Отдавая сердце детям. Благодаря кому выпускники школ Валуйского округа идут в педагоги
В День учителя, 5 октября, «Белгородские известия» рассказывают о Василии Подерягине, проработавшем в школе села Шелаево более 50 лет
-
Статья
-
Статья
Педагогические династии – не редкость. Зачастую дети идут по стопам родителей и тоже становятся учителями. Но случается и так, что вчерашний выпускник школы решает стать педагогом лишь потому, что в жизни ему попался настоящий учитель.
Школа Подерягина
Если в истории России были птенцы гнезда Петрова, то применительно к истории села Шелаево Валуйского округа можно говорить о птенцах гнезда Васильева. 84 % сегодняшних педагогов местной школы сами когда‑то были её учениками и учились сначала истории и обществознанию, а потом и жизни у Василия Подерягина. А всего по России и странам бывшего СССР более 200 выпускников Шелаевской средней школы стали учителями.
О феномене Подерягина сказано и написано многое. Педагог с большой буквы, он посвятил работе в Шелаевской средней школе 51 год! Народный учитель СССР, заслуженный работник культуры РСФСР, один из занесённых в энциклопедию «Лучшие люди России», он сам говорит о себе так: «Своё сердце отдал детям».
Подерягин много раз признавал, что ему повезло с собственными, тоже шелаевскими, учителями. Окончив школу, пошёл в педагоги.
— Почему выбрали историю и обществознание? – спрашиваю я.
— Раскрыть секрет? – смеётся Василий Савельевич.
Стать педагогом собралась его будущая супруга Галина Леонтьевна, поступила в Белгородский пединститут. Забегая вперёд, скажем, что стала и учителем русского языка и литературы, и заслуженным учителем РФ, и женой Подерягина. Вместе они продолжили валуйскую педагогическую династию Соколовых – Подерягиных, общий стаж которой насчитывает больше 600 лет.
На физико-математический факультет Белгородского пединститута поступал и Василий Савельевич. Не сложилось: помогал на вступительном экзамене другим, которых в итоге и взяли в вуз. Но не отчаялся, да и шелаевские товарищи позвали учиться в Воронежский пединститут – на историко-филологический и заочно.
Школу Подерягин окончил с серебряной медалью, а первый экзамен сдал на четвёрку. Друзья посоветовали попроситься на пересдачу – за пятёркой. Пришёл, получил билет, ответил. В комиссии спросили, зачем пересдаёт.
«Признался честно: не хочу сдавать все экзамены, – рассказывает он. – И добавил, что увлекаюсь художественным чтением. Тогда они: «Так прочтите нам что‑нибудь!» Я встаю: «Эй, родившиеся в трёхтысячном удивительные умы!» Преподаватель говорит: «Василий, переходи на стационар, я тебя беру в свою группу». Отвечаю: «Рад бы, конечно, но у меня другая задумка: жениться решил». А потом я же пришёл работать учителем пения сразу после школы: сызмальства увлекался музыкой, пел песни, играл на домре, мандолине, аккордеоне, баяне. В общем нисколько не жалею, что потом стал учителем истории и обществознания. Не знаю, какой бы из меня был физик и математик».
— Я знаю, что даже будучи директором, вы вели уроки.
— Больше всего в жизни мне это нравилось! Я с детишками отдыхал, потому что преподавал в основном в старших классах. С ними можно было спорить, доказывать, рассуждать.
— И им с вами можно было спорить?
— Естественно! Я только приветствовал собственное мнение: «Доказывай, дорогой!» Как‑то одному ученику написал в тетради замечание: «Жаль, что у тебя нет собственного мнения». Он чьё‑то пересказал. Я выражаю свою точку зрения, и ты выскажись – обсудим. Ученики со мной достаточно серьёзно спорили, но если они доказывали свою правоту, я соглашался.
Воспитать разностороннюю личность
Директором Шелаевской школы Подерягина назначили в 1980 году. Тогда в стране только-только стали появляться школы-комплексы. Такую создал в Шелаево и Василий Савельевич.
«Для меня очень важно было выпустить из школы разностороннюю личность. Как мы говорили, всесторонней она не получится: всё охватить просто невозможно, да и у одного тяга к одному, а у второго – к другому. Но у нас же были ещё детская музыкальная, спортивная школы, станции юных техников и юных натуралистов, кружки районного Дома пионеров, и все их мы привлекли к себе в качестве филиалов», – объясняет он.
Под руководством Подерягина в школе заработала производственная бригада, в первую очередь чтобы приучить детей к труду. Казалось бы, в сельской местности в этом нет нужды, все и так работают по хозяйству и помогают родителям, но подерягинская философия была в другом.
«Выступая в Государственной Думе, я задал вопрос: «Уважаемые товарищи, мы кого воспитываем – потребителей или производителей?» Если производителей, значит, их нужно учить производить. Мы в колхозе «Красный путиловец» попросили собственный участок земли. Нас испытали. Сначала дали участки разные, а потом, когда мы действительно вырастили урожай кормовой свёклы 1 200 центнеров с гектара и обеспечили колхозные фермы полностью, председатель поставил на общем собрании колхозников вопрос: «Выделим участок?» – вспоминает Василий Савельевич.
В итоге дали колхозу 26 га земли, помогли техникой. Затем колхоз сам купил автомобиль, комбайн, сельхозинвентарь и школьники 9–11-х классов сами обрабатывали землю и выращивали сельхозпродукцию.
Открыли свой счёт в банке. Заработанные деньги шли на зарплату и премии ученикам, на наглядные пособия, организацию праздников. Выращенным урожаем школа, чтобы обучить детей ещё и благотворительности, делилась с валуйскими больницами.
«Я убедился в том, что дети, которые прошли эту трудовую закалку, и своих уже воспитывают в том же духе», – говорит Подерягин.
Школа стала в то время филиалом Борчанского профтехучилища, и выпускники выходили из неё с удостоверениями овощеводов, поваров, водителей автомобилей.
Оставаться человеком
Спрашиваю Василия Савельевича, чем привлёк он своих выпускников в учительскую профессию. Тут тоже сработал основательный подерягинский подход.
«Когда я учился в школе, большинство преподавателей были, так скажем, иногородними, из Валуек и Уразово. Из Валуек неудобно было приезжать, потому что поезд приходил в 9:15. И из Уразово тоже опаздывали. Когда стал директором, поставил перед собой задачу – сделать Шелаевскую среднюю школу действительно шелаевской, чтобы преподаватели были нашими, – вспоминает он.
Затем в Шелаево создали школу юного педагога. Те, кто хотел поступить в педучилище или пединститут, проходили в ней предварительную практику.
«Для этого мы завели хорошие контакты с Белгородским пединститутом, с нашим Валуйским педучилищем, – продолжает Подерягин. – В школе организовали и шефство. Например, пятый шефствовал над первым. Малышня, с первого по четвёртый класс, – над детским садом. И это шефство тоже было на руку тем детям, кто хотел поступить на учительскую профессию. Моей задачей было воспитать настоящего педагога. Я руководствовался принципом, который перенял от одного из преподавателей в институте: «Не волнуйтесь за оценки, всё ещё впереди. Самое главное – оставайтесь людьми».
Обращаю внимание, что Василий Савельевич, рассказывая о школе, почти всегда говорит «мы».
«Я на всю жизнь в школе! В 2015 году перестал быть директором, ещё два года поработал руководителем производственной бригады, а потом ушёл на пенсию. Но как же я себя от школы отделю, если мой дом рядом с ней? Мы союзники! – говорит Подерягин. – Мы с моим выпускным классом строили это здание. Конечно, кирпичи не клали, но землю носили, насыпали, раствор месили. Я всю жизнь не за славой гонялся. Воспринимаю это так: заслужил – носи, не заслужил – терпи. Но школе я много отдал. Вся жизнь моя здесь фактически прошла, и сейчас я прихожу туда».
Прощаясь, Василий Савельевич говорит:
«Сравниваю учителя всегда с горьковским Данко, который вынул своё сердце и из тьмы вывел людей. А у Сухомлинского есть книга, которая называется «Сердце отдаю детям». Вот и я своё сердце отдал детям».
Оксана Придворева