Золотая середина. В чём заключается польза внешкольных занятий для детей
Своим мнением с «Белгородской правдой» делится мама стипендиата губернатора Белгородской области Ирина Година
-
Статья
-
Статья
Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок вырос успешным. Правда, методы достижения цели у всех разные: кто‑то полностью сосредотачивает внимание на изучении школьной программы, кто‑то выбирает как можно больше секций, кружков и внешкольных занятий. Есть ли золотая середина? И почему для ребёнка так важно всестороннее развитие?
Плотный график
Захар Годин – семиклассник белгородской гимназии № 22. В его плотном графике не найти ни одной свободной минутки – вокал, театральная студия, спорт, постоянные конкурсы и концерты. Нам с трудом удаётся поймать его на занятии по сценической речи – между утренним выступлением и вечерней тренировкой по джиу-джитсу.
Пока Захар с преподавателем Натальей Алексеевной оттачивает изученный материал в преддверии новых концертов, мама Ирина рассказывает: несмотря на то что именно она инициатор и идейный вдохновитель увлечений сына, он сам с удовольствием ходит на все занятия.
«Захар бы ещё на шахматы и плавание записался, но с нашим графиком это только в ночную смену», – смеётся Ирина.
К активному образу жизни Захар привык с детства. Сначала по примеру старшего брата начал заниматься вокалом, потом увлёкся спортом. А в третьем классе, после участия в нескольких школьных конкурсах чтецов, Ирина заметила у сына актёрские способности. Тогда Захар решил попробовать себя и в этом направлении и вот уже около двух лет всерьёз занимается сценической речью.
Несмотря на активную жизнь вне школы, с обязанностями ученика Захар справляется на твёрдое хорошо. Кстати, легче всего ему даётся не литература, как можно подумать, а математика.
Да и связывать свою жизнь с творчеством юный артист тоже не планирует. И хотя всё ещё может измениться, пока на вопрос, хочет ли он стать актёром или телеведущим, Захар отвечает твёрдым «нет». Как и многие мальчики в его возрасте, присматривается к мужественным и статусным профессиям: мечтает быть банкиром или сотрудником спецслужб. Но и он, и мама уверены: нынешние увлечения создадут отличный фундамент для любого занятия. В этом, замечает Ирина, и заключается главное преимущество такой насыщенной жизни в детстве и подростковом возрасте.
«Да, это похоже на постоянную гонку. Но оно того стоит. Потому что, когда ты много вкладываешь, потом пожинаешь плоды. Я думаю, кем бы Захар ни стал, всё, что он нарабатывает сегодня, ему точно в жизни пригодится. Никогда ведь не знаешь, куда тебя занесёт», – говорит она.
Первые плоды своих трудов и стремлений Захар собирает уже сейчас. В этом году он получил стипендию губернатора Белгородской области в номинации «Дополнительное образование». До этого не раз занимал призовые места на региональных и всероссийских конкурсах чтецов и актёрского мастерства.
Да и в повседневной жизни полученный опыт полезен, считает Захар.
«Благодаря занятиям я научился быть артистичным. Мне легко общаться с людьми, я не боюсь выступать на публику. А ещё быстро запоминаю информацию – это очень помогает в школе», – отмечает он.
Ирина же среди важных качеств, которые воспитывают кружки и секции, особенно выделяет ответственность – перед командой, преподавателем, зрителем. А ещё умение планировать свой график, составлять расписание, быть организованным и собранным.
Расширение кругозора
Есть во внешкольной, общественной деятельности и множество других плюсов. К примеру, занятия по сценической речи не только ставят голос и искореняют страх сцены, но и развивают эмпатию. Наталья Алексеевна объясняет: чтобы не просто рассказать произведение со сцены, а красиво его продекламировать, любой чтец должен хорошо понимать материал, с которым работает. Своего героя нужно чувствовать, осознавать его радости и печали, мотивации и мысли. Поэтому работа над каждым новым произведением начинается с подробного разбора, объясняет педагог:
«Мы обязательно обсуждаем непонятные слова – те, которые уже не употребляются в речи. Или, например, изучаем быт героев. Вот в одном из военных рассказов есть отрывок, в котором мальчик бежал и крутил колесо. И я объясняла Захару, что у детей в деревне была когда‑то такая забава. А иногда мы вместе узнаём новое – я читаю, а потом рассказываю Захару».
Так актёрское мастерство способствует ещё и расширению кругозора. К тому же репертуар Захар с преподавателем подбирают разнообразный: от басен до военных рассказов, от Пушкина до Маяковского. Главное – чтобы подходило по возрасту и, конечно, нравилось самому юному чтецу. Поэтому занятия неплохо развивают и общую эрудицию.
Везде и сразу
Увлечения ребёнка могут также стать отличным вариантом семейного времяпрепровождения. Тем более они нередко захватывают всех домочадцев – это Ирина знает на собственном примере. Вместе с Захаром она учит стихотворения, сказки, рассказы. И шутит, что никакие проблемы с памятью ей после этого не страшны. А ещё Ирина осваивает новые навыки. Например, учится сочинять стихи, снимать и монтировать оригинальные видео с выступлениями сына.
Включается в процесс и бабушка – как настоящий костюмер, она подбирает наряды под каждый новый образ внука, помогая настроиться на нужный лад и вжиться в любую роль. А старший брат Максим – опытный вокалист – всегда готов помочь и направить.
Конечно, при таком насыщенном и ненормированном графике легко выгореть и потерять всякую мотивацию. И Захар честно признаётся: иногда говорит маме, что устал. В таких ситуациях, делится Ирина, главное – не давить на ребёнка. Ведь отдых – важная и неотъемлемая составляющая успеха.
Нельзя и требовать идеальных результатов во всём. Даже если ребёнок сам стремится стать первым и в учёбе, и в увлечениях, важно объяснять, что старание и процесс важнее результата. А ещё – находить баланс не только между работой и отдыхом, но и различными векторами развития.
«Невозможно быть везде и сразу, – уверяет Ирина. – Если в чём‑то ты не преуспел, значит, обязательно преуспеешь в другом».
Дарина Скарлатова