отличается от промышленного.

— Раньше мы продавали баранину, сейчас козий сыр, молоко, масло, хлеб, – рассказывает он. – Продукты делаем для себя, а когда получается больше, чем нам нужно, продаём или обмениваем их. Это делается не ради рентабельности хозяйства, а чтобы показать личным примером, как гармонично можно жить на земле.

— Ваша супруга тоже трудится на земле?

— Да, и совмещает это с профессией. Она графический дизайнер.

— Язычество предполагает отношение к женщине как к богине. Как вы считаете, женщина должна работать?

— Корректнее говорить о свободном выборе. Если у неё есть талант, то почему она должна его прятать? Я не делю людей по конфессиям. Если мы хотим жить мирно и долго, то должны уважать друг друга. Для примера: мне довелось общаться с турками-месхетинцами, которые давно живут в Белгородской области. Это высоконравственные люди, которые взяли из ислама всё лучшее. Их женщины не вульгарны. И то, что они смогли сохранить это в нынешних условиях, делает им честь.

Без счёта и звания

Сколько всего неоязычников в регионе, сказать трудно – явление это относительно новое и малоизученное. Одни регулярно совершают обряды, другие ограничиваются фестивалями народной культуры, третьи свои взгляды вообще не афишируют. Посчитать, сколько тех, кто сам так назвался, а кто действительно живёт как язычник, невозможно. Но очевидно, что львиная доля людей, симпатизирующих неоязычеству, – из разряда сомневающихся, тех, кто принимает религию за чистый патриотизм.

Регистрировать себя как религиозную организацию в Минюсте современные язычники не торопятся. Во‑первых, это противоречит их внутренним правилам. Во‑вторых, привлекать к себе внимание и попадать под наблюдение никому не хочется.

Местные религиоведы полагают, что в нашем регионе неоязычники пока просто не сложились как религиозная группа. В большинстве своём они находятся в стадии «клуба по интересам». Оживление же древней религии на Белгородчине стало возможным во многом благодаря усилиям людей, увлекающихся фольклором и этнографией.


Мнение

Сергей Лебедев, социолог-религиовед, профессор НИУ «БелГУ»:

Фото из личного архива

«Определить суть неоязычества можно так: это религия крестьянства, людей, которые живут на земле и максимально едины с природой. Почему сегодня к нему наблюдается всплеск интереса? Причин несколько.

Во‑первых, жители развитых стран возвращаются к религиозным поискам. Это оживление происходит по‑разному, в том числе и через обращение к наиболее древним верованиям. Современный человек измучен техническими революциями, испытывает усталость от цивилизации, различных противоестественных моментов жизни. Его тянет к чему‑то первобытному и натуральному.

Желание изменить свою жизнь приходит порой в таких причудливых формах, как возвращение к древним верованиям. Однако базируется оно уже не на инстинктах и биопсихологии, а на осознанном тяготении «к земле», некоем концептуальном интересе.

Второй фактор – политический. Религия и политика всегда шли рядом. Власть остро реагирует на всё, что может быть связано с ресурсом управления, оказывает большое влияние на умы народа. В нашей стране ещё с советских времён различные славянско-языческие символы использовались в политических целях. А в 90-е годы некоторые экстремистские движения пытались манипулировать стремлением к народному единству, используя для этого отдельные языческие идеи.

Один из самых часто используемых славянских символов – свастика – в современной истории приобрёл крайне негативное значение. Гитлер злоупотребил этим символом, на деле же это древний знак Солнца, который встречается не только у германцев. Аналог свастики – коловрат.

Подобные манипулирующие группировки, вероятно, существуют и сегодня. Но мы о них мало знаем, потому как они не заявляют о себе открыто. Я думаю, если они снова проснулись, то скорее всего этот процесс лоббируется в каких‑то политических кругах.

Потому, спустя 20 лет термин «неоязычество» приобретает всё большую популярность. Особенно в последнее десятилетие – годы стремительного развития IT-технологий, обеспечивающих свободный доступ к профильной литературе и лёгкость коммуникаций. Современное язычество стало субкультурой, а быть язычником стало как бы модно.

Опасно ли это явление для общества? Всё зависит от степени радикальности местных языческих группировок. Многие группы объединяются просто ради интереса изучения вопроса. По сути, они мало отличаются от кружка по авиамодельному спорту.

Другая категория язычников – те, чьё отношение близко к религиозному. Они открыли для себя истину, очень увлечены этим процессом и несколько фанатичны в отстаивании своих взглядов. Самый тяжёлый случай – радикально политизированные группы, которые имеют чёткую идеологию и программу действий.

Такое неоязычество пропагандирует себя как альтернатива православию и более древняя религия. Православная церковь на это реагирует соответственно. Но она отвергает именно агрессивные или антикультурные проявления язычества, а не всё, что с ним связано. Например, масленичные гулянья вошли в православную народную традицию. Или идея родовых поместий (по большому счёту светский проект) также идёт из язычества. И церковь, насколько я знаю, не выступает против неё.
Самому мне приходилось встречаться только с интересующимися людьми, но слышал, что в регионе есть люди, серьёзно увлечённые этой идеей».


Отец Николай (Дубинин), настоятель старооскольского храма Феодора Стратилата:

Фото из личного архива

«У неоязычества нет линии традиций, нет древних родов. По сути, это всё реконструкция, фальшивка, результат пропаганды среди молодёжи. Она всегда ищет ответы на жизненные вопросы. И неоязычество даёт ей ответ на вопрос «кто виноват?».

А виноваты все вокруг, кроме тебя. Отсюда среди неоязычников много националистов и даже нацистов. Язычество во многом винит тех, у кого другая вера. В отличие от христианства, в этой религии нет самокопания.

В основном в неоязычество идёт молодёжь. Юношеский максимализм, некая романтика, желание стать воином Перуна приводят их туда. Но сегодня Перун, а завтра другой бог. Современные язычники сами себе устанавливают правила, тем самым узаконивая грех: захочу – сломаю нос врагу, захочу – нападу на иноверцев.

Если мы обратимся к истории, то увидим, что язычники не создали своего государства. Славянские племена постоянно враждовали, ведь в язычестве культивируется соперничество, лидерство любой ценой, возможность показать, что ты сильнее. Русь смогло объединить лишь христианство.

Я считаю, что неоязычество – это попытка на почве древних культов создать идеологию против современного общественного строя. То, что сочувствующие этому появляются, означает, что нашему обществу не хватает традиционных ценностей. Для нас это сигнал».


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×